Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Новости компаний

Свердловской железной дороге исполняется 145 лет

13 Октября 2023

Днем рождения Свердловской железной дороги считается 14 октября (1 октября по старому стилю) 1878 года. В этот день было открыто регулярное движение поездов на участке Пермь – Камасино (сейчас ст. Чусовская) – Нижний Тагил – Екатеринбург. Уральская горнозаводская железная дорога стала первой магистралью, построенной русскими инженерами и строителями на местности со сложным горным рельефом.

СвЖД обеспечивает транспортно-экономические связи индустриальных районов Урала и Западной Сибири с центральными, восточными и западными регионами России и зарубежными странами. По основным показателям дорога входит в первую тройку крупнейших магистралей страны, по объемам погрузки занимает 2 место. За девять месяцев 2023 года на дороге погружено 107,1 млн тонн, в том числе таких важнейших грузов как нефтепродукты, удобрения, строительные грузы, металлы, руда. Услугами СвЖД пользуется порядка 4 тыс. предприятий.

В интересах грузоотправителей магистраль развивает варианты ускоренной доставки продукции по существующим и альтернативным маршрутам внутри страны и на экспорт, участвует в развитии региональной логистической инфраструктуры. Например, по специально разработанному расписанию грузы в контейнерах перевозятся более чем по 150 направлениям, устойчивым спросом у клиентов пользуются сервисы «Грузовой экспресс» и «Ночной экспресс».

За три квартала 2023 года с вокзалов и станций СвЖД отправлено 24,3 млн пассажиров. На новые маршруты выходят рельсовые автобусы «Орлан» и скоростные «Ласточки». С 2023 года организовано регулярное курсирование «Ласточек» по самому длинному пригородному маршруту в стране – от Екатеринбурга до ст. Бокситы. Для популяризации регионального туризма СвЖД назначает туристические и ретропоезда, в том числе на паровозной тяге.

К 145-летию СвЖД в Екатеринбурге на площади рядом с управлением дороги начала работать фотовыставка. На восьми стендах – яркие воспоминания из истории магистрали и события, проекты сегодняшнего дня.

*****

Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. В 1834 году в Нижнем Тагиле крепостными крестьянами Ефимом и Мироном Черепановыми был изобретен и построен первый паровоз – «пароходный дилижанец» и чугунная дорога для него. Изобретение Черепановых стало импульсом железнодорожного строительства в стране. В 19 веке с началом эксплуатации Уральской Горнозаводской дороги число промышленных предприятий Урала и Сибири стало интенсивно расти. 

В 80-х годах 19 века была построена ветка Екатеринбург – Тюмень. Ее объединили с Горнозаводской дорогой в одну магистраль, получившую название Уральская железная дорога. Таким образом, были соединены бассейны Оби и Камы. В 90-х было закончено строительство ветки от Екатеринбурга до Челябинска: она соединила Уральскую железную дорогу с Транссибирской магистралью. После революции к Уральской дороге присоединили еще несколько новых участков, а управление из Перми было переведено в Екатеринбург. С 1943-го года дорога стала называться Свердловской. В 70-х годах 20 века для освоения природных ресурсов северных регионов страны была построена железнодорожная линия от Тюмени до Сургута и далее к основным центрам нефте- и газодобычи.

Свердловская магистраль является единственной на сети дважды орденоносной. В 1971 году коллектив дороги был награжден орденом Ленина – высшим знаком трудового отличия СССР. А накануне своего 100-летия, 10 октября 1978 года, Свердловская железная дорога получила вторую по значимости высшую награду СССР, орден Октябрьской Революции.

В 2003 году СвЖД стала филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги».


Полезные ссылки