- Прием заявления о доступе к электронному сервису ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (далее по тексту - Личный кабинет).
Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» была введена ст. 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Кодекс), установившая правовой порядок функционирования Личного кабинета.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Кодекса Личный кабинет - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и ведение, которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке.
Он позволяет налогоплательщику решать свои налоговые вопросы без визита в налоговую инспекцию, дистанционно.
Данный способ взаимодействия может быть использован только налогоплательщиками, которые являются физическими лицами, и не может быть использован индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой, для целей подачи документов в налоговый орган, связанных с осуществлением этой деятельности, о чем прямо указано в абз. 5 п. 2 ст. 11.2 Кодекса.
Порядок ведения Личного кабинета установлен Приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» (далее по тексту - Порядок).
Согласно данному документу официальным сайтом, на котором размещается Личный кабинет, является: nalog.ru, адрес личного кабинета налогоплательщика: https://lk2.service.nalog.ru/lk/.
В настоящее время налогоплательщик имеет возможность передать через Личный кабинет следующие документы:
- заявления о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней, штрафов;
- налоговые декларации (расчеты);
- документы, представляемые по требованию налогового органа в порядке ст. ст. 93, 93.1 Кодекса, если они составлены в электронной форме по установленным форматам (п. 2 ст. 93, абз. 3 п. 5 ст. 93.1 Кодекса, п. 18 ст. 1 Закона № 347-ФЗ).
Также через Личный кабинет могут быть предоставлены уведомление об использовании личного кабинета налогоплательщика (уведомление об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика) и иные документы (информация), сведения, в том числе обращения налогоплательщика в налоговый орган (п. 7 Порядка).
Так, согласно п. 6 Порядка в Личном кабинете размещаются следующие документы (информация), сведения:
1) об объектах недвижимого имущества, о транспортных средствах, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, сведения о которых поступили в налоговые органы от органов, указанных в ст. 85 Кодекса;
2) о налоговых льготах налогоплательщика;
3) о подлежащих уплате налогоплательщиком суммах налога, обязанность по исчислению которого возложена на налоговые органы;
4) о суммах налога, уплаченных налогоплательщиком;
5) о состоянии расчетов с бюджетом по налогам;
6) о сведениях, содержащихся в справках о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и налоговых декларациях по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ;
7) о ходе проведения и результатах камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ;
8) о вступивших в законную силу судебных актах, принятых по результатам рассмотрения дел, в которых налоговые органы являлись истцом или ответчиком;
9) об актах налоговых органов ненормативного характера и иных документах налогового контроля, о налоговых уведомлениях и требованиях об уплате налога, пеней, штрафов, процентов;
10) о платежных документах, сформированных налогоплательщиком и переданных в налоговые органы через личный кабинет налогоплательщика;
11) документы налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Кодексом (в том числе налоговые уведомления и требования об уплате налога, пеней, штрафов, процентов);
12) иные документы (информация), сведения, в том числе ответы налоговых органов на обращения налогоплательщика.
Согласно п. 8 Порядка доступ налогоплательщика к Личному кабинету осуществляется с использованием:
1) логина и пароля, полученных в соответствии с Порядком;
2) усиленной квалифицированной электронной подписи (универсальной электронной карты) налогоплательщика;
3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», утвержденным Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.04.2012 № 107 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.04.2012, регистрационный номер 23952).
Порядок создания Личного кабинета налогоплательщика
В указанном документе детально регламентируется порядок создания личного кабинета налогоплательщика:
- на первом этапе необходимо представить заявление о доступе к Личному кабинету налогоплательщика по форме согласно Приложению № 1 к Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (или офис МФЦ).
При обращении в налоговые органы (офисы МФЦ), налогоплательщиком предъявляется документ, удостоверяющий личность физического лица.
В случае если налогоплательщик обращается в налоговый орган через своего представителя, полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с п. 3 ст. 26 Кодекса (п. 12 Порядка);
- на втором этапе налогоплательщику предоставляется регистрационная карта.
Регистрационная карта содержит в себе логин и пароль и предоставляется налогоплательщику тем способом, который он указал в заявлении:
1) налогоплательщику или его представителю непосредственно в налоговом органе, получившем заявление. При этом регистрационная карта предоставляется в течение 15 минут после получения налоговым органом заявления или по просьбе налогоплательщика в течение 15 минут при повторном его посещении указанного налогового органа;
2) по адресу электронной почты, указанному в заявлении. При этом регистрационная карта предоставляется в течение 15 календарных дней со дня получения налоговым органом заявления (п. п. 10 - 11 Порядка);
Регистрационная карта сотрудниками МФЦ не выдается, а заявление налогоплательщика перенаправляется в налоговый орган.
- на третьем этапе происходит активация личного кабинета.
Важно!!! Активация логина и первичного пароля осуществляется в течение одного часа с момента регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика. При первом входе в личный кабинет налогоплательщика налогоплательщику необходимо сменить первичный пароль. Первичный пароль действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в Личном кабинете. В случае если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца, первичный пароль блокируется (п. п. 14 - 16 Порядка).
В случаях утраты пароля или блокировки первичного пароля налогоплательщик обращается в налоговый орган, в который налогоплательщик представлял заявление, с просьбой о выдаче ему нового пароля, который выдается в том же порядке, что и первоначальный пароль.
Дополнительный способ регистрации Личного кабинета
Налогоплательщик вправе самостоятельно зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика, и регистрационная карта будет сформирована автоматически в следующих случаях (п. 18 Порядка):
1) при наличии у налогоплательщика усиленной квалифицированной электронной подписи (универсальной электронной карты), а также технических средств и программного обеспечения, которые соответствуют условиям, указанным в разделе «Информация о подключении к сервису «Личный кабинет с использованием ЭП/УЭК» официального сайта Федеральной налоговой службы;
2) при наличии подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц в единой системе идентификации и аутентификации (далее по тексту – ЕСИА) с условием подтверждения личности одним из следующих способов:
а) путем подписания введенной информации своей усиленной квалифицированной электронной подписью;
б) с использованием кода активации ЕСИА. Получение кода активации
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры