Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Профилактика нарушений обязательных требований 2021-2022 год

Актуализация руководства по соблюдению обязательных требований

27 Января 2021

С 1 ИЮЛЯ 2021 ГОДА ВСТУПИТ В СИЛУ НОВЫЙ ЗАКОН, РЕГУЛИРУЮЩИЙ ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Президентом Российской Федерации 31.07.2020 подписан Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), который вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением отдельных его положений, для которых предусмотрены более поздние сроки вступления в силу.

В отличие от ныне действующего Федерального закона от 26.12.2008  № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Федеральный закон № 248-ФЗ распространяет свое действие как на организации, так и на граждан.

Закон нацелен на значительное снижение необоснованного и излишнего давления на бизнес в виде всевозможных проверок, изменен перечень мероприятий, которые к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся, вводятся новые форматы проверочных мероприятий.

В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются пять видов информационных систем, в том числе:

1) единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - единый реестр видов контроля);

2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;

3) информационная система досудебного обжалования;

4) реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (далее - реестр заключений о соответствии);

5) информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Вся система контрольно-надзорной деятельности будет базироваться на риск-ориентированном подходе, введено шесть категорий риска возможного причинения вреда - от низкого до чрезвычайно высокого. При этом, при категории низкого риска проверки такого объекта могут не проводиться несколько лет.

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты. Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке категория низкого риска.

Федеральный закон № 248-ФЗ вводит систему участников отношений государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе: должностные лица контрольных (надзорных) органов, контролируемые лица, свидетель, эксперт, специалист.

В частности, под гражданами понимаются физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели). Граждане, не осуществляющие предпринимательской деятельности, признаются контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля, за исключением жилых помещений.

Под организациями понимаются зарегистрированные в установленном законом порядке юридические лица, их обособленные подразделения, а также иные организации, в том числе иностранные, объединения и их подразделения, не являющиеся юридическими лицами, если в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования, субъектами правоотношений являются организации, не являющиеся юридическими лицами.

Федеральным законом № 248-ФЗ предусмотрено два вида контрольных (надзорных) мероприятий – это взаимодействие с контролирующим лицом и без такого взаимодействия.

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении контрольной закупки; мониторинговой закупки; выборочном контроле; инспекционном визите; рейдовом осмотре; документарной проверке; выездной проверке. Перечисленные мероприятия проводятся только после согласования с органами прокуратуры, за исключением документарных проверок.

Без взаимодействия проводятся наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование, которые не требуют согласования с органами прокуратуры.

Законом установлены особенности рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В частности предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий, направленных на установление личности гражданина и полномочий представителя организации, должностное лицо контрольного (надзорного) органа взаимодействует с гражданином, представителем организации, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, а также с использованием информационно-коммуникационных технологий, и предупреждает его о праве контрольного (надзорного) органа обратиться в суд в целях взыскания расходов, понесенных контрольным (надзорным) органом в связи с рассмотрением поступившего обращения (заявления) гражданина, организации, если в обращении (заявлении) были указаны заведомо ложные сведения.

Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц предусмотрено с учетом соблюдения досудебного порядка такого обжалования.

Судебное обжалование решений контролирующего органа возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации.

 

Официальное сообщение на сайте Росреестра от 7 августа 2020

 

Недавно Росреестр опубликовал на своем официальном сайте предупреждение для всех землевладельцев: если на принадлежащих им земельных участках не проведено межевание, то по ним теперь могут проложить линейные объекты федерального, регионального или местного значения (речь идет о дорогах, линиях связи, трубопроводах и т. п.).

С 31 июля 2020 действует новый Закон, который предусматривает упрощенный порядок выдачи разрешений на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры: теперь для них не требуется оформлять права на земельные участки, если те находятся в государственной или муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ).

Однако такое строительство может затронуть и частные земельные участки если их границы не установлены (не определены координаты характерных точек углов поворота границ земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости), застройщик может и не узнать, что наравне с государственными и муниципальными землями строительство охватит еще и его, частную землю. Он получит разрешение, построит объект – и только после этого собственник может узнать, что по его земле теперь проходит, к примеру, высокоскоростная магистраль или высоковольтная линия электропередач.

Поэтому, несмотря на то, что межевание земельных участков сейчас не является обязательным для их владельцев, Росреестр все же рекомендует проверить – стоит ли ваш земельный участок на государственном кадастровом учете (есть ли у него кадастровый номер) и отображаются ли его границы на Публичной кадастровой карте.

 

 

Полезные ссылки