В минувшую субботу 22 апреля в Югорском государственном университете и в его филиалах прошел Единый день открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет» кластера «ПрофЮграТЭК».
Гостями мероприятия стали учащиеся средних общеобразовательных школ региона, их учителя, родители, а также работодатели ведущих предприятий – партнеры проекта.
Всего в работе Единого дня приняло участие более 150 человек.
Открыл мероприятие Александр Гомзяк, заместитель директора – начальника управления непрерывного профессионального образования и науки Депобразования и науки Югры. Он рассказал присутствующим об актуальности федерального проекта и в чем заключается его основная цель: «Основная цель заключается в синхронизации рынка труда. Проще говоря, это подготовка специалистов под запрос конкретных предприятий, которые входят в кластер «Профессионалитет». Если говорить об этом более детально, то следует отметить несколько аспектов. Первый из них – это ускоренное обучение. Второй – увеличение количества практических занятий, в том числе и на предприятии. На сегодняшний день у предприятий наблюдается большой дефицит в сотрудниках, т.е. есть запрос, а данный проект этому запросу полностью соответствует».
После чего ректор университета Роман Кучин рассказал про имеющиеся возможности, которые способен дать вуз и сеть его филиалов, познакомил с программами федерального проекта и его особенностями: «По всем образовательным программ мы сократили срок обучения на один год. Используя новые педагогические технологии, современные лаборатории, работая в плотном взаимодействии с индустриальными партнёрами, мы гораздо быстрее можем подготовить востребованных специалистов».
Представители компаний – индустриальные партнеры проекта в свою очередь подробнее рассказали о своих предприятиях, ее структуре, кадровой политике, направлениях работы и выразили свое мнение по поводу программы «Профессионалитет».
«Данный проект крайне актуален и важен для производств, поскольку все то оборудование, которое мы сейчас применяем постоянно, модернизируется, находятся новые цифровые технологии. Следовательно, люди, находящиеся на производственных местах должны уметь работать с ним, следить за тенденциями и идти в ногу со временем. Наша компания в первую очередь нацелена на людей и ее безопасность. Потом уже оценивается целеустремленность персонала, его коллективизм, ответственность, эффективность, профессиональные качества. На мой взгляд, все это будет закладываться на этапе обучения в «Профессионалитете» и на предприятие специалисты придут уже полностью подготовленные, которых не надо будет дополнительно обучать и подстраивать под свое производство. Это огромный плюс!», - отметил Сергей Кустов, руководитель направления по производственному обучению «Приобскнефть» «Газпромнефть Энергосистемы».
Светлана Смолянченко родитель одного из абитуриентов рассказала, что после 9 класса встал острый вопрос, куда поступать: « Мы просмотрели весь спектр учебных заведений в своем городе и поняли, что они не подходят. На родительском собрании к нам пришли из ЮГУ и рассказали про проект «Профессионалитет». Нас заинтересовало то, что здесь обучают рабочим профессиям. После них можно сразу идти работать. К тому же мы выбрали нефтяное направление, которое в округе очень развито. Очень хорошая идея, мы рады, что это есть в нашем городе. Спасибо большое за возможность».
В мир будущей профессии
В рамках Единого дня открытых дверей для школьников была подготовлена насыщенная программа, в которую входили блиц-викторины, интеллектуальные квизы и многое другое.
Старшеклассники посетили лаборатории университета, познакомились с нефтегазопромысловым оборудованием, тренажерным комплексом, на котором будут пробовать свои первые производственные действия.
Также ребятам представилась уникальная возможность провести опыт и узнать свое электрическое сопротивление. Здесь же участникам продемонстрировали электроэнергетические системы с трансформатором Теслы, 2D и 3D моделирования, технологии виртуальной и дополненной реальности.
На площадках Индустриального института (филиал ЮГУ в Нефтеюганске) абитуриенты Профессионалитета погрузились в мир будущей профессии. Школьники примерили на себя роль специалиста и изучили схему системы сбора, подготовки нефти, газа и воды.
Желающие стать энергетиками выполнили сборку электрической цепи и проверили действие закона Ома, осуществили прозвонку и подключение двигателя в сети.
Будущие IT-шники прошли профессиональный квест, который помог им еще больше погрузиться в область информационных систем и программирования.
«В проекте «Профессионалитет» я нашла профессию, на которую хотела поступить с 8 класса – программиста. Меня привлёк сам университет. И я решила, что сюда буду поступать. Я думаю, это хорошая перспектива, здесь можно получить востребованное образование», - поделилась Людмила Каюкова, учащаяся 9 класса школы Ханты-Мансийского района.
Специалисты АО «ЮТЭК – Региональные сети» в свою очередь организовали для школьников экскурсию на территории производственной базы энергетической компании.
Начальник управления инженерной инфраструктуры Фёдор Феофилактов выступил основным модератором экскурсии. Он вкратце рассказал ребятам, что такое энергетика и передача электрической энергии. Кроме того ответил на вопрос зачем нужна профессия инженера-энергетика; насколько она полезна и востребована в обществе: «Это важная информация для старшеклассников, которые уже сегодня думают какой профессии посвятить себя после окончания школы, куда поступать, где реализоваться, чем зарабатывать на жизнь».
Следующим пунктом экскурсии стала центральная диспетчерская служба, где ребята подробнее узнали о ведении постоянного мониторинга сетей электроснабжения, аварийных отключений, инцидентов в зоне оперативного ведения, а также как энергетики принимают обращения и заявки от потребителей, сетевых организаций, гарантирующих поставщиков; как собирают информацию с территорий обслуживания.
Особый интерес учащихся вызвала система визуализации схем подключения электросетевых объектов – диспетчерский мнемощит, при помощи которого энергетики удаленно управляют переключениями и могут определить возможную неисправность оборудования в конкретном месте.
В рамках программы школьники также посетили экоцентр «Югра Собирают», где узнали, что включает в себя система обращения с отходами, кроме мусоровозов и контейнеров для отходов, и какие профессии здесь наиболее востребованы.
Только на лекции в экоцентре многие ребята узнали, что большую часть того, что они выбрасывают в мешок с мусором, можно отправить на переработку и сделать из пустой пластиковой бутылки садовую скамейку.
Открытием для школьников стал факт, что самым ценным вторсырьем для предприятий по переработке является стрейч-пленка.
«Реформа системы обращения с отходами реализуется в ХМАО-Югре с 2018 года и для старшеклассников в этой сфере много перспективных направлений для интересной работы. Поиск эффективных способов сортировки и переработки отходов, введение новых систем мониторинга окружающей среды, запуск производства изделий из вторсырья на территории округа», - отмечают представители регионального оператора АО «Югра-Экология».
Справка:
В Югорском государственном университета реализуется федеральный проект «Профессионалитет» государственной программы «Развитие образования» Министерства просвещения Российской Федерации. Участие в федеральном проекте «Профессионалитет» новый этап в развитии вуза, который будет способствовать расширению формата взаимодействия с ведущими отраслевыми предприятиями реального сектора экономики региона. При поддержке Правительства Югры, на базе университета будет создан образовательно-производственный центр (кластер) «ПрофЮграТЭК» на базе которого будет осуществляться подготовка специалистов.
Федеральный проект «Профессионалитет» национального проекта «Образование» стартовал в январе 2022 года. Инициатива направлена на создание в системе СПО новой гибкой модели подготовки квалифицированных кадров в соответствии с актуальными потребностями реального сектора экономики.