Оценка регулирующего воздействия правовых актов (далее ОРВ) – это одно из направлений взаимодействия бизнеса и власти, важнейший этап нормотворчества, который играет существенную роль в формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.
В связи с увеличением количества правовых актов, содержащих различные требования к предпринимательскому сообществу, значение механизма ОРВ постоянно растет.
ОРВ подлежат проекты муниципальных правовых актов, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением проектов решений Думы города Сургута:
- устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
- регулирующих бюджетные правоотношения.
ОРВ - это процедура, в ходе которой анализируются проекты правовых актов с целью выявления в них положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для деятельности предпринимателей, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов, определения и оценки возможных положительных и отрицательных последствий принятия проектов правовых актов. Позволяет оценить риски нового регулирования еще на стадии проекта, выявить и устранить избыточные административные барьеры.
Важнейшим этапом проведения ОРВ являются публичные консультации - открытое обсуждение проектов с представителями бизнес-сообщества. На стадии публичных консультаций бизнес сам оценивает, как повлияет на него принятие нового документа, вносит свои предложения и замечания.
Ведь именно представители бизнеса знают с какими проблемами и трудностями им приходится сталкиваться при выполнении нормативных актов и как они влияют на их деятельность. С помощью публичных консультаций происходит обмен мнениями по тем или иным управленческим решениям и согласование интересов сторон.
Обязательной процедурой ОРВ является урегулирование разногласий в форме совместных совещаний, переговоров с участниками публичных консультаций, для принятия совместных решений. Результаты согласительных процедур оформляются протоколом.
Вторым элементом участия в нормотворчестве является экспертиза действующих правовых актов.
Экспертиза – это деятельность, направленная на выявление в действующих правовых актах положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской деятельности.
Экспертиза проводится в соответствии с планом. План ежегодно формируется уполномоченным органом с учетом предложений предпринимательского сообщества. Для сбора предложений осуществляется публичное обсуждение проекта плана, соответствующая информация размещается на портале Администрации города в разделе «Новости предпринимательства». Любой желающий может направить свои предложения для включения в план экспертизы.
Утвержденный план размещается на официальном портале Администрации города, а также на портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.admhmao.ru).
Экспертиза проводится ответственными структурными подразделениями Администрации города в сроки, предусмотренные планом.
Третьим элементом является оценка фактического воздействия (далее - ОФВ).
ОФВ проводится в отношении действующих правовых актов срок действия которых составляет не менее одного года, и при подготовке проектов которых проводилась ОРВ.
ОФВ – это деятельность, проводимая в целях:
- анализа достижения целей регулирования, заявленных в сводном отчете об ОРВ проектов правовых актов;
- определения и оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия правовых актов;
- выявления в них положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности или приводящих к возникновению необоснованных расходов.
ОФВ проводится в соответствии с планом, формирование, публичное обсуждение и размещение которого, осуществляется одновременно с планом проведения экспертизы.
Экспертиза и ОФВ действующих правовых актов предусматривает публичные консультации с представителями бизнес-сообщества аналогичные процедурам ОРВ.
По результатам принимается одно из следующих решений:
- о внесении соответствующих изменений в действующий правовой акт;
- о признании утратившим силу правового акта;
- о сохранении действующего правового регулирования.
Уполномоченным органом, осуществляющим контроль за процедурами ОРВ, экспертизы, ОФВ и подготовку заключений, является управление инвестиций и развития предпринимательства Администрации города.
На официальном портале Администрации города в разделе «Документы» подразделе «Оценка регулирующего воздействия» во вкладке «Публичные консультации» (/rubric/21305/Publichnye-konsultacii), а также на портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.admhmao.ru) на постоянной основе размещаются документы, подлежащие ОРВ, экспертизе и ОФВ.
В целях повышения доверия предпринимателей, создания комфортных условий ведения бизнеса, остается актуальной задача популяризации, повышения качества и открытости процедур.
В связи с этим с августа 2020 года документы в сфере ОРВ, экспертизы и ОФВ будут дополнительно размещаться на цифровой платформе «Стратегия 24», позволяющей оповещать в режиме реального времени представителей бизнес-сообщества, а также участвовать в процессе обсуждения.
Приглашаем всех предпринимателей к участию в публичных консультациях!
Ваше участие очень важно в создании благоприятных условий для ведения и развития бизнеса в нашем городе.
По всем вопросам обращаться в уполномоченный орган по телефону 8(3462)52-20-83.
Данная статья опубликована:
- в газете «Сургутские ведомости» от 15.08.2020 № 33 (968) (http://newspaper.admsurgut.ru/article/217/10428/Surgutskie-vedomosti-33968?page=22);
- на общероссийской цифровой платформе «Стратегия 24» (https://strategy24.ru/surgut/news/otsenka-reguliruyushchego-vozdeystviya-vzaimnoe-sotrudnichestvo-biznesa-i-vlasti).
Управление инвестиций и развития
предпринимательства Администрации города