Погрузка экспортных грузов на Свердловской магистрали в январе – сентябре 2023 года выросла на 5,2% к аналогичному периоду прошлого года: в направлении морских портов и сухопутных погранпереходов отправлено более 21,2 млн тонн.
В структуре экспортного грузопотока доля химических и минеральных удобрений составила 36,5%, нефти и нефтепродуктов – 32,1%, грузов в контейнерах – 10,7%, черных металлов – 8,3%, лесных грузов – 3,2%, кокса – 3,1%, химикатов – 2,6%, прочих грузов – 3,5%.
Основное направление экспорта – Китай и страны Юго-Восточной Азии. В настоящее время перевозки осуществляются через сухопутные переходы в России (Забайкальск, Наушки, Гродеково) и Казахстане (Достык, Алтынколь), а также через дальневосточные припортовые станции: Владивосток, Находка, Мыс Астафьева и др.
Также грузы на экспорт отправляются через порты Северо-Запада (станции Автово, Лужская) и Азово-Черноморского бассейна (станции Новороссийск, Туапсе, Темрюк).
Растет интерес со стороны предприятий к международному транспортному коридору «Север – Юг». В настоящее время действуют три основных маршрута: западный (через Азербайджан), транскаспийский (по Каспийскому морю) и восточный (через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан). За 9 месяцев текущего года выросли экспортные отправки со Свердловской магистрали через приграничные и припортовые станции Самур, Порт Оля, Трусово и Сарахс: в Азербайджан – на 5,3% (к январю – сентябрю 2022 года), в Грузию – в 3 раза, в Иран – в 1,6 раза, в Турцию – в 4 раза.
Прорабатывается маршрут транспортировки контейнерных грузов в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона по трассам Северного морского пути через инфраструктуру Ямало-Ненецкого автономного округа (порт Ямбург).
Свердловская железная дорога помогает предприятиям перестраивать экспортную логистику с учетом актуальных условий экономической деятельности и разрабатывает альтернативные маршруты доставки продукции.