Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Новости ТОС

Всероссийская научно-практическая конференция: «Территориальное общественное самоуправление – социально-гражданский потенциал местного самоуправления»

19 Марта 2015

13 марта на базе Сургутского государственного университета при участии Ассоциации «Совет муниципальных образований ХМАО-Югры», Администрации города Сургута, МКУ «Наш город» и ТОС города Сургута состоялась «Всероссийская научно-практическая конференция: «Территориальное общественное самоуправление – социально-гражданский потенциал местного самоуправления».

В конференции приняли участие более 80 человек, среди которых: представитель Совета Федерации РФ (Панкращенко В.Н. - исполнительный директор Общероссийского Конгресса муниципальных образований, член Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по местному самоуправлению), представители государственных и муниципальных органов власти, представители ТОС муниципальных образований РФ, представители ведущих некоммерческих объединений ХМАЮ-Югры и России (Манчевский Ю.Т. – исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований ХМАО – Югры», Харченко К.В. - руководитель направления Некоммерческого партнерства «Национальная Гильдия Профессиональных Консультантов», г. Москва) и другие.

Работу пленарного заседания конференции открыли доклады Манчевского Ю.Т., Харченко К.В. и Алешковой Н.П. (заместитель главы Администрации города Сургута), посвящённые вопросам организации содержательной работы ТОС, в частности вопросам практической реализации ТОС, экономической составляющей территориального общественного самоуправления, рассмотрен подход к ТОС как к социальному ресурсу и критерию эффективности деятельности ОМС.

Вторая половина конференции была посвящена работе двух круглых столов, на одном из которых рассматривались и обсуждались темы взаимодействия территориальных общественных самоуправлений и органов местного самоуправления, на другом – непосредственный опыт осуществления территориального общественного самоуправления: информационная поддержка ТОС, деятельность ТОС в вопросах управления многоквартирными домами и решении проблем ЖКХ, другие.

Документом, объединившим все рекомендации, предложения и обсуждения, прозвучавшие на пленарном заседании и в ходе работы круглых столов, стала итоговая резолюция научно – практической конференции.

Резолюция

Заслушав и обсудив материалы научно-практической конференции «Территориальное общественное самоуправление – гражданский потенциал местного самоуправления» участники решили:

 

1.           Поддержать в полном объеме рекомендации итоговой резолюции научно – практической конференции «ТОС: состояние, проблемы и направления дальнейшего развития» проведенной Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 02.12.2014 в адрес Палат Федерального собрания и Правительства Российской Федерации.

 

2.           Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением рассмотреть возможность разработки государственной программы Российской Федерации, направленной на создание условий для развития гражданских институтов местного самоуправления, в частности, ТОС.

 

3.           Рекомендовать органам государственной власти ХМАО-Югры:

3.1.    В целях формирования механизмов эффективного участия населения в осуществлении местного самоуправления и в социально – экономическом развитии территорий муниципальных образований рассмотреть возможность разработки регионального плана программно-целевой поддержки и механизмов проектного управления в отношении ТОС как ключевых импульсных факторов его становления и развития, включая:

  • ·        - создание Координационного Совета по вопросам развития ТОС ХМАО-Югры с участием представителей органов государственной власти, ОМСУ, некоммерческих объединений в сфере местного самоуправления, организаций ТОС, экспертного сообщества, региональных и муниципальных СМИ;
  • ·        - поддержку организаций ТОС в виде софинансирования (субсидирования) на конкурсной основе доли расходов органов местного самоуправления на реализацию грантовых и иных социально – значимых проектов организаций ТОС;
  • ·        - содействие обеспечению организационных условий ТОС в виде субсидирования части платежей на аренду офисных помещений, единоразовое приобретение мебели и оргтехники, а также аутсорсинг бухгалтерских и юридических услуг, в том числе через «единый офис» на базе Ассоциации организаций ТОС ХМАО-Югры в случае её учреждения или Ассоциации «Совет муниципальных образований ХМАО-Югры»;
  • ·        - содействие обучению работников ТОС через размещение государственного заказа, а также обеспечение учета и включения активистов ТОС в резервы управленческих кадров на различных уровнях при публичных органах власти, политических партиях, в том числе в качестве кандидатов в депутаты представительных органов;
  • ·        - и т.д.

3.2.    В целях формирования информационной среды для развития, создания позитивного образа ТОС, содействия информационно – методическому обеспечению ТОС, пропаганды и разъяснения идей объединения граждан на базе ТОС среди местного населения рассмотреть возможности:

  • ·        - создания и поддержания регионального единого информационного ресурса о ТОС ХМАО-Югры, с размещением сведений об организациях ТОС, информационно – методических материалов, дискуссионных площадок, официальной информации публичных органов власти об осуществляемых с участием институтов гражданского общества инициативах, опросов, публичных слушаний и т.д.;
  • ·        - оптимизации информационной политики региональных СМИ, обеспечивающей на регулярной основе освещение проблематики ТОС, доступ организаций ТОС к размещению ориентированной на местное население собственной информации в СМИ и т.д.;
  • ·        - проведение при поддержке органов государственной власти автономного округа конкурсов по номинациям деятельности ТОС, лучших практик, награждения активистов ТОС и т.д.

3.3.    Расширить условия для целевого привлечения представителей ТОС в процедуры оценки (с квотированием мест в соответствующих коллегиально – совещательных и общественных органах) социально – экономической ситуации, эффективности деятельности публичных органов власти, в процедурах «народного контроля» за качеством оказания услуг в ЖКХ и в иных сферах, к подготовке и реализации гражданских инициатив и т.д.

3.4.    Предусмотреть систему стимулирования органов местного самоуправ­ления, в том числе в виде поощрения муниципалитетов успешно развивающих участие населения в осуществле­нии ТОС.

3.5.    В целях содействия развитию социальной активности местного населения, институтов гражданского общества и ТОС Департаменту внутренней политики, Департаменту общественных и внешних связей ХМАО-Югры предусмотреть в годовых планах мероприятий департаментов проведение на регулярной основе семинаров – совещаний, а также региональных конференций по вопросам развития и обмена опытом ТОС на территории автономного округа.

3.6.    Определить Департамент внутренней политики ХМАО-Югры в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти с функциями проведения мониторинга состояния дел, выработкой предложений по оптимизации и реализации публичной политики и программных мероприятий в сфере отношений, связанных с оказанием содействия развитию ТОС на региональном уровне.

3.7.    Рассмотреть возможность включения в план работы Совета при Губернаторе ХМАО-Югры по развитию местного самоуправления на 2015 год рассмотрение текущего состояния дел и правоприменительной практики в сфере организации и осуществления работы ТОС на территории автономного округа с определением поручений заинтересованным органам государственной власти и местного самоуправления по оптимизации и развитию соответствующих отношений.

 

4.           Рекомендовать ОМСУ, редакциям муниципальных СМИ, объединениям в сфере местного самоуправления (Общероссийскому Конгрессу муниципальных образований, Ассоциации «Совет муниципальных образований ХМАО-Югры», региональному отделению Всероссийского совета местного самоуправления):

 

4.1.    Обратить внимание федерального законодателя на коллизию норм ГК РФ (ст. 50), ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ-7 «О некоммерческих организациях», ФЗ-82 «Об общественных объединениях». Рассмотреть законодательное предложение о принятии специального Федерального закона «О территориальном общественном самоуправлении», в котором отнести ТОС к социально-ориентированным НКО.

4.2.    Рассмотреть возможности включения в перечень критериев оценки эффективности на муниципальном уровне деятельности профильных органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц показатели, связанные с обеспечением условий осуществления ТОС на территории муниципального образования.

4.3.    Предусматривать в местных бюджетах ежегодное субсидирование проектов ТОС, включая гранты и (или) дополнительное софинансирование проектов, реализуемых ТОС на самостоятельно привлеченные средства.

4.4.    При формировании государственного заказа БУ ВО «СурГУ» включить в план повышения квалификации муниципальных служащих программы, связанные с изучением законодательной модели, назначения и технологий организации ТОС, форм взаимодействия ОМСУ с организациями ТОС на основе общероссийского опыта и т.д.

4.5.    Расширить условия для целевого привлечения представителей ТОС в процедуры оценки (с квотированием мест в соответствующих коллегиально – совещательных и общественных органах) социально – экономической ситуации, эффективности деятельности ОМСУ, в процедурах «народного контроля» за качеством оказания услуг в ЖКХ и в иных сферах, к подготовке и реализации гражданских инициатив и т.д.

4.6.    Рекомендовать депутатам представительных органов муниципальных образований:

  • ·        - обратить внимание на потенциал и возможности ТОС, как инструмента повышения социально – гражданской активности граждан и отдельную сферу взаимодействия депутатского корпуса с институтами гражданского общества с учетом имеющегося общероссийского опыта;
  • ·        - в рамках своих полномочий оказывать действенную поддержку реализации социально значимых проектов ТОС, включая вопросы материально – технического обеспечения, а также участие в непосредственной работе исполнительных и совещательных органов ТОС.

4.7.    Рекомендовать муниципальным СМИ в целях формирования информационной среды для развития, создания позитивного образа, пропаганды и разъяснения идей объединения граждан на базе ТОС расширить представленность информационно – аналитических материалов об организациях, активистах, реализуемых проектах ТОС, а также о назначении, возможностях и перспективах ТОС в целом. Рассмотреть возможности периодического представления на безвозмездной основе эфирного времени и печатных площадей, необходимых организациям ТОС для распространения «от первого лица» информации о своей деятельности среди местного населения.

4.8.    Рекомендовать Ассоциации «Совет муниципальных образований ХМАО-Югры», региональному отделению Всероссийского совета местного самоуправления определить базовым направлением своей деятельности содействие развитию ТОС и мониторинг состояния дел в указанной сфере с представлением соответствующих вопросов на публичных уровнях. Рассмотреть возможности обеспечения финансированием в 2015 – 2016 годах методического сопровождения практической деятельности организаций ТОС автономного округа и инициативных групп граждан с привлечением профильных экспертов.

4.9.    Изучить опыт и практику субъектов РФ по организации работы ТОС с выездом на их территорию.

4.10.                      Разработать методические рекомендации для создания и деятельности ТОС в различных типах муниципальных образований (городских и сельских).

4.11.                       Популяризировать опыт МКУ «Наш город» в муниципальных образованиях ХМАО-Югры.

 

5.           Рекомендовать органам ТОС ХМАО-Югры:

 

5.1.    Рассмотреть возможность дальнейшей самоорганизации в форме Ассоциации ТОС ХМАО-Югры как условие повышения эффективности их деятельности.

5.2.    Изучить и использовать представленный на конференции положительный опыт работы ТОС.

5.3.    Активно использовать в работе информационные технологии (посредством интернет – ресурса решать задачи информационно-справочной поддержки ТОС, обеспечивать интерактивную форму коммуникации ТОС с жителями, администрацией и др., осуществлять пропаганду идей ТОС).

 

Полезные ссылки