Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

2021 год

В газете «Сургутские ведомости» от 03.07.2021 № 25(1011) и на общероссийской цифровой платформе «Стратегия 24» опубликована статья «Сургут – лидер рейтинга качества ОРВ, экспертизы и ОФВ»

05 Июля 2021

Сургут – лидер рейтинга качества ОРВ, экспертизы и ОФВ

Оценка регулирующего воздействия как инструмент регуляторной политики внедрена на территории города с 2015 года. Сургут являлся пилотной площадкой в данной сфере. Теперь это уникальная возможность для бизнес-сообщества влиять на принимаемые решения по регулированию его деятельности.

На сегодняшний день многое изменилось в процедурах в целях совершенствования и привлечения предпринимательского сообщества к участию в публичных консультациях (обсуждению) проектов муниципальных нормативных правовых актов и действующих правовых актов.

Результат, к которому мы пришли, исчисляется не только в денежном эквиваленте и количестве внесенных изменений в правовую базу. Главным достижением является изменение отношения к самому принципу создания правового акта, устанавливающего новые или изменяющего ранее предусмотренные обязанности для предпринимателей. От «сначала примем, потом посмотрим» до «сначала обсудим, потом примем».

Именно поэтому Сургут по итогам 2020 года занял 1 место в рейтинге качества проведения оценки регулирующего воздействия, экспертизы и оценки фактического воздействия (далее – ОРВ, экспертиза, ОФВ) в муниципальных образованиях автономного округа. Мы вошли в группу «Высший уровень», набрав 100 баллов из ста возможных. И это не первый положительный результат, которого мы достигли: 2019 год – 1 место, 2018 год – 1 место.

Рейтинг за 2020 год проведен Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в целях объективного анализа качества осуществления ОРВ, экспертизы и ОФВ в муниципальных образованиях, выявления лучших практик.

При подготовке рейтинга проанализированы данные мониторинга ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизы  и ОФВ муниципальных нормативных правовых актов  в муниципальных образованиях автономного округа, а также сведения, находящиеся в открытом доступе на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и на Портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.admhmao.ru/). 

При формировании рейтинга учтено мнение независимых экспертов из числа предпринимателей, активно участвующих в процедурах ОРВ.

При подсчете баллов особое внимание уделялось качеству практического применения инструментов ОРВ, экспертизы и ОФВ, результативности проводимых процедур, открытости и прозрачности работы органов местного самоуправления.

Сургут отмечен как муниципальное образование, добившееся значительного успеха по следующим направлениям:

-        использование количественных методов и анализа альтернативных способов правового регулирования при проведении оценки регулирующего воздействия (100% заключений);

-        применение инновационных подходов к проведению процедур оценки регулирующего воздействия;

-        обмен «лучшими практиками» проведения оценки регулирующего воздействия (18 заключений);

-        повышение качества проведения публичных консультаций;

-        обеспечение поступления отзывов участников публичных консультаций с применением функционала Портала проектов нормативных правовых актов (http://regulation.admhmao.ru/).

Достижению лидирующей позиции Сургута способствовала комплексная работа, направленная на:

- совершенствование нормативно-правовой базы проведения процедур ОРВ, экспертизы и ОФВ;

- организацию и обеспечение информационно-методического сопровождения разработчиков муниципальных нормативных правовых актов при проведении установленных процедур;

- проведение обучающих семинаров;

- цифровизацию проведения ОРВ, экспертизы и ОФВ на Портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.admhmao.ru/;

-  обеспечение контроля за процедурами ОРВ, экспертизы и ОФВ, включая организацию обязательного соблюдения процедуры урегулирования разногласий с участниками публичных консультаций;

- проведение мероприятий для субъектов предпринимательства, направленных на популяризацию института ОРВ, привлечение к участию в публичных консультациях.

В целом результаты 2020 года отражают значительное повышение качества прорабатываемых инициатив, вовлечение в процесс ОРВ, экспертизы и ОФВ большего количества представителей предпринимательского сообщества.

В 2020 году проведена ОРВ 15 проектов нормативных правовых актов, 7 экспертиз и 6 ОФВ действующих правовых актов. По результатам управлением инвестиций и развития предпринимательства (уполномоченным органом) подготовлено 42 заключения:

- 16 заключений об углубленной ОРВ (15 положительных, 1 отрицательное);

- 15 отрицательных заключений об экспертизе, включая 8 повторных;

- 11 заключений об ОФВ (4 положительных, 7 отрицательных), включая 5 повторных.

При проведении публичных консультаций от представителей бизнеса поступило 105 отзывов, содержащих 102 предложения (замечания). Из них 75 приняты (74%), остальные отклонены по причине их необоснованности или несоответствия действующему законодательству. При этом, участниками публичных консультаций доводы о причинах отклонения признаны обоснованными, а обсуждаемые правовые акты одобрены.

Остановимся на ключевых замечаниях и предложениях, которые были приняты в 2020 году и включены в проекты, что в свою очередь позволило снизить ограничения и дополнительные расходы предпринимателей:

1) в проекте решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.12.2017 № 206 VI ДГ «О Правилах благоустройства территории города Сургута» коэффициенты восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков в городе Сургуте (приложение 6 к Правилам) приведены в соответствие с утвержденными Градостроительными регламентами.

2) в проекте постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 15.06.2018 № 4437 «Об утверждении порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат»:

- перечень потенциальных получателей поддержки по направлению «возмещение части затрат на аренду нежилых помещений» дополнен субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими социально значимые виды деятельности;

- правовой акт в связи с принятием мер по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции дополнен направлением поддержки «Возмещение затрат на приобретение дезинфицирующих средств и средств индивидуальной защиты в целях снижения риска завоза и распространения новой коронавирусной инфекции»;

- в приложении 3 к порядку предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат (условия и порядок предоставления субсидий инновационным компаниям, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов  интеллектуальной деятельности на территории муниципального образования автономного округа, в целях возмещения затрат) требование подпункта 3.3, которое устанавливает, что заявиться на получение субсидии не могут субъекты малого и среднего предпринимательства являющиеся учредителями (участниками) других юридических лиц, а также руководители (учредители) которых не являются учредителями (участниками) или руководителями других юридических лиц, индивидуальными предпринимателями, исключено.

3) в проекте постановления Администрации города «Об утверждении Порядка принятия в муниципальную собственность муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры объектов инженерной инфраструктуры (за исключением объектов электроэнергетики)»:

- проект дополнен типовой формой договора безвозмездной передачи в муниципальную собственность объекта недвижимости; 

- из   перечня документов, которые заявителю необходимо предоставить в  обязательном порядке исключены: выписка из Единого государственного реестра недвижимости на объект инженерной инфраструктуры, содержащая сведения о зарегистрированных правах; копия разрешения на ввод объекта инженерной инфраструктуры в эксплуатацию либо разрешения на производство земляных работ с закрытым сроком исполнения, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) автономного округа для строительства объекта инженерной инфраструктуры не требуется выдача разрешения на строительство; акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11;

- установлен максимальный срок согласования договора согласующим лицом – не более 10 рабочих дней с даты поступления договора на согласование.

4) в проекте постановления Администрации города «Об утверждении порядка демонтажа самовольно (незаконно) установленных некапитальных строений, сооружений на территории города»:

- установлен единый подход, реализуемый при принятии решений о демонтаже, с установлением 30-дневного срока для добровольного исполнения требований всеми хозяйствующими субъектами, что позволит собственнику нестационарного объекта произвести необходимые процессуальные действия;

- правовой акт дополнен приложением 3 к порядку демонтажа самовольно (незаконно) размещенных нестационарных объектов на территории города Сургута «Опись имущества и иных материальных ценностей, обнаруженных при демонтаже самовольно (незаконно) размещенного нестационарного объекта на территории муниципального образования город Сургут».

Кроме того, управлением инвестиций и развития предпринимательства (уполномоченным органом) в отрицательных заключениях об ОРВ, экспертизе и ОФВ в совокупности выявлено 151 положение, необоснованно затрудняющее осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности. Все замечания приняты для внесения изменений в проекты или действующие муниципальные нормативные правовые акты.

По результатам экспертизы и ОФВ из 13 действующих правовых акта:

-   внесены изменения в 3 правовых акта;

-   признаны утратившими силу 4 правовых акта;

- на стадии согласования 2 проекта правовых актов;

- ОФВ показала отсутствие отрицательных последствий принятия 4 правовых актов (принято решение о сохранении действующего правового регулирования).

Вся информация размещается в открытом доступе на официальном портале Администрации города  в разделе «Документы» подразделе «Оценка регулирующего воздействия» во вкладке «Публичные консультации» (/rubric/21305/Publichnye-konsultacii), а также на Портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.admhmao.ru).

Проделанная совместная работа позволяют сделать вывод, что ОРВ, экспертиза и ОФВ является действенным механизмом в создании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.

Результаты рейтинга выявили сильные и слабые стороны каждого участника. По итогам сформирован перечень мероприятий по повышению качества и результативности проведения ОРВ, экспертизы и ОФВ на 2021 год. Сегодня мероприятия в городе успешно реализуются. Надеемся, что это позволит сохранить лидирующие позиции в рейтинге.

Данная статья опубликована:

- в газете «Сургутские ведомости» от 03.07.2021 № 25(1011) (http://newspaper.admsurgut.ru/article/217/10496/Surgutskie-vedomosti-251012?page=20);

- на общероссийской цифровой платформе «Стратегия 24» (https://strategy24.ru/surgut/news/surgut-lider-reytinga-kachestva-orv-ekspertizy-i-ofv-2).

Управление инвестиций,

развития предпринимательства

и туризма Администрации города

Полезные ссылки