Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Правовое информирование

Неустойка, взыскиваемая в рамках Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

01 Ноября 2021

Требование потребителя об уплате неустойки предполагает добровольное исполнение, в случае отказа в оплате неустойки, потребитель вправе обратиться с соответствующим исковым заявлением  в суд.

  По смыслу ст. 330 ГК РФ, неустойка (штраф, пени) - это денежная сумма, которую лицо обязано уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своего обязательства.

    Потребитель вправе заявить требование об уплате неустойки,   в  результате нарушения сроков, а именно:

  • срок устранения недостатков товара;
  • срок замены товара ненадлежащего качества;
  • срок удовлетворения требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара, о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, о возврате уплаченной за товар денежной суммы, о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре;
  • не выполнено (либо выполнено с задержкой) требование о предоставлении на период ремонта (замены) аналогичного товара;

    С пункта 1 по п. 4 размер неустойки будет составлять  1% от цены товара за каждый день просрочки.

  • срок передачи предоплаченного товара; - размер неустойки составляет 0,5% от суммы предоплаты товара за каждый день просрочки.
  • срок выполнения работы (оказания услуги);
  • срок устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • срок удовлетворения требования об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению их недостатков потребителем или третьими лицами, о возврате уплаченной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора.

С п.6 по п. 8 размер неустойки будет составлять  3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если такая цена договором не определена, то  от общей цены заказа за каждый за каждый день (час, если срок определен в часах), но в любом случае не выше цены отдельного вида работы (услуги) или общей цены заказа.

   В случае, если размер неустойки несоразмерен  последствиям нарушения обязательства, она может быть уменьшена. Так,  допускается уменьшение договорной неустойки, если будет доказано, что ее взыскание может привести к получению потребителем необоснованной выгоды, однако это возможно только по заявлению ответчика с обоснованием указанного довода.

  В некоторых случаях,  потребитель может потребовать выплаты  двух и более неустоек. Например: был   нарушен срок  удовлетворения требования об устранении недостатка некачественного товара, а затем не выполнено еще одно новое требование потребителя  (например: возврат денег за некачественный товар).   

   В соответствии с п. 5 ст. 13, требование потребителя об уплате неустойки, предусмотренной законом либо  договором, подлежит удовлетворению в добровольном порядке.  Для получения неустойки в добровольном порядке необходимо   составить претензию о выплате неустойки в досудебном порядке и направить (вручить) ее продавцу (изготовителю, исполнителю).

   В случае отказа добровольно провести выплату неустойки, указанное  требование подлежит рассмотрению в судебном порядке.  Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 миллиона  рублей, в случае, если цена иска превышает 1 миллион рублей, госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 миллион рублей.  

 

Полезные ссылки