Под дроблением бизнеса принято понимать искусственное создание нескольких лиц в целях соблюдения критериев, установленных для применения специальных налоговых режимов.
В письме ФНС России от 29.12.2018 № ЕД-4-2/25984 «О злоупотреблениях налоговыми преимуществами, установленными для малого бизнеса» приведены принципы и критерии определения схем дробления бизнеса. Эти принципы полностью совпадают с правовой позицией, приведенной в определении Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 № 1440-О: налоговое законодательство не исключает в налоговых правоотношениях действия принципа диспозитивности и допускает возможность выбора налогоплательщиком того или иного метода учетной политики (применение налоговых льгот или отказ от них, применение специальных налоговых режимов и т. п.), которая, однако, не должна использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиком своими правомочиями.
Характерными признаками этих схем являются:
— наличие единого контролирующего лица;
— дробление единого процесса;
— отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц при принятии решений;
— использование общих ресурсов (сотрудников, основных средств, нематериальных активов) и наличие общих контрагентов;
— формальное распределение ресурсов или их безвозмездное предоставление
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры