Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей как день международного потребительского движения.
В 2022 году Международная организация потребителей (Consumers International) объявила, что девизом Всемирного дня прав потребителей является «Справедливые цифровые финансовые услуги» (Fairdigitalfinance).
В условиях пандемии СOVID-19 цифровое развитие сферы услуг, в том числе финансовых является безусловным преимуществом.
Однако, в последние годы, особенно в аспекте перехода на дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от таких противозаконных действий
Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и, в первую очередь, пожилые клиенты становятся объектом пристального интереса для мошенников.
Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступивших в территориальные органы Роспотребнадзора, их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:
- на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности);
- на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.).
Для обеспечения прав потребителей в сфере цифровых финансовых услуг для всех требуется глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающиеся цифровые технологии требуют новых инновационных подходов, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей на рынке цифровых финансовых услуг и продуктов, считает Consumers International.
Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р. Защита потребителей в сфере электронной коммерции обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р.
В рамках заданной тематики Всемирного дня прав потребителей отделом потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Сургута с 3 по 25 марта организована работа «горячей линии» по актуальным вопросам защиты прав потребителей, звонки принимаются с 9-00 до 17-00 по телефонам:
(3462) 23-04-65, 52-21-88.
В период с 10 по 25 марта на территории города Сургута запланировано проведение информационно-просветительских мероприятий Всемирного дня прав потребителей:
- открытые уроки, лекции, семинары по вопросам тематики Всемирного дня прав потребителей в общеобразовательных организациях, средних и высших учебных заведениях, в пунктах по работе с населением, в библиотеках города Сургута
- публикации информационных материалов по вопросам защиты прав потребителей на официальном портале Администрации города, в социальных сетях, оформление тематических информационных стендов, распространение памяток и брошюр
Приглашаем всех желающих принять участие в совместных мероприятиях, посвященных Всемирному дню защиты прав потребителей.