Автосалон получил аккредитацию специализированной организации на регистрацию новых транспортных средств, проданных физическому лицу, в ГИБДД. Автосалон через личный кабинет регистрирует транспортное средство физического лица в ГИБДД и оплачивает со своего расчетного счета госпошлину. Физическое лицо оформляет доверенность, согласно которой поручает автосалону быть его представителем в органах ГИБДД и совершать все действия, связанные с регистрацией транспортного средства от его имени.
Как отразить операции по регистрации транспортных средств в бухгалтерском учете? Как оформить поступление платы за госпошлину от физического лица? Облагается ли такая операция НДС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации уплата физическим лицом госпошлины за регистрацию транспортного средства специализированной организации является возмещением расходов, связанных с исполнением поручения физического лица. Такая операция не подлежит обложению НДС и в доходах-расходах организации не отражается.
При этом услуги специализированной организации, связанные с регистрацией транспортного средства, подлежат обложению НДС и учитываются в составе доходов от обычных видов деятельности.
Обоснование позиции:
Государственная регистрация транспортного средства представляет собой совокупность регистрационных действий и иных действий в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 283-ФЗ (далее — Закон N 283-З) (п. 2 ст. 4 Закона N 283-ФЗ).
Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа (ч. 1 ст. 7 Закона N 283-ФЗ).
При этом государственная регистрация транспортных средств может осуществляться с участием специализированной организации (ч. 2 ст. 7, ст. 22 Закона N 283-ФЗ).
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 22 Закона N 283-ФЗ специализированная организация осуществляет в том числе подготовку документов для подачи в регистрационное подразделение от имени владельца транспортного средства, а также передачу сведений в регистрационное подразделение в установленном регистрирующим органом порядке.
Отметим, что документ об уплате государственной пошлины является одним из документов, представляемых для совершения регистрационных действий в регистрационное подразделение.
То есть специализированная организация подает в регистрационное подразделение документы, в том числе документ об уплате госпошлины, от имени владельца транспортных средств.
Как следует из вопроса, физлицо поручает специализированной организации быть его представителем в органах ГИБДД и совершать все действия, связанные с регистрацией транспортного средства от его имени. Полагаем, что к таким действиям может относиться в том числе уплата госпошлины (смотрите также п.п. 1, 8 ст. 45 НК РФ, письмо Минфина России от 05.03.2019 N 03-05-06-03/14267).
На наш взгляд, взаимоотношения между специализированной организацией и физическим лицом можно рассматривать в данной ситуации как отношения в рамках договора поручения.
Напомним, что по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (п. 1 ст. 971 ГК РФ; Энциклопедия решений. Договор поручения). Поверенный действует от имени доверителя на основании доверенности (п. 1 ст. 975 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 975 ГК РФ доверитель обязан, если иное не предусмотрено договором: возмещать поверенному понесенные издержки; обеспечивать поверенного средствами, необходимыми для исполнения поручения.
На наш взгляд, уплата физическим лицом специализированной организации суммы в уплату госпошлины за регистрацию транспортного средства в данном случае рассматривается как возмещение расходов, связанных с исполнением поручения физического лица зарегистрировать на него транспортное средство в регистрирующем органе.
НДС
Согласно п. 1 ст. 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров (Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС посредниками (комиссионерами, поверенными, агентами)).
Таким образом, в налоговую базу по НДС у посредника включаются только сумма его вознаграждения, а также любые иные доходы, полученные при осуществлении посреднической деятельности и связанные с исполнением посреднического договора.
При этом положения п. 1 ст. 156 НК РФ не содержат указаний на то, какие доходы относятся к иным доходам посредника.
По нашему мнению, применительно к рассматриваемой ситуации к иным доходам могут относиться доходы от оказания услуг, приведенных в ч. 2 ст. 22 Закона N 283-ФЗ.
При этом компенсация расходов посредника (поверенного), связанных с оказанием посреднических услуг, в налоговую базу по НДС не включается (смотрите постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2007 N А56-19948/2006, от 15.11.2005 N А56-8757/2005, ФАС Московского округа от 19.11.2007 N КА-А40/11709-07).
Следовательно, сумма госпошлины, уплаченная организацией в связи с исполнением поручения физлица и возмещенная физлицом, в налоговую базу по НДС не включается.
При этом услуги, оказываемые специализированной компанией, поименованные в ч. 2 ст. 22 закона N 283-ФЗ, облагаются НДС в общеустановленном порядке (Энциклопедия решений. Порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг)).
Бухгалтерский учет
В силу п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99), п. 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации» при поступлении денежных средств от физического лица (доверителя) за уплату госпошлины у специализированной организации не будет возникать ни доходов, ни расходов.
Доходом специализированной организации для целей бухгалтерского учета в данном случае будет признаваться только доход от реализации услуг, поименованных в ч. 2 ст. 22 Закона N 283-ФЗ, которые подлежат учету в составе доходов от обычных видов деятельности в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и (или) величине дебиторской задолженности, определенных исходя из цены, установленной договором (п.п. 2, 4, 5, 6 и 6.1 ПБУ 9/99).
С учетом положений Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, операции, связанные с выполнением организацией функций поверенного, можно отражать с применением счета 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами.
В сложившейся ситуации в бухгалтерском учете специализированной организации могут быть проведены следующие записи:
— уплачена госпошлина за регистрацию транспортного средства;
Дебет 76, субсчет Расчеты с доверителем Кредит 60 (76)
— отражена задолженность физлица по уплате госпошлины;
Дебет 51 (50) Кредит 76, субсчет Расчеты с доверителем
— поступление денежных средств от физлица в счет возмещения расходов на уплату госпошлины;
— признан доход от оказания услуг специализированной организации;
Дебет 90 Кредит 68, субсчет Расчеты по НДС
— начислен НДС на услуги специализированной компании;
— оплата физлицом услуг специализированной организации.
Действующим законодательством не предусмотрен порядок документального оформления рассматриваемых операций.
При этом ст. 974 ГК РФ определено, что по исполнении поручения или при прекращении договора поручения до его исполнения поверенный обязан без промедления представить доверителю отчет с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или характеру поручения (Энциклопедия решений. Отчет поверенного; Примерная форма отчета поверенного по исполнению договора поручения (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ)).
Данный отчет, а также приложенные к нему документы будут являться первичными учетными документами для целей бухгалтерского учета у доверителя.
К отчету поверенный должен приложить все копии первичных документов, относящихся к операциям, проводимым в рамках рассматриваемого договора.
Напомним, что первичные документы, в том числе отчет поверенного, должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к первичным учетным документам ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Отметим, что порядок отражения в учете рассматриваемых операций и порядок оформления первичных документов целесообразно закрепить в учетной политике организации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Ответ прошел контроль качества
Покупатель (организация) нарушил условия договора поставки (отказался от поставки товара). В ходе судебного заседания было утверждено мировое соглашение.
Отражаются ли в составе доходов ИП (продавца) при применении УСН суммы государственной пошлины и штрафа, уплаченные покупателем (списанные со счета покупателя по определению суда)) согласно условиям мирового соглашения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Предприниматель должен включить в состав доходов для целей налогообложения при применении УСН сумму штрафа и сумму государственной пошлины, возмещенные предпринимателю на основании мирового соглашения ответчиком.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и ст. 250 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. При этом перечень таких доходов является исчерпывающим (смотрите, например, письма УФНС России по г. Москве от 05.07.2011 N 16-15/064928@, Минфина России от 16.07.2020 N 03-03-06/3/62051, от 03.07.2020 N 03-03-06/1/57733). Указанная статья не содержит в перечне исключений доходы, аналогичные рассматриваемым.
На основании п. 3 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или ИП (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
Исходя из названных норм, можно сделать вывод о необходимости учета в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, суммы штрафа, взысканной в пользу предпринимателя за неисполнение ответчиком обязательств, принятых на себя по условиям договора поставки (смотрите также письмо Минфина России от 22.09.2011 N 03-11-06/2/131).
Согласно разъяснениям Минфина России, п. 3 ст. 250 НК РФ применим и к случаям возмещения на основании решения суда государственной пошлины (письма Минфина России от 24.07.2013 N 03-03-05/29184, от 06.12.2012 N 03-03-06/4/113). На этом основании в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывается сумма государственной пошлины, возмещенная предпринимателю на основании мирового соглашения ответчиком (смотрите письма Минфина России от 26.11.2019 N 03-11-11/91465, от 27.12.2019 N 03-11-11/102731, от 13.07.2018 N 03-11-11/48792).
Датой получения дохода признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому доходы, перечисленные в п. 3 ст. 250 НК РФ, должны быть не только признаны, но и фактически получены (письма Минфина России от 12.05.2012 N 03-11-06/2/68, от 10.05.2012 N 03-11-06/2/65, от 04.08.2011 N 03-11-06/2/114). Смотрите также Энциклопедию решений. Внереализационные доходы при УСН.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга
Ответ прошел контроль качества
Общество в 2009 году приобрело акции ОАО. Данные акции не обращались на рынке ценных бумаг, находились в собственности общества. В 2020 году данные акции были реализованы сторонней организации.
Может ли общество применить при налогообложении операции по реализации данных акций налогом на прибыль по ставке 0% в соответствии с п. 1 ст. 284.2 НК РФ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Общество в рассматриваемом случае при реализации акций ОАО, принадлежащих организации более пяти лет, может применить ставку налога на прибыль 0%.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей главы 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.
Особенности применения налоговой ставки 0% к налоговой базе по налогу на прибыль, определяемой по операциям с акциями в т.ч. российских организаций (п. 4.1 ст. 284 НК РФ), установлены в статьях 284.2, 284.7 и 284.2.1 НК РФ.
Согласно п. 4.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале организаций, а также акций, применяется налоговая ставка 0% с учетом особенностей, установленных ст. 284.2 и 284.7 НК РФ, если иное не установлено этим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 284.2 НК РФ налоговая ставка в размере 0%, предусмотренная п. 4.1 ст. 284 НК РФ, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.
При этом нулевая ставка применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций, при соблюдении в отношении указанных акций (долей) одного из условий, перечисленных в п. 2 ст. 284.2 НК РФ:
— акции российских организаций относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, в течение всего срока владения налогоплательщиком такими акциями;
— акции составляют уставный капитал российских организаций, не более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ.
В рассматриваемом случае Обществом выполнено условие о непрерывном владении на праве собственности акциями ОАО в течение пяти лет (п. 1 ст. 284.2 НК РФ), при этом, как организацией указано, акции являлись не обращающимися на рынке ценных бумаг в течение всего срока владения такими акциями. При установленных обстоятельствах полагаем, что Общество может применить нулевую налоговую ставку, предусмотренную п. 4.1 ст. 284 НК РФ, к налоговой базе по доходам от реализации таких акций. Аналогичный вывод следует из письма Минфина России от 19.06.2020 N 03-03-06/2/52952, смотрите также Энциклопедию решений. Особенности применения ставки 0% по налогу на прибыль по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале) организаций.
Отмечаем также, что налоговая база (доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 1 ст. 247 НК РФ)) по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от 20% (общей ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ), определяется налогоплательщиком отдельно (смотрите также постановление Президиума ВАС от 17.03.2009 N 14955/08). В связи с чем налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка (п. 2 ст. 274, п. 15 ст. 274, ст. 280 НК РФ).
В случае принятия к налоговому учету доходов от деятельности, подлежащих обложению по конкретной налоговой ставке, расходы, связанные с указанной деятельностью, также подлежат учету в налогооблагаемой базе лишь по этой же ставке налога.
Таким образом, в силу п. 2 ст. 274 НК РФ организация должна обеспечить раздельное формирование налоговой базы по налогу на прибыль по доходам от деятельности, облагаемой по ставке 20%, и доходам, облагаемых по ставке 0%, полученным при реализации ценных бумаг.
К сведению:
До 27 ноября 2018 года действовало правило: применить нулевую ставку можно было в отношении долей (акций), приобретенных начиная с 1 января 2011 года (ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ, смотрите также письмо Минфина России от 25.03.2011 N 03-03-06/1/176). С 27 ноября 2018 года ч. 7 ст. 5 Закона N 395-ФЗ утратила силу.
Полагаем, что для применения льготной ставки при продаже акций (долей) после 27 ноября 2018 года должно выполняться только условие о непрерывном владении ими в течение 5 лет, дата их приобретения теперь не имеет значения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Войнова Оксана
Ответ прошел контроль качества
Работника отправили в командировку на поезде. При прибытии в пункт командирования он пользовался автомобилем организации, предоставил чеки ГСМ.
Можно ли учесть расходы на приобретение ГСМ для целей налогообложения прибыли, в том числе на основании маршрутного листа?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация вправе учесть в стоимость ГСМ, приобретенного сотрудником в командировке, в целях налогообложения прибыли в составе расходов на командировки на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ при наличии соответствующего документального подтверждения расходов.
Документальным подтверждением расходов на ГСМ и их производственной направленности в рассматриваемом случае могут служить приказ о направлении работника в командировку; заявление работника (служебная записка) о компенсации расходов, связанных с приобретением ГСМ, авансовый отчет. В дополнение к этому документом, подтверждающим фактический расход бензина, может являться путевой, а также маршрутный лист или иной аналогичный документ, разработанный организацией. Для подтверждения километража необходимо указать все пункты перемещения автомобиля и цели поездки. Расчет фактического расхода ГСМ должен осуществляться с учетом утвержденных норм расхода топлива по конкретному автомобилю. Стоимость приобретенного бензина должна быть подтверждена чеками ККТ.
Обоснование позиции:
Гражданско-правовые аспекты
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, к которым относятся расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (ст.ст. 167, 168 ТК РФ). Как видно, с точки зрения трудового законодательства, перечень командировочных расходов не является закрытым.
Возмещение расходов, связанных со служебными командировками, осуществляется в Порядке и размерах, которые определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 168 ТК РФ, п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее — Положение).
ТК РФ предоставляет работодателям (за некоторыми исключениями, предусмотренными частями второй и третьей ст. 168 ТК РФ) право самостоятельно определять в коллективном договоре или локальном нормативном акте порядок и размер возмещения дополнительных расходов, связанных с необходимостью выполнения трудовых функций вне места постоянной работы.
В п. 12 Положения предусмотрено, что расходы по проезду к месту командировки на территории РФ и обратно к месту постоянной работы и по проезду из одного населенного пункта в другой, если работник командирован в несколько организаций, расположенных в разных населенных пунктах, включают расходы по проезду транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей.
В то же время у работника может возникнуть необходимость проезда, передвижения непосредственно в месте командирования. Однако такие расходы не отнесены к расходам по проезду.
Вместе с тем в том случае, когда в коллективном договоре или локальном акте предусмотрен порядок и размер возмещения расходов, связанных с проездом работника на служебном транспорте в пределах одного населенного пункта, данные расходы организация вправе будет учесть в качестве расходов, связанных со служебными командировками.
Налоговый учет
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). Расходы, связанные с производством и реализацией, в свою очередь, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ).
В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, могут быть учтены командировочные расходы на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ при соблюдении критериев п. 1 ст. 252 НК РФ.
В соответствии со ст. 166 ТК РФ сотрудники направляются в командировки для выполнения отдельных поручений вне места постоянной работы, в котором они исполняют свои основные трудовые обязанности.
Отметим, что ТК РФ и Положение не содержат ограничений для организации и работников в выборе вида транспорта для использования его в командировке. Не содержит такого ограничения и налоговое законодательство.
Как уже было отмечено, организация вправе предусмотреть возмещение расходов на ГСМ при использовании служебного транспорта в командировке и закрепить соответствующие положения в коллективном договоре, локальном нормативном акте (например, положении о командировках в организации). То есть расходы сотрудника на приобретение ГСМ при поездках в командировке на служебном транспорте могут быть возмещены как иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Кроме того, разрешение работодателя на совершение таких расходов может быть установлено в приказе на командировку либо ином документе, оформленном для данной поездки. После возвращения из командировки работник представляет документы, подтверждающие понесенные расходы. Обоснованно возмещению могут подлежать фактически совершенные и документально подтвержденные расходы сотрудника, связанные с приобретением ГСМ.
Таким образом, если при выполнении задания командированный работник сталкивается с необходимостью постоянных разъездов (или перевозок тяжестей), то расходы на приобретение ГСМ для служебного автомобиля могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при соблюдении общих критериев, установленных в нормах ст. 252 НК РФ.
Документами, подтверждающими произведенные в командировке расходы, в таком случае могут быть, например, заявление работника о компенсации расходов, связанных с приобретением ГСМ для служебного автомобиля в командировке, авансовый отчет.
При этом документом, подтверждающим фактический расход бензина в командировке, исходя из нормы абзаца второго п. 7 Положения может являться путевой, а также маршрутный лист или иной аналогичный документ, разработанный организацией. Для подтверждения километража необходимо указать все пункты перемещения автомобиля и цели поездки.
То есть использование маршрутного листа в качестве документа, подтверждающего фактические расходы ГСМ в командировке, не исключается.
При этом расчет фактического расхода ГСМ должен осуществляться с учетом утвержденных норм расхода топлива по конкретному автомобилю.
Стоимость приобретенного бензина должна быть подтверждена чеками ККТ.
Если же из подтверждающих документов у сотрудника окажутся только кассовые чеки на приобретение ГСМ, то при отсутствии документов, подтверждающих фактический расход топлива, у организации не будет достаточных оснований для отнесения стоимости приобретенного ГСМ в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.
Однако возмещение расходов сотруднику возможно (если в бухгалтерию будут представлены, например, согласованные маршруты следования в командировке, письменно оформленное решение руководителя в виде приказа (иного локального акта), подтверждающего возможность оплаты произведенных расходов в качестве выплат, связанных с командировкой, или в качестве возмещения расходов на приобретение ГСМ).
Бухгалтерский учет
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
— расходы по обычным видам деятельности;
— прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.
Расходы на содержание служебного транспорта на основании п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 относятся к расходам по обычным видам деятельности. Определение суммы расходов по ГСМ (газ, бензин, дизтопливо, масла, смазки и пр.) в бухгалтерском учете производится на основании данных о пробеге автомашины, указанных в путевых листах, по нормам расходования ГСМ, утвержденным организацией. В бухгалтерском учете сумма расхода отражается по дебету счета учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 10, субсчет «Топливо» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Сверхнормативный расход топлива включается в состав прочих расходов.
Для списания ГСМ в общем случае используются:
— путевые (маршрутные) листы;
— авансовые отчеты, поскольку топливо приобреталось через подотчетное лицо;
— приказы руководителя организации, утверждающие нормы расхода топлива;
— акты о списании материальных запасов.
В свою очередь, командировочные расходы также представляют собой расходы по обычной деятельности, Данные выше расходы признаются на дату утверждения авансового отчета руководителем организации (п.п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Подлежащие в соответствии с ПБУ 10/99 признанию в бухгалтерском учете расходы, связанные с направлением работника организации в служебную командировку, должны быть оформлены надлежащими первичными учетными документами, сведения в которых подтверждаются соответствующими оправдательными документами (смотрите раздел III Рекомендаций аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (приложение к письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027).
На основании составленного при возвращении из командировки авансового отчета с приложением оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы (квитанции, кассовые чеки, талоны и т.п.), работодатель в порядке окончательного расчета при оплате расходов на командировку возмещает расходы сотрудника, при этом в учете организации производятся следующие записи:
— сотруднику возмещены командировочные расходы (суточные, оплата проживания);
— отражены расходы на командировку (проживание, суточные);
Дебет 10, субсчет «Топливо в баках автомобилей» Кредит 71
— отражена стоимость приобретенных сотрудником ГСМ;
Дебет 20 Кредит 10, субсчет «Топливо в баках автомобилей»
— стоимость бензина, израсходованного сотрудником, отнесена на расходы организации;
— сотруднику возмещены расходы на оплату ГСМ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
В штате организации есть водители, деятельность которых связана с длительными поездками (водители фур). Им установлен разъездной характер работы. В настоящее время им выплачиваются компенсационные выплаты (суточные) в размере 700 руб. и возмещаются документально подтвержденные затраты. Руководство планирует повысить эти выплаты до фиксированной суммы 2400 руб. в сутки. Для выплаты этой компенсации организация не будет требовать документальное подтверждение расходов.
Как учесть компенсацию при исчислении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суточные, выплачиваемые работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, не облагаются страховыми взносами в размере, установленном локальным актом организации.
Для целей исчисления НДФЛ суточные, выплачиваемые работникам при разъездном характере работ, не облагаются НДФЛ в размере, установленном коллективным договором (соглашением, локальным нормативным актом).
Для целей исчисления налога на прибыль суммы суточных при разъездном характере работ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, для целей налогообложения не нормируются.
Предоставление работниками чеков, квитанций (иных документов), подтверждающих расходование им суточных, при разъездном характере работы не требуется, что подтверждается арбитражной практикой. Однако найдены и отрицательные для налогоплательщика судебные акты. Организация должна быть готова отстаивать позицию о неначислении налогов и взносов в суде.
Обоснование вывода:
Работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, работодатель должен возмещать такие расходы как суточные (ст. 168.1 ТК РФ).
При этом служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Это прямая норма, установленная частью первой ст. 166 ТК РФ. На это указывается и в п. 3 Положения о направлении работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.
С учетом определения компенсаций, приведенного в ст. 164 ТК РФ, и положений ст. 168.1 ТК РФ возмещение расходов при разъездном характере работы является компенсационной выплатой, связанной с исполнением трудовых обязанностей.
Налог на доходы физических лиц
Для целей обложения НДФЛ суточных, выплачиваемых при разъездном характере работ, ограничение по сумме, установленное п. 1 ст. 217 НК РФ (не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ), не применяется, поскольку рассматриваемые служебные поездки не признаются командировками.
Суточные, выплачиваемые сотрудникам в этом случае, не облагаются НДФЛ на основании абзаца двенадцатого п. 1 ст. 217 НК РФ в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (смотрите письма Минфина России от 04.03.2019 N 03-15-06/13866, от 25.07.2018 N 03-04-06/52242, от 07.06.2011 N 03-04-06/6-131, от 04.09.2009 N 03-04-06-01/230).
Страховые взносы
На основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
С учетом положений ст. 164 ТК РФ, ст. 168.1 ТК РФ, если работа сотрудников носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то суточные не облагаются страховыми взносами в размере, установленном локальным актом организации (смотрите письма Минфина России от 25.07.2018 N 03-04-06/52242, от 10.08.2017 N 03-15-06/51340).
Налог на прибыли
Для целей исчисления налога на прибыль суммы суточных при разъездном характере работ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
С точки зрения трудового законодательства возмещение водителям расходов, связанных с разъездным характером труда, не входит в систему оплаты труда, а представляет собой компенсационную выплату, гарантированную ст. 168.1 ТК РФ.
Возмещение работникам расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 25.10.2013 N 03-04-06/45182, от 01.04.2010 N 03-03-06/1/211, от 18.08.2008 N 03-03-05/87).
Арбитражная практика
Суды указывают, что компенсация в виде суточных не предполагает возмещения документально подтвержденных расходов, а определяется исходя из продолжительности поездки. В качестве подтверждающих документов представляются трудовые договоры, положения о порядке возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, путевые листы, товарные накладные и т.п. (смотрите постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2014 N А65-15922/2013, постановления АС Поволжского округа от 20.02.2018 N Ф06-29644/18 по делу N А65-12295/2017, Одиннадцатого ААС от 25.11.2013 N 11АП-18375/13, постановления АС Поволжского округа от 30.10.2017 N Ф06-25897/17 по делу N А65-27526/2016, АС Центрального округа от 03.08.2017 N Ф10-2846/2017 по делу N А14-8389/2016, АС Северо-Западного округа от 23.01.2017 N Ф07-11950/2016 по делу N А66-2009/2016 и др.).
Но есть судебные акты, в которых суд поддержал налоговый орган.
В постановлении Пятнадцатого ААС от 23.05.2017 N 15АП-3810/2017 судьи посчитали, что в том случае, когда выплаты производятся работникам, постоянная работа которых протекает в пути и имеет разъездной характер, и при этом не представляют собой возмещение понесенных работниками конкретных (определенных) расходов, не являются выплатами суточных, а производятся в порядке, установленном локальными нормативными актами и коллективным договором, имеют фиксированный и систематический характер, выплачиваются постоянно и в соответствии с выполняемой трудовой функцией, то такие выплаты входят в действующую в организации систему оплаты труда, в связи с чем они являются объектом обложения страховыми взносами.
В постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2016 N Ф09-8096/16 суд указал, что выплаты за разъездной характер работы являются частью системы оплаты труда, носят систематический и стимулирующий характер, в связи с чем подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Одним из аргументов суда был тот факт, что выплаты не зависят от факта несения расходов. Также из материалов дела видно, что такие компенсационные выплаты превышали суммы оплаты труда.
В судебной практике есть примеры доначисления налога на прибыль и НДФЛ, но они связаны с созданием налогоплательщиком фиктивного документооборота по выплате суточных (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2017 по делу N А40-74746/17, оставлено в силе Постановлением Девятого ААС от 29.01.2018 N 09АП-66046/2017). Но отмечаем, что выводы этих судов применимы только к недобросовестным налогоплательщикам.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия
Ответ прошел контроль качества
Организация выдает подрядчику материалы (трубы). После окончания работ неиспользованная часть материалов возвращается подрядчиком заказчику в виде неиспользованных остатков труб и возвратных отходов (обрезки). Возвратные отходы могут быть использованы организацией только как металлолом.
Как отразить данные операции в бухгалтерском и налоговом учете организации-заказчика, если: материалы выданы для ремонта основного средства; материалы выданы для строительства (модернизации) основного средства?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Переданные подрядчику давальческие материалы (трубы) продолжают учитываться на балансе организации-заказчика. Использованные для ремонта или строительства основного средства трубы вместе со стоимостью переработки учитываются соответственно на счете 20 «Основное производство» или 08 «Вложения во внеоборотные активы». Подробнее смотрите ниже.
Обоснование вывода:
Договор на переработку давальческого сырья относится к разновидности договора подряда, поэтому взаимоотношения сторон — заказчика (собственника материалов, давальца) и подрядчика (переработчика) — регулируются главой 37 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ под договором подряда понимается договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Материалы, переданные организацией для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты их стоимости и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ (изготовленной продукции), определены как давальческие материалы (п. 156 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания)).
При передаче давальческого сырья (материалов) в переработку право собственности на передаваемые материалы, так же как и на продукцию, изготовленную из давальческого сырья, остается за Организацией-давальцем (п. 1 ст. 220, п. 2 ст. 703 ГК РФ).
Возвратными отходами, используемыми в производстве, считаются отходы, которые могут быть потреблены самим предприятием для изготовления продукции основного или вспомогательного производства. Возвратными отходами, неиспользуемыми в производстве, считаются отходы, которые могут быть потреблены самим предприятием лишь в качестве материалов, топлива, на другие хозяйственные нужды или реализованы на сторону (п. 27 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденных ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 N АБ-21-Д).
Бухгалтерский учет
Передавая материалы в переработку, давалец оставляет за собой право собственности на них. Поэтому они не подлежат списанию с баланса заказчика, а учитываются на счете 10, субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону» (п. 157 Методических указаний, п.п. 1-3 письма ФНС России от 20.11.2012 N ЕД-4-3/19531@).
Так как передачи права собственности не происходит, отсутствует и объект обложения НДС и налогом на прибыль.
После переработки материалов давалец должен получить от переработчика:
— отчет об израсходованных материалах, в котором указывают количество израсходованного сырья, произведенной продукции, а также отходов;
— акт приема-передачи выполненных работ с указанием перечня и стоимости выполненных работ.
В действующих нормативных документах бухгалтерского учета отходы упоминаются в п. 111 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания N 119н) и в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — План счетов). Стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.
В частности, План счетов относит отходы производства в состав материально-производственных запасов организации, учитываемых в основном на субсчете 10-6 «Прочие материалы», открываемому к счету 10 «Материалы».
В бухгалтерском учете у Организации рекомендуем сделать следующие проводки:
Дебет 10, субсчет 10-6 «Материалы, переданные в переработку на сторону», Кредит 10, субсчет 10-1 «Материалы»
— переданы трубы подрядчику;
— списаны материалы на ремонт ОС (отчет подрядчика, акт выполненных работ);
Если трубы использованы для строительства (модернизации) основного средства, вместо последней проводки делается следующая запись:
— списаны материалы для строительства (модернизации) ОС;
— отражен возврат неиспользованных труб (накладная);
— отражены затраты по переработке сырья (акт выполненных работ);
— отражен НДС по услугам переработчика (счет-фактура);
— принят к вычету НДС;
Дебет 10-6, код аналитики «Металлолом», Кредит 20
— отражены возвратные отходы по цене металлолома.
Если трубы использованы для строительства (модернизации) ОС, то вместо последней проводки может быть рекомендована следующая:
Дебет 10-6, код аналитики «Металлолом», Кредит 10-6 код аналитики «Материалы, переданные в переработку на сторону»
— отражены возвратные отходы по цене металлолома.
Налог на прибыль
При передаче сырья в переработку и возврате готовой продукции и отходов без перехода права собственности на них доходов и расходов от операции передачи в целях налогообложения прибыли не возникает. Главой 25 НК РФ не установлено особенностей для определения налоговой базы по налогу на прибыль по хозяйственным операциям, связанным с давальческим сырьем.
В силу п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, следующие затраты налогоплательщика:
— на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ);
— на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Таким образом, при исчислении налога на прибыль организация вправе учитывать в составе материальных расходов стоимость материалов и услуг по их переработке с учетом положений п. 5, п. 6 ст. 254 и ст. 318 НК РФ (письмо Минфина России от 20.09.2005 N 03-03-04/1/210).
Согласно п. 6 ст. 254 НК РФ в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
1) по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
По мнению Минфина России, содержащемуся в письме от 26.04.2010 N 03-03-06/4/49, при реализации на сторону возвратные отходы следует оценивать исходя из действующих рыночных цен, определяемых в порядке, установленном ст. 105.3 НК РФ.
В то же время эту точку зрения финансистов можно поставить и под сомнение, ведь прямого указания на применение рыночных цен при реализации отходов на сторону в НК РФ не имеется. О том, что при продаже возвратных отходов на сторону налогоплательщик может исходить из фактической цены их продажи, говорит и судебная практика, о чем свидетельствует постановление ФАС Уральского округа от 13.09.2011 N Ф09-5521/11 по делу N А60-43783/2010.
Если возвратные отходы реализуются на сторону, то они оцениваются по цене возможной реализации (по рыночной стоимости).
Причем в письме Минфина России от 26.04.2010 N 03-03-06/4/49 разъяснено, что в случае реализации возвратных отходов на сторону выручка от их реализации уменьшается на стоимость таких отходов, учтенную в налоговом учете. Полученная прибыль подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций.
Таким образом, налоговый учет давальческих материалов в анализируемой ситуации аналогичен бухгалтерскому.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
Бюджетным учреждением по договору осуществлялась выплата стипендии студентам по КФО 2. Условиями договора была предусмотрена обязанность возмещения суммы выплаченной стипендии в случае несоблюдения договоренностей.
Какими проводками отразить возврат перечисленной стипендии в бухгалтерском учете?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступление сумм возврата стипендий в результате начисления требований к студентам по восстановлению расходов можно рассматривать как компенсацию затрат учреждения с отражением операций на счете 209 34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет, он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.
В рассматриваемой ситуации данное требование закреплено также условиями договора между бюджетным учреждением и студентами. Так как студентами не были выполнены условия договора в части обязанности трудоустройства в учреждение по окончании обучения, следовательно, в данном случае речь идет о компенсации затрат учреждения.
Отметим, что для учета расчетов по суммам причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, предназначен счет 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции N 157н). В соответствии с п. 9.3.4 Порядка N 209н доходы в данной ситуации можно отнести на подстатью 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ, как прочие доходы от компенсации затрат. Таким образом, поступления доходов по возмещению затрат учреждения, в том числе начисление студентам требований по восстановлению расходов, можно отразить с применением счета 0 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат». При этом следует отметить, что операции по начислению доходов в виде компенсации затрат отражаются в качестве собственных доходов учреждения (по КФО 2) независимо от источника финансового обеспечения деятельности, за счет средств которого осуществлялись соответствующие выплаты (смотрите также письмо Минфина РФ от 23.12.2016 N 02-08-07/77797).
В соответствии с п. 149 Инструкции N 174н операции по начислению доходов текущего периода отражаются по кредиту счета аналитического учета счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года». Для отражения доходов учреждения, относящихся к будущим периодам, применяется счет аналитического учета счета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п. 157 Инструкции N 174н). Для целей выбора между счетами следует исходить из того, что счет 0 401 10 000 применяется в случае, если определен период поступления денежных средств, сумма задолженности определена окончательно и не оспаривается встречной стороной. Если же сумма ожидаемых доходов от компенсации затрат оспаривается студентами, в связи с чем сумму поступлений невозможно надежно оценить, либо данный доход относится к следующим отчетным периодам, то начисление доходов осуществляется по дебету счета 0 209 34 000 и кредиту счета 0 401 40 134. Дальнейшее признание в составе доходов текущего финансового года отражается в корреспонденции со счетом 0 401 10 134.
В соответствии с п. 72 Инструкции 174н поступление денежных средств на восстановление ранее произведенных расходов в погашение дебиторской задолженности отражается по дебету счета 0 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства». Кроме того, в данной ситуации доходы от компенсации затрат учреждения отражаются в учете по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств», с применением аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и 134 КОСГУ (п. 365 Инструкции N 157н, п. 12.1.3 Порядка N 85н, п. 9.3.4 Порядка N 209н).
В свою очередь, операции по начислению и уменьшению начисленных сумм возмещения затрат осуществляются с применением соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания (пп. 13.6, 14.6 Порядка N 209н). Так, согласно п. 13.6.7 Порядка N 209н операции по осуществлению расчетов с физическими лицами, увеличивающие задолженность, отражаются по подстатье 567 КОСГУ, соответственно, уменьшающие задолженность — по подстатье 667 КОСГУ (п. 14.6.7 Порядка N 209н).
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с учетом положений Инструкции N 174н возмещение расходов по выплаченным стипендиям можно отразить следующим образом:
- Дебет 2 209 34 567 Кредит 2 401 10 134 (2 401 40 134)
— начисление задолженности по выплаченным суммам (компенсация затрат учреждения);
- Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 667, увеличение забалансового счета 17(130АнКВД, 134 КОСГУ)
— отражено поступление на лицевой счет денежных средств от студентов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
Необходимо ли учитывать остаточную стоимость результатов интеллектуальной деятельности и иных объектов интеллектуальной собственности при определении доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения ст. 288 НК РФ следует рассчитывать по данным налогового учета исходя из остаточной стоимости амортизируемых основных средств, которые соответствуют определению, установленному ст.ст. 256 и 257 НК РФ.
При определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения ст. 288 НК РФ остаточная стоимость иного амортизируемого имущества, в частности в виде нематериальных активов, не учитывается.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту нахождения головной организации без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.
В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по организации.
Амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).
При этом в целях применения п. 2 ст. 288 НК РФ удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период (абзац 3 п. 2 ст. 288 НК РФ).
То есть удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения ст. 288 НК РФ следует рассчитывать по данным налогового учета исходя из остаточной стоимости амортизируемых основных средств, которые соответствуют определению, установленному ст.ст. 256 и 257 НК РФ (письма Минфина России от 11.07.2018 N 03-03-06/2/48148, от 24.08.2017 N 03-03-06/1/54410).
К основным средствам относится часть имущества организации, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).
В свою очередь, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, отвечающие требованиям п. 1 ст. 256 НК РФ и п. 3 ст. 257 НК РФ, относятся к нематериальным активам (письма Минфина России от 15.06.2018 N 03-03-06/1/40989, от 21.06.2017 N 03-03-06/1/38829).
Поэтому при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения ст. 288 НК РФ остаточная стоимость иного амортизируемого имущества, в частности в виде нематериальных активов, не учитывается (письма Минфина России от 06.10.2010 N 03-03-06/1/633, от 10.03.2009 N 03-03-06/2/36, от 23.05.2014 N 03-03-РЗ/24791).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
Арендодателем переданы в аренду транспортные средства без экипажа. Арендодатель получает постановления об административных правонарушениях, совершенных работниками арендатора. В момент фиксации административного правонарушения транспортные средства находились во владении или пользовании другого лица. Арендаторам выставляются претензии о компенсации суммы штрафа.
Как корректно отразить штраф в бухгалтерском и налоговом учете у арендатора и арендодателя, находящихся на общей системе налогообложения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации арендодатель в бухгалтерском учете отразит сумму причитающегося к уплате административного штрафа в составе прочих расходов. В налоговом учете данная сумма в составе расходов не признается. Признанную арендатором или судом сумму компенсации штрафа арендодатель отразит в составе прочих и внереализационных доходов соответственно в бухгалтерском и налоговом учете, а арендатор в составе прочих и внереализационных расходов. Схема бухгалтерских проводок представлена ниже.
Обоснование вывода:
Налоговый учет
Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).
В целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные (экономически оправданные, выраженные в денежной форме) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 270 установлено, что расходы в виде штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
Как следует из ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
Следовательно, расходы на уплату административного штрафа при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль у организации-арендодателя не учитываются.
На основании п. 3 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. Аналогичным образом к внереализационным расходам налогоплательщика относятся расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
На наш взгляд, отношения между арендодателем и арендатором по поводу компенсации суммы административного штрафа представляют собой отношения по возмещению убытков (ст. 15 НК РФ). Напоминаем, что даже при передаче арендованного имущества в субаренду или в безвозмездное пользование, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор (п. 2 ст. 615 ГК РФ). То есть в данном случае арендодатель предъявляет претензии по компенсации суммы административного штрафа именно к арендатору, а не к лицу, фактически эксплуатировавшему транспортное средство при нарушении правил дорожного движения.
Таким образом, считаем, что на дату признания арендатором претензии о компенсации суммы административного штрафа или на дату вступления в законную силу соответствующего решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271, пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ) организация-арендодатель должна включить в расчет налогооблагаемой прибыли сумму подлежащего возмещению административного штрафа, а организация-арендатор получит возможность отнести эту сумму в состав внереализационных расходов. Заметим, что из письма Минфина России от 21.02.2012 N 03-04-06/6-41 вытекает возможность признания в налоговом учете расходов на возмещение убытков, причиненных действиями третьих лиц.
Отметим также, что в письме Минфина России от 11.10.2012 N 03-07-11/408 разъясняется, что денежные средства, полученные арендодателем автомобиля от арендатора в целях компенсации расходов по оплате штрафов за нарушение правил дорожного движения, в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку они не связаны с оплатой услуг по предоставлению автомобиля в аренду.
Бухгалтерский учет
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).
Указанные правила позволяют арендодателю в рассматриваемой ситуации включить расходы в виде административного штрафа как не связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг в состав прочих расходов на дату вступления в силу соответствующего постановления о привлечении его к ответственности (п.п. 2, 4, 5, 12, 16-18 ПБУ 10/99).
На основании приведенных норм, а также п. 14.2 ПБУ 10/99 арендатор в рассматриваемой ситуации сможет по факту признания претензии арендодателя о компенсации штрафа или присуждения соответствующей суммы судом отразить в бухгалтерском учете прочий расход. Одновременно с этим арендодатель должен должен будет признать в учете прочий доход в соответствующей сумме (п.п. 2, 4, 8, 10.2, 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).
Если арендодатель применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», то в связи с признанием в бухгалтерском учете расхода в виде административного штрафа, который не учитывается при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, ему нужно будет отразить в бухгалтерском учете постоянный налоговый расход в величине, определяемой как произведение суммы штрафа на ставку налога на прибыль (п.п. 4, 7 данного ПБУ).
Принимая во внимание положения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, считаем, что указанные факты хозяйственной жизни могут быть отражены на счетах следующим образом (1 — арендодатель, 2 — арендатор):
— арендодателем отражена в составе прочих расходов сумма начисленного административного штрафа;
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— арендодателем отражен постоянный налоговый расход;
Дебет 76, субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— арендодателем отражена в составе прочих доходов признанная арендатором или судом сумма причиненного убытка, подлежащая возмещению.
— арендатором отражена в составе прочих расходов признанная им или судом сумма причиненного убытка, подлежащая возмещению арендодателю.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
На предприятии произошел несчастный случай, связанный с производством, по результатам расследования которого составлен акт формы Н-1. По результатам внеплановой проверки трудовой инспекцией установлено нарушение — отсутствие подстрочников в акте формы Н-1.
Вправе ли трудовая инспекция привлечь работодателя к административной ответственности за данную неточность? Есть ли возможность обойтись предупреждением?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
У работодателя нет права самостоятельно вносить изменения в установленную форму акта о НС, в том числе удалять подстрочный текст. Это будет нарушением ст. 230 ТК РФ и п. 26 Положения, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, санкции которой предусматривают предупреждение или наложение административного штрафа.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если по результатам расследования несчастный случай квалифицирован как несчастный случай, связанный с производством, то комиссией по расследованию несчастного случая оформляется акт о несчастном случае на производстве (далее — акт о НС) по установленной форме Н-1 в двух экземплярах (ст. 230 ТК РФ, п. 26 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73, далее — Положение).
По общему правилу удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается (смотрите, в частности, Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20).
Если имеющийся акт о НС оформлен на бланке неустановленной формы, то государственный инспектор труда обязательным для исполнения предписанием вправе обязать работодателя внести в него необходимые изменения и дополнения (смотрите п. 38 Положения, п. 122 Административного регламента…, утвержденного приказом Роструда от 23.08.2019 N 235).
Таким образом, полагаем, у работодателя нет права самостоятельно вносить изменения в установленную форму акта о НС, в том числе удалять подстрочный текст. Это будет нарушением ст. 230 ТК РФ и п. 26 Положения, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, санкции которой предусматривают предупреждение или наложение административного штрафа.
При этом такой вид административного наказания, как предупреждение, может быть вынесено физическому либо юридическому лицу только за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда жизни и здоровью людей или возникновения угрозы его причинения, а также при отсутствии имущественного ущерба (ст. 3.4 КоАП РФ).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ). Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).
КоАП РФ не требует, чтобы лицо, привлеченное к административной ответственности, обязательно ходатайствовало о замене административного штрафа на предупреждение, замена наказания может состояться вне зависимости от наличия соответствующего ходатайства. С другой стороны, подача такого ходатайства точно не ухудшит ситуацию.
Если в конкретном случае имеется вся совокупность признаков, установленных ст. 3.4 КоАП РФ, а трудовая инспекция не заменяет штраф на предупреждение, то имеет смысл обжаловать постановление об административном правонарушении. Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано работодателем руководителю государственной инспекции труда, в вышестоящий орган (Роструд) или в суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
Физическое лицо (не являющееся ИП) в течение одного календарного года предоставило два долгосрочных процентных займа двум организациям. Аналогичные сделки физическим лицом ранее не совершались. Налог с доходов физического лица (по ставке 13%) удерживается и перечисляется в бюджет указанными организациями (налоговыми агентами).
Каковы налоговые последствия для физического лица в случае признания этой деятельности предпринимательской?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В случае признания операций по предоставлению займов предпринимательской деятельностью физическое лицо займодавец может быть привлечено к ответственности за ведение деятельности без регистрации в качестве ИП, а также за непредставление (несвоевременное представление) налоговых деклараций по НДФЛ и НДС.
Обоснование позиции:
Для целей налогообложения под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 11 НК РФ, ст. 2 ГК РФ).
При этом самого по себе факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания гражданина предпринимателем недостаточно, если совершаемые им сделки не образуют деятельности (письмо ФНС России от 08.02.2013 N ЕД-3-3/412@).
Судебная практика по квалификации деятельности по предоставлению займов юридическим лицам в качестве предпринимательской не сложилась.
Применительно к предоставлению займов физическим лицам судебная практика противоречива и зависит от конкретных обстоятельств осуществления операций.
Например, судебные органы признали предпринимательской деятельностью неоднократное представление процентных займов одному и тому же лицу при подтверждении займодавцем факта осуществления им деятельности с целью получения прибыли (постановление Мирового судьи судебного участка N 4 г. Губкина Белгородской области от 30.09.2013 N 5-328/2013).
Одновременно с этим не признано предпринимательской деятельностью предоставление процентных займов пяти физическим лицам при наличии следующих доводов:
— деятельность не носила публичный характер (не размещались объявления о выдаче займов, займы не предлагались неограниченному кругу лиц, а выдавались только знакомым лицам по их личной просьбе);
— займы предоставлялись за счет личных сбережений заемщика без привлечения иных средств;
— денежные средства были предоставлены на короткий срок (2 месяца) (постановление Мирового судьи судебного участка N 2 Белозерского судебного района Курганской области от 04.09.2018 N 5-575/18).
Таким образом, признаки предпринимательской деятельности носят оценочный характер, квалификация в соответствии с ними деятельности физического лица осуществляется в каждом конкретном случае исходя из совокупности всех обстоятельств деятельности.
В этой связи приведем письмо ФНС России от 07.05.2019 N СА-4-7/8614@, которым направлен обзор судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физических лиц в качестве предпринимательской (далее — ПД) в целях налогообложения. Здесь, прежде всего, сказано, что ПД может заключаться не только в использовании гражданином результатов труда, но и в использовании принадлежащего ему имущества для целей осуществления ПД. В то же время владение, пользование, а также распоряжение имуществом не рассматривается само по себе в качестве признака ПД, а рассматривается как осуществление правомочий собственника.
Согласно п. 1 (смотрите п.п. 1.1, 1.2) письма общими признаками, свидетельствующими об осуществлении физическим лицом ПД, являются:
— приобретаемое гражданином имущество имеет предпринимательское назначение (не предназначено для использования в личных целях) и установлена направленность действий на систематическое получение прибыли;
— реализованное гражданином имущество ранее использовалось им в предпринимательских целях.
Представляется, что квалификация в этом качестве денежных средств, предназначенных для предоставления в заем, неоднозначна в силу их обезличенности.
В п. 3 письма приведены признаки, не позволяющие квалифицировать деятельность физического лица в качестве предпринимательской. В частности, в п. 3.1 указаны доходы, которые получены не в связи с самостоятельной ПД. Приводя позицию судей, ФНС сообщила, что эти подходы применимы к «пассивным» доходам от использования и распоряжения имуществом, в том числе к дивидендам и процентам по вкладам, займам, доходам от сдачи имущества, приобретенного для личных нужд, в аренду и иным аналогичным по характеру выплатам, что само по себе не свидетельствует об осуществлении ПД.
Еще один признак отсутствия ПД — отсутствие систематичности извлекаемой прибыли. Недопустимо признание деятельности предпринимательской на основе единичных случаев совершения гражданско-правовых сделок. Очевидно, что не соответствуют определению предпринимательской деятельности, изложенному в статье 2 ГК РФ, случаи нерегулярной по характеру реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 3.2 письма).
Ответственность за ведение деятельности без регистрации в качестве ИП
Признание деятельности займодавца в качестве предпринимательской (многократное заключение займов) влечет привлечение его к ответственности по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей. При этом в случае признания физическим лицом своей вины размер штрафа может быть снижен (постановление Мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района г. Пензы Пензенской области от 12.02.2020 N 5-120/20).
Вопрос о возможности привлечения физического лица к ответственности за ведение деятельности ИП без постановки на учет в налоговом органе с взысканием штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ), является спорным (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23.07.2015 N Ф07-4350/15, от 15.07.2014 N Ф04-5972/14 (речь шла о купле-продаже недвижимости), апелляционные определения СК по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19.10.2015 по делу N 33а-14663/2015 (сдача недвижимости в аренду), Кемеровского областного суда от 21.10.2015 по делу N 33а-10424/2015 (продажа квартир)).
Отсутствие судебной практики по спорам последних лет свидетельствует о неприменении налоговыми органами п. 2 ст. 116 НК РФ при квалификации деятельности физического лица в качестве предпринимательской. Вместе с тем мы не исключаем возможности привлечения займодавца к ответственности в соответствии с указанными нормами.
Пересчет налоговых обязательств
При выявлении объективных признаков предпринимательской деятельности в деятельности налогоплательщика налоговый орган вправе пересчитать его налоговые обязательства (письмо ФНС России от 08.02.2013 N ЕД-3-3/412@).
Физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП, должно уплачивать налоги и представлять отчетность как предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения (п. 2 ст. 11 НК РФ, постановление АС Поволжского округа от 30.07.2019 N Ф06-48707/19).
ИП признается плательщиком НДС и НДФЛ (п. 2 ст. 11 НК РФ, ст.ст. 143, 207 НК РФ).
Операции по предоставлению займа освобождаются от налогообложения НДС (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина России от 27.09.2019 N 03-03-07/74528). Соответственно, признание предоставления займов предпринимательской деятельностью не приведет к неуплате НДС в бюджет.
Проценты по займу, полученные от российской организации, признаются доходом физического лица — заимодавца и подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (письмо Минфина России от 05.03.2019 N 03-04-06/14353).
Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно производят исчисление и уплату НДФЛ по доходам, полученным от осуществляемой ими деятельности. Организации, от которых или в результате отношений с которыми ИП получил такие доходы, налоговым агентом в этом случае не признаются и исчисление, удержание у налогоплательщика и уплату суммы налога в бюджет не производят (пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ).
В то же время, на наш взгляд, перечисление НДФЛ в бюджет заемщиками не приводит к неуплате НДФЛ с процентов по займу в бюджет. Поэтому при квалификации предоставления займов в качестве предпринимательской деятельности не возникает негативных налоговых последствий по уплате НДФЛ в бюджет.
Кроме того, физическое лицо не должно привлекаться к налоговой ответственности, установленной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, так как факт неуплаты (неполной уплаты) сумм налога отсутствует.
За непредставление (несвоевременное представление) декларации по НДС (даже если она нулевая) и НДФЛ на физическое лицо может быть наложен штраф в размере 1000 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) декларацию (п. 5 ст. 174 НК РФ, п. 1 ст. 119 НК РФ, постановление АС Уральского округа от 30.06.2020 N Ф09-1465/20, кассационное определение СК по административным делам Восьмого КСОЮ от 02.07.2020 по делу N 8а-10109/2020[88а-10587/2020]).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хмелькова Елена
Ответ прошел контроль качества
Организация на УСНО (доходы минус расходы) приобрела абонемент на подключение к обновлениям ЭПС «Система ГАРАНТ».
Можно ли принять данные затраты в расходы при УСНО?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация может учесть расходы на приобретение абонемента на подключение к обновлениям ЭПС «Система ГАРАНТ» при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Обоснование вывода:
Система ГАРАНТ (информационный продукт вычислительной техники) является электронным периодическим справочником (далее — ЭПС «Система ГАРАНТ», Справочник), который содержит информацию о текущем состоянии законодательства Российской Федерации, размещенную в сети Интернет. Подключение к Справочнику и к его обновлениям предоставляется на основании приобретенного абонемента.
Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы, предусмотренные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень расходов, указанный в данной норме, носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.
Таким образом, расходы на приобретение абонемента на подключение к обновлениям ЭПС «Система ГАРАНТ» можно учесть в целях применения УСН на основании пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. С данным выводом согласен и Минфин России, смотрите письма от 10.12.2018 N 03-11-06/2/89780, от 19.01.2016 N 03-11-06/2/1520, от 03.06.2019 N 03-11-11/40148, от 21.01.2020 N 03-11-11/2936.
При этом необходимо помнить, что при применении УСН любые расходы принимаются к учету после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Кроме того, учитываемые в целях налогообложения расходы должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), т.е. быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода. В качестве документального подтверждения расходов на приобретение абонемента на подключение к обновлениям ЭПС «Система ГАРАНТ» могут использоваться, например:
— договор;
— накладная, подтверждающая передачу абонемента;
— электронное письмо, подтверждающее передачу покупателю логина и пароля для подключения к обновлениям текущих версий Справочника;
— платежные документы.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры