Накануне состоялась пресс-конференция для обсуждения стратегии долгосрочного
развития пенсионной системы Российской Федерации. Заместитель министра труда и
социальной защиты РФ А.Н. Пудов, а также Председатель Правления ПФР А.В. Дроздов
рассказали о направлениях и задачах по обеспечению развития пенсионной системы,
которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом,
соответствовать международным стандартам.
В соответствии со
Стратегией, основными задачами реформирования пенсионной системы являются
гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и
долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.
При этом
необходимо обеспечить:
• 40%-ный
коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости (при нормативном
страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для
среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
• обеспечение минимальных гарантий не
ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
• адекватный уровень страховой нагрузки
на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей;
• обеспечение сбалансированности
формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
• повышение эффективности накопительной
составляющей пенсионной системы.
Стратегия предусматривает развитие
трехуровневой модели пенсионной системы в России для людей с разными
доходами:
Первый уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках
государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования.
Формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения
утраченного заработка до 40%.
Второй уровень - корпоративная пенсия.
Формируется работодателем при возможном участии работника на основании
индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого
тарифного соглашения. Это еще до 15% от утраченного заработка;
И третий
уровень - частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать еще до 5%
утраченного заработка.
Необходимо отметить, что стратегия не содержит
предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста – 55 лет для
женщин и 60 лет для мужчин.
Для эффективной реализации
основных направлений Стратегии предполагается:
- совершенствование тарифно-бюджетной политики. Данный принцип предполагает обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне;
- реформирование института досрочных пенсий. Стратегия предусматривает
установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в
отношении сотрудников, работающих на особых условиях труда. При этом для
работников, занятых на производстве с особыми условиями труда, сохраняются
льготы и компенсации.
В отношении педагогических, медицинских и творческих
работников предполагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через
увеличение требований к стажу, необходимому для назначения пенсии;
- реформирование института накопительной составляющей пенсионной
системы.
При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы
пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном
порядке, а накопленные средства не изымаются;
- развитие системы
корпоративного пенсионного обеспечения. Для реализации корпоративных пенсионных
систем Стратегией предусматривается установление требований по стандартизации
финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых
льгот для финансирования пенсионных выплат. Корпоративное пенсионное обеспечение
будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе
(пенсионном продукте).
- совершенствование системы формирования пенсионных
прав. Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав
является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с
учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного
характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в
распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы.
Стратегия
будет реализована в 3 этапа. Первый этап – 2013-2015 гг., второй этап –
2016-2020 гг., третий – до 2030 года. Реализация Стратегии позволит обеспечить
достойный уровень пенсии гражданам на основе принципа социальной справедливости.
В результате формируется понятная и прозрачная система, позволяющая гражданам
выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.
Также отметим важный для северян момент: А.Дроздовым было подтверждено, что Стратегия пенсионного развития России до 2030 года предусматривает сохранение льгот по досрочному назначению пенсий с учетом стажа в районах Крайнего Севера.