Понятие «единственный родитель» в российском законодательстве не определено. Но в самом общем смысле (исходя из судебной практики) оно означает отсутствие у ребенка второго родителя по причине смерти, признания безвестно отсутствующим либо умершим.
Смежная отрасль права — трудовое законодательство — говорит, что расторжение трудового договора с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида, по инициативе работодателя не допускается (ст. 261 ТК РФ).
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) под одинокой матерью понимается женщина, не состоящая в браке, если в свидетельстве о рождении ребенка запись об отце отсутствует либо запись произведена в установленном порядке по указанию матери.
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 одинокой матерью может быть признана женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, т. е. воспитывающая их без отца, в частности, в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, а также в иных ситуациях.
В качестве примера можно привести жалобу, рассмотренную ФНС России, которая как раз касается вопроса применения стандартного налогового вычета для единственного родителя.
Налогоплательщик заявил стандартный налоговый вычет на ребенка в двойном размере, поскольку считал себя единственным родителем (второй родитель — бывший супруг — не выплачивал алименты и никак ребенку не помогал). Однако, по мнению налогового органа, налогоплательщиком статус единственного родителя не подтвержден.
И ФНС России при рассмотрении жалобы согласилась с таким мнением, отметив, что неуплата алиментов вторым родителем не является основанием для получения налогоплательщиком правового статуса «единственный родитель».
В данном случае спора можно было бы избежать: родитель, фактически воспитывающий ребенка и проживающий вместе с ним, мог получить право на стандартный налоговый вычет в двойном размере, если бы второй родитель отказался от своего права на получение стандартного налогового вычета по НДФЛ, подав соответствующее заявление работодателю.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры