Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Налоговая сообщает

Интервью начальника ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Голышевой Елены Леонидовны по теме: «Работа Инспекции по пресечению деятельности фирм - «однодневок»

29 Июня 2020
  1. Вопрос:

С начала 2020 года в средствах массовой информации активно появляются новости о пресечении правоохранительными органами на территории округа и города Сургута уголовных преступлений в сфере налоговых махинаций и «отмывания» денежных средств с использованием фирм - «однодневок».

Так что же такое фирма – «однодневка»?

 

Ответ:

В законодательстве нет определения понятию «фирма – «однодневка». На практике под ней понимают формально обособленную, но фактически несамостоятельную организацию, которая в реальности не ведет предпринимательскую деятельность.

 

2.Вопрос:

Для чего создаются такие фирмы и как их используют?

 

Ответ:

Фактически контролирующее «однодневку» лицо использует ее для создания фиктивного документооборота с другими участниками.

Фиктивный документооборот является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения, а также для вывода денежных средств организации из ее оборота.

Принимая фиктивный документооборот к учету, занижаются подлежащие уплате налоги, а также появляются «формальные» основания для перечисления денежных средств на счета фирм – «однодневок».

Поэтому налогоплательщиков, использующих в своей деятельности фирмы - «однодневки» и созданный с ними документооборот, обычно определяют как выгодоприобретателей.

 

3.Вопрос:

Получается, что именно выгодоприобретатели создают фирмы-«однодневки»?

 

Ответ:

Такое бывает, когда бенефициары бизнеса создают для него или «покупают» одну или несколько фирм – «однодневок» и используют их в хозяйственной деятельности.

Однако распространенным является и создание фирм–«однодневок» в качестве самостоятельного бизнеса. Контролирующее такую фирму лицо просто «продает» фиктивный документооборот с ней или право пользования ее расчетными счетами для получения как необоснованной налоговой экономии, так и для вывода денежных средств.

 

4.Вопрос:

Контролирующее фирму – «однодневку» лицо выступает ее руководителем?

 

Ответ:

При том, что

- понятие «налоговой выгоды» и оценка доказательств обоснованности ее возникновения арбитражными судами сформулированы еще в 2006 году в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 53,

- а признание ее необоснованной при использовании фирм – «однодневок» включено в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок с 2008 года.

В Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, для создания фирмы – «однодневки» установлена только с конца 2011 года в статье 173.2.

При этом, первоначальная редакция данной статьи, содержала очень труднодоказуемую формулировку (и могла сработать фактически только в том случае, если потенциальный преступник сам себя оговорит или признает, что предоставлял документ, заранее зная, что с его помощью будет образовано юридическое лицо в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом).

И только в 2015 году (Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ) в статье 173.2 УК РФ эта сложная «конструкция» заменена на «внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице», предусмотрев ответственность для лиц, предоставляющих свои документы для этого.

Отсюда видно, что, если ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций (статья 199 УК РФ) предусмотрена с первой редакции Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года, то ответственность для лиц, создающих условия для такого уклонения, наиболее эффективно работает только с 2015 года.

Поэтому раньше в большинстве случаев регистрация фирм–«однодневок» производилась на «подставных» лиц, часто по документам людей, ведущих асоциальный образ жизни, предоставляющих свои документы за вознаграждение и не интересующихся, для каких целей они используются.

С введением же уголовной ответственности за такое предоставление документов, все чаще руководителем «однодневки» выступает контролирующее ее лицо либо участник группы лиц.

 

5.Вопрос:

Получается, что «однодневки» все больше похожи на реально действующие организации?

 

Ответ:

Понятие «однодневка» появилось в связи с тем, что изначально у такой организации был короткий жизненный цикл, ее создавали для одной или нескольких мнимых операций, а затем бросали. Ей были присущи большинство признаков недобросовестного контрагента.

С усложнением процесса создания таких фирм, контролирующие их лица стремятся максимально придать «однодневкам» вид реально-действующих организации, и продлить сроки их использования: увеличивают уставный капитал с минимального размера, ведут их документацию, составляют фиктивные бухгалтерские документы.

 

6.Вопрос:

Как налоговые органы в таком случае ведут работу с фирмами–«однодневками»? Принимаются какие-либо меры борьбы с ними или это уже все бесполезно и возможно только правоохранительным органам в рамках их компетенции, а налоговые органы ведут работу только с выгодоприобретателями, уклоняющимися от налогообложения?

 

Ответ:

Конечно, работа с выгодоприобретателя, использующими фирмы-«однодневки» ведется Инспекцией на постоянной основе.

Но в настоящее время приоритеты налоговых органов смещаются в сторону принятия превентивных мер от налоговых махинаций путем предупреждения создания и функционирования «однодневок».

 Принимая во внимание, что фирмы-«однодневки» чаще всего создаются и используются в схемах по незаконной минимизации налоговых обязательств, в том числе только с «бумажным» НДС, без перечисления денежных средств, именно налоговые органы в ходе исполнения возложенных задач и функций чаще всего первыми выявляют их и начинают работу по пресечению их деятельности.

Конечно, для полного пресечения деятельности даже одной такой фирмы, не говоря о группе фирм, без правоохранительных органов не обойтись. У налоговых органов другие цели и полномочия. Вот почему Инспекция активно сотрудничает с правоохранительными органами и организует скоординированную работу на всех этапах.

 

7.Вопрос:

Могли бы вы подробней рассказать об организации работы в Инспекции по противодействию фирмам-«однодневкам»? Что ждет лиц, участвующих в таком бизнесе?

 

Ответ:

Приоритетным направлением в работе является проведение оперативных мероприятий на стадии создания юридического лица, миграции на территорию г. Сургута, смены руководителей и учредителей, особенно на лиц, зарегистрированных (проживающих) за пределами  г. Сургута.

В Инспекции создана группа, в которой ежедневно осуществляется оперативный обмен информацией, обсуждаются результаты проведенной работы (результаты риск-анализа, опросов, осмотров).

Раскрывать контрольные мероприятия, проводимые Инспекцией, не целесообразно. Но многие уже увидели часть мероприятий, которые проводятся налоговым органом.

Одним из таких мероприятий является приглашение руководителя организации в налоговый орган для беседы. В ходе беседы устанавливаются обстоятельства, при которых проводятся регистрационные действия, а также до заявителя доводится информация:

- о полной налоговой ответственности за финансово-хозяйственную деятельность создаваемой или возглавляемой организации, в т.ч. и субсидиарная ответственность;

- о необходимости открытия расчетного счета для ведения деятельности;

- о негативных последствиях при применении сомнительных схем налогообложения;

- об уголовной ответственности за незаконное (фиктивное) создание организации или смены руководителя/учредителя.  

В любом случае, даже если у налогового органа на стадии осуществления регистрационных действий нет оснований для отказа в них, продолжается «плотное» сопровождение деятельности организации, имеющей признаки «однодневки».

Информация собирается не только из тех данных, которыми располагают налоговые органы, но и из внешних источников, в том числе открытых данных сети Интернет, правоохранительных органов.

Параллельно под пристальное внимание подпадают и налогоплательщики, уменьшающие свои налоговые обязательства на основании документооборота с фирмой, отвечающей признакам «однодневки».

 

8.Вопрос:

Получается, что даже если деятельность фирмы-«однодневки» не пресечена на стадии ее регистрации, то она все равно не уходит из поля зрения налоговых органов?

 

Ответ:

Организации, вызывающие сомнения с учетом собранной информации, берутся на контроль. Иногда не сразу, но, тем не менее, доказательственная база формируется, наполняется результатами мероприятий налогового контроля.

 

Выгодоприобретатели на совещаниях в налоговом органе часто возмущаются, почему спустя только несколько налоговых периодов Инспекция начинает предъявлять претензии по поводу обоснованности уменьшенных налоговых обязательств.

Необходимо учитывать, что такие негативные последствия вызваны, прежде всего, тем, что налогоплательщик в принципе использует «однодневки» в хозяйственной деятельности, а также для предотвращения беспочвенных претензий.

Если налоговый орган в ходе совещания обозначает контрагента как «однодневку» это уже серьезный сигнал задуматься, значит аналитический сегмент в отношении данной фирмы уже собран, в стадии исследования могут остаться только заявленные вами хозяйственные операции – частные обстоятельства, не влияющие на действительность ведения данной фирмой реальной финансово-хозяйственной деятельности.

 

9.Вопрос:

Из Ваших пояснений ясно, что это сложный процесс, требующий временных затрат. А есть такие мероприятия, которые дают быстрый результат?

 

Ответ:

Такие мероприятия есть, они проводятся в первую очередь и, конечно, Инспекция нацелена на получение максимального результата на их стадии.

 

10.Вопрос:

Что это за мероприятия?

 

Ответ:

Это те мероприятия, которые проводятся на стации совершения регистрационных действий.

Если их результат показывает недостоверность сведений, содержащихся в предоставляемых на регистрацию документах, и образуется одно из предусмотренных законодательством оснований для отказа в регистрации, то в таком случае нет необходимости в сборе трудоемкой доказательственной базы.

Например, проверка адреса регистрации, указанного в документах.

Налоговый орган истребует у собственника помещения документы и информацию о действительности намерений предоставить вновь создаваемой фирме помещение в аренду независимо от наличия гарантийного письма.

 

11.Вопрос:

Если собственник не подтверждает действительность гарантийного письма, то в таком случае понятны действия налогового органа. А если он все-таки подтверждает?

 

Ответ:

Как уже отмечалась, если организация, ее участники или другие обстоятельства вызвали подозрение, то контроль не будет снят так быстро. Усиленный  контроль в пределах имеющейся компетенции будет сопровождать ее до того момента, пока не будет принято коллегиальное решение об отсутствии признаков фирмы-«однодневки». Только после этого контроль налоговых органов перейдет в «штатный» режим.

Поэтому, проверка всех обстоятельств ведения деятельности, в том числе, фактическое нахождение по заявленному адресу, могут проводиться не единожды.

 

12.Вопрос:

В таком случае, что происходит, когда собственник подтвердил предоставление гарантийного письма, но фактическое нахождение фирмы по нему не установлено?

 

Ответ:

Налоговый орган проведет работу на актуализацию данных, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, и, в установленных случаях, в реестр вносится запись о недостоверности сведений с последующим исключением из него такой фирмы.

Помимо этого, налоговый орган будет проводить контрольные мероприятия в отношении собственника помещения, предоставившего гарантийное письмо с целью установления его причастности к внесению в единый государственный реестр юридических лиц недостоверной информации.

Простыми словами, Инспекция включит такого собственника в список субъектов, находящихся на углубленном налоговом контроле для того, чтобы убедиться, осознавал он или нет, что предоставляет формальное гарантийное письмо.

Даже если это не происходит быстро, но информация о «продаже» гарантийных писем отдельными собственниками аккумулируется в Инспекции. С такими собственниками работают не только налоговые органы, на определенном этапе данные о них передаются и в правоохранительные органы, более того, все организации, находящиеся в помещениях, где они являются собственниками, подпадают под более пристальное внимание.

Мне не кажется целесообразным рисковать налаженным законным бизнесом ради сомнительных выгод.

 

13.Вопрос:

Что же делать добросовестному собственнику, который надеялся получить еще одного арендатора, дал гарантийное письмо, а в итоге нет арендатора и былой спокойной жизни: налоговые органы, в перспективе правоохранители, имеющиеся арендаторы нервничают?

 

Ответ:

Не надо занимать пассивную позицию при предоставлении гарантийного письма. Ведь каждый арендодатель прекрасно понимает, для чего оно оформляется. Вы даете свою гарантию, согласуйте с потенциальным арендатором сроки, в которые он все оформит. Если вы видите, что потенциальный арендатор, получив гарантийное письмо, исчез, договор не спешит заключать, тем более фактически занимать помещение, сообщите об этом в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества.

Сейчас много возможностей подать сообщение в налоговые органы используя электронные сервисы.

Тем самым вы минимизируете подозрения в пособничестве при создании фирм – «однодневок». 

 

14.Вопрос:

Завершая диалог по такому сложному как в обсуждении, так и в работе направлению как пресечение деятельности фирм–«однодневок», что бы Вы хотели добавить?

 

Ответ:

Хочется отметить, что радуют положительные результаты правоохранительных органов округа по пресечению уголовных преступлений в сфере налоговых махинаций и «отмывания» денежных средств с использованием фирм - «однодневок».

Результаты работы налоговых органов в этом направлении отражены на официальном сайте ФНС России и свидетельствуют о сокращении количества «однодневок» по отношении к зарегистрированным юридическим лицам с порядка 30 % в 2013 году, до 4 % - еще в 2019 году.

И мы не останавливаемся! Очень благодарны, что правоохранительные органы округа поддерживают нас в этой работе, оказывают содействие. Мы в свою очередь тоже активно передаем им результаты нашей аналитической работы.

Одним из последних значимых результатов взаимодействия Инспекции и правоохранительных органов стало пресечение деятельности более 100 юридических лиц на территории округа, с помощью которых «обналичивались» денежные средства путем проведения фиктивных сделок. Подозреваемым предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность». 

Вдохновляет, когда работа Инспекции вносит такой вклад в «оздоровление»  бизнес-среды региона!

Важную роль в этой работе сыграла цифровизация, которая позволяет отобрать, обработать и сегментировать данные ЕГРЮЛ в почти автоматическом режиме.

Технологии создают доверие налогоплательщиков. Ведь выводы, которые делают налоговые органы, уже не столь субъективны.

Важное качество налогового администрирования будущего – проактивность, предупредить нарушение гораздо проще, чем бороться с его негативными последствиями.

Поэтому в налоговом администрировании мы будем стараться идти к проактивности, основанной как на доверии налогоплательщиков, так и на неотвратимости наказания, в том числе и за уголовные преступления, совершаемые  с фирмами-«однодневками».

 

Полезные ссылки

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!

8 (3462) 522-005, 522-323

business@admsurgut.ru

Инвестиционный портал Сургута

Инвестиционный портал Югры