Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Новости и мероприятия

1 июля вступил в силу Закон о госконтроле

01 Июля 2021

1 июля 2021 года вступило в силу большинство положений нового закона о проверках – Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Кто будет являться объектом контроля? Какие есть переходные положения? Какими способами и как долго будут проверять компании и предпринимателей? Будут ли предупреждать о проверках? Ответы на эти и другие вопросы в нашем обзоре.

Объектами контроля является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с соблюдением обязательных требований по продаже товаров или оказанию услуг (в том числе в части заключения и исполнения договоров с потребителями по условиям, ущемляющим права потребителей).

Кроме того, объектами контроля будут товары, работы и услуги индивидуальных предпринимателей, а также сферы деятельности юридических лиц.

На какие сферы распространяется новый Закон о проверках

В целом сфера действия нового закона не изменилась по сравнению с Законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – прежний закон о проверках).

Новый закон, как и предшественник, не регулирует налоговые, валютные, таможенные проверки, контроль закупок по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, финансовый контроль. Имеются и другие исключения.

Какие есть особенности вступления в силу нового Закона о проверках

Начало действия закона – 1 июля 2021 года, но предусмотрены переходные положения.

План проверок на 2021 год, утвержденный по прежнему закону о проверках, распространяется и на проверки, которые проходят во втором полугодии. При этом плановую выездную проверку могут заменить на однодневный инспекционный визит, о чем предварительно уведомят.

Проверки, которые к 1 июля 2021 года не закончились, проводят и оформляют по правилам, которые действовали на момент их начала. По тем же правилам нужно обжаловать такие проверки, даже если жалобу организация или ИП подает после 1 июля 2021 года.

Если жалобу подали до 1 июля 2021 года, ее рассмотрят в порядке, который действовал на дату начала проверки.

Региональные и муниципальные проверки проводят по старым правилам до тех пор, пока не утверждены положения о видах регионального и муниципального контроля. Такие документы должны быть приняты до 1 января 2022 года.

До конца 2024 года прежний закон о проверках продолжает применяться к целому ряду видов контроля (антимонопольный контроль, контроль в сфере гособоронзаказа и т.д.). Также указанный закон продолжает действовать при уведомлении о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.

Какими способами могут проверить организацию или ИП

Закон делит контрольные мероприятия на две группы. Условно их можно назвать «бесконтактными», когда нет взаимодействия с контролируемым лицом, и «контактными».

«Бесконтактные» способы – наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование – могут использовать при любых видах контроля. При этом достаточно ведомственного задания.

Закрытый перечень «контактных» способов проверок должен быть установлен в положении или законе о конкретном виде контроля. Такими способами могут выступить документарная проверка, выездная проверка, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Роспотребнадзор, к примеру, при проверках в сфере защиты прав потребителей может применять все способы (п. 22 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1005).

Как и раньше, «контактные» проверки могут проводить на плановой и внеплановой основе.

Определили подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, мероприятия отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.

Где посмотреть информацию о проверках

Единый реестр проверок, который ведет Генпрокуратура, трансформируется в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. До конца 2021 года старый реестр могут использовать региональные и муниципальные проверяющие, если нет положения о виде контроля в соответствии с новым законом.

Новый реестр аккумулирует в себе всю информацию о проверке: кто и когда проводил, какие решения принял, как их исполнили, кого и как наказали.

«Контактную» проверку нельзя провести до тех пор, пока информации о ней нет в реестре. Однако есть исключение. Так, выездное обследование может перерасти в контрольную закупку, если это предусмотрено положением о виде контроля. Тогда информацию в реестр внесут постфактум.

На решении о проведении проверки должен быть QR-код. По коду можно перейти к сведениям о проверке в реестре.

Также контролируемое лицо может воспользоваться учетной записью на портале Госуслуг или личным кабинетом в ведомственной информационной системе, чтобы получить доступ к сведениям о проверках в отношении себя.

Правительство детально определило, какие сведения и в какой срок следует внести в реестр, а также уровни доступа к ним. Есть три уровня:

  • сведения открыты;
  • сведения может видеть только контролируемое лицо после авторизации;
  • сведения открыты, но только после окончания конкретного события.

Например, сведения о контрольной закупке открыты всем, но лишь на следующий рабочий день после ее проведения. Информация о решении контрольного органа и принятых мерах доступна только тому, кого проверяли.

Если проверку обжаловали в досудебном порядке через портал Госуслуг, в реестр включат текст жалобы, статус и результат рассмотрения.

При судебном обжаловании в реестр включат сведения о результатах, если решения либо акты проверяющих отменят или изменят.

Как долго могут проверять

Документарная проверка –  не более 10 рабочих дней (срок отсчитывается от момента представления истребованных документов в адрес проверяющих).

Выездная проверка – не более 10 рабочих дней. Если у организации есть подразделения в разных регионах, для каждого подразделения срок устанавливают отдельно. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом лимитировано часами — не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.

Инспекционный визит – не более 1 рабочего дня на одном объекте.

Рейдовый осмотр – не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).

Сроки остальных мероприятий определяются исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.

Должны ли предупреждать о внеплановых проверках

Предварительно не уведомят о проведении:

  • контрольной закупки
  • мониторинговой закупки
  • выборочного контроля
  • инспекционного визита

О внеплановой выездной проверке предварительно уведомят не позднее чем за 24 часа. Законы о конкретных видах контроля могут предусматривать исключения из этого правила. Например, не уведомят организацию общепита при проведении санитарно-эпидемиологического контроля.

Кроме того, есть общее правило: при наличии угрозы причинения вреда любое внеплановое контрольное мероприятие можно проводить без уведомления.

Будут ли использовать проверочные листы

Пока нет. Случаи обязательного использования проверочных листов установит правительство. Соответствующая норма заработает только с 1 марта 2022 года.

Как обжаловать результаты проверки

Если проверку проводили в рамках федерального контроля и по новому Закону о проверках, то, перед тем как подавать жалобу в суд, нужно проверить, требуется ли соблюсти досудебный порядок. На этот момент уже обратил внимание Пленум ВС РФ. С 1 июля 2021 года досудебный порядок действует для 62 видов контроля, включая проверки по линии Роструда, МЧС, Росздравнадзора.

Жалобу, если только она не содержит сведения с охраняемой законом тайной, подают через портал Госуслуг. С более подробной информацией можно ознакомиться на портале https://knd.gosuslugi.ru/.

Профилактика нарушений

Закрепили приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным и предусмотрели, в частности, следующие профилактические мероприятия:

  • меры стимулирования добросовестности – нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого в положении о виде контроля смогут определить порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;
  • самообследование  – добровольная самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по ее итогам юрлицо или ИП получит высокую оценку, то сможет принять специальную декларацию, если это допускает положение о виде контроля;
  • профилактический визит – беседа по месту деятельности юрлица или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, предписание устранить их не выдадут.

Так, к примеру, Роспотребнадзор может присуждать компаниям и ИП, работающим с потребителями, репутационный статус. Контролируемое лицо может публично размещать эту информацию, например, на своем сайте или в рекламе (п. 16 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1005).

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 N 663

Постановление Правительства РФ от 16.04.2021 N 604

Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151

Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005

Материал подготовлен по информации

справочно-правовой системы Консультант Плюс

Реформа контроля и надзора: что изменилось с 1 июля 2021 года

Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей

Администрации города Сургута

Полезные ссылки