Все мы являемся потребителями, и каждый день покупаем продукты питания, которые должны быть качественными и безопасными.
Изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах для того, чтобы потребитель сделал правильный выбор.
Выбирая в магазине продукты питания, потребители в основном обращают внимание на внешний вид продукта, срок годности и, разумеется, на цену. Однако не обращают внимания на информацию об изготовителе, о составе продукта, пищевой ценности и другие данные, указанные на упаковке, которые также важны для потребителя. Например, неполная информация о пищевой ценности продукта оказывает негативное воздействие на уровень заболеваний, связанных с неправильным питанием (ожирение, диабет, йододефицит и др.), а также делает невозможным для потребителей самостоятельно подбирать оптимальный рацион питания, учитывающий ограничения, связанные со здоровьем.
Закон РФ «О защите прав потребителей», правила продажи продовольственных товаров, Технический регламент о маркировке устанавливают объем обязательной информации на любом пищевом продукте отечественного или импортного производства, который реализуется в розничной торговле. Информация о товаре должна быть представлена на русском языке непосредственно с пищевым продуктом текстом и/или маркировкой на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие данные:
- наименование продукта;
- наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера продукта, наименование страны и места происхождения;
- если изготовитель продукта не является одновременно упаковщиком, экспортером, то, кроме изготовителя и его адреса, должны быть указаны упаковщик, экспортер и их адреса;
- дата изготовления и дата упаковки (расфасовки) продукта;
- срок годности или срок хранения продукта;
- масса нетто, объем или количество продукции;
- состав продукта (в том числе наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки);
- пищевая ценность (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), с учетом специфики продукции;
- противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);
- назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);
- способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов);
- условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
- обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен продукт;
- товарный знак изготовителя (при наличии).
Упаковка является важной и неотъемлемой частью готовой продукции. Основные функции упаковки – защитная и рекламно-информационная. Упаковка должна обеспечивать сохранность качества и безопасности пищевых продуктов на всех этапах оборота.
Перед покупкой пищевых продуктов необходимо тщательно осмотреть потребительскую упаковку. Если она повреждена, надписи на ней нечеткие, смазанные, невозможно определить дату изготовления и срок годности продукта, то существует большая вероятность того, что вы приобретете некачественный продукт, поэтому лучше его не покупать.
При отсутствии потребительской упаковки потребитель имеет право получить информацию о продукте и его изготовителе с транспортной тары (или ярлыке с нее), которая должна храниться в предприятии торговли до конца реализации товара.
Особое внимание при покупке продуктов питания необходимо обращать на дату изготовления продукта и срок его годности, который исчисляется либо временем, в течение которого продукт необходимо употребить, либо датой, до наступления которой продукт пригоден для употребления.
Каждый потребитель должен знать, что продажа товаров, срок годности на которые истек, — запрещается.
При покупке товаров потребитель имеет право ознакомиться с документами, подтверждающими их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека (товарно-сопроводительные документы, сертификат, декларация о соответствии).
Очень важно помнить, что скоропортящиеся продукты необходимо покупать только в предприятиях, которые оснащены холодильным оборудованием. Например, покупая замороженные полуфабрикаты, температура хранения которых должна быть – 18°С, вы обнаружили, что полуфабрикаты слипшиеся, а упаковка деформирована, покупать такие продукты не стоит, поскольку они подвергались разморозке, а значит, потеряли свое качество.
При покупке продуктов обращайте внимание на условия хранения, указанные изготовителем на маркировке. Режим хранения продуктов оказывает существенное влияние на их качество.
При хранении пищевых продуктов в предприятии торговли должны соблюдаться правила товарного соседства. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т.п.), должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи. Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами.
Если на одних весах взвешивают рыбу, мясо, сыр, печенье, конфеты – это нарушение правил торговли, санитарных правил.
В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты, которые имеют явные признаки недоброкачественности, не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документам, не имеют установленных сроков годности или сроки годности которых истекли, признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Если вы все-таки купили некачественный продукт, вы можете обратиться к продавцу (представителю юридического лица или индивидуального предпринимателя: директору предприятия торговли, администратору), который обязан заменить его на качественный товар, либо вернуть вам деньги.