13 апреля президентская платформа «Россия – страна возможностей» совместно с Институтом управления образованием Российской академии образования анонсировали программу обучения полуфиналистов Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Муниципалитет» по специальной образовательной программе повышения квалификации. Старт запланирован на 14 апреля. Об этом было объявлено организаторами в ходе пресс-конференции в ТАСС. Конкурс проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
В пресс-конференции приняли участие заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков, исполняющий обязанности директора ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» Владимир Абрамов, руководитель отдела реализации проектов в сфере образования АНО «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев. Также в формате видеоконференцсвязи на мероприятии выступили полуфиналисты конкурса: начальник управления образования администрации города Кемерово Наталья Дашковская и заместитель директора МБОУ «Гимназия №22» Белгорода Наталья Мухартова.
«Флагманы образования. Муниципалитет» – это площадка для обмена опытом и распространения лучших практик, на которой управленцы системы образования могут заявить о себе и найти единомышленников.
Участники пресс-конференции обсудили вопросы необходимости поддержки гражданского общества и человеческого капитала в условиях глобальных изменений, происходящих в мире, и оказывающих влияние на подходы к образованию в целом.
«Важной задачей президентской платформы «Россия – страна возможностей» является работа с кадрами, создание возможностей для роста и продвижения участников наших проектов. Со старта деятельности нашей платформы существуют проекты, в которых мы отбираем активных представителей сферы образования. Каждый регион и образовательная организация уникальны своим опытом реализации программ создания образовательных экосистем. Конкурс – это площадка, на которой команды взаимодействуют единым коллективом, это и представители муниципальных органов управления образованием, и руководители образовательных организаций. Важно, что муниципальные служащие поверили в конкурс, в президентскую платформу и идеологию, которую мы предложили. Хочу пожелать полуфиналистам продуктивного обучения и расширения своих профессиональных границ», – рассказал заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков.
Заявочная кампания продлилась с 9 декабря 2021 года по 13 марта 2022 года. Команды, успешно прошедшие регистрацию, были допущены к выполнению дистанционного тестирования. Данный этап был направлен на проверку функциональной грамотности, общих знаний, психолого-педагогических и экономико-правовых аспектов организации работы муниципальной системы образования. Участники смогли проверить свой уровень знаний по истории и культуре России, русскому языку и культуре речи, географии и праву, а также определить, насколько они в курсе изменений, происходящих в нормативных правовых документах сферы образования. 600 участников (120 команд), успешно прошедших этап дистанционного тестирования, пройдут программу повышения квалификации, которая стартует 14 апреля.
Директор ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» Владимир Абрамов начал свое выступление с освещения вызовов, стоящих перед системой образования на сегодняшний день.
«Сегодня перед системой образования стоят глобальные вызовы по обеспечению каждого ребенка качественным и доступным общим образованием. Особое внимание уделяется подготовке педагогических работников, обновлению материально-технической базы, трансляции и распространения успешного опыта в части образования. Все это – неотъемлемая часть формирования системы управления современной школы. Отдельно необходимо отметить вопрос формирования единого образовательного пространства для обеспечения конституционных прав каждого ребенка, связанных с получением качественного и доступного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях вне зависимости от географического расположения и социально-экономических условий».
Также Владимир Абрамов рассказал о том, какие принципы легли в основу образовательной программы, подготовленной для полуфиналистов конкурса.
«Институтом управления образованием разработана программа повышения квалификации, направленная на усиление профессиональных компетенций слушателей в области эффективного управления муниципальными системами образования. Программа, подготовленная для полуфиналистов конкурса «Флагманы образования. Муниципалитет», содержит 4 смысловых блока, посвященных основам управленческой деятельности, антикризисному управлению, информационной открытости и безопасности, а также технологиям мотивирующего мониторинга. ИУО РАО с 2021 г. осуществляет формирование кадрового резерва управленцев системы образования РФ, и в этом вопросе мы стараемся синхронизироваться со многими профессиональными конкурсами, в том числе и с теми, которые проводит президентская платформа «Россия – страна возможностей» – отметил исполняющий обязанности директора ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» Владимир Абрамов.
О существующем у педагогов запросе к конкурсным испытаниям и результатам рассказал руководитель отдела реализации проектов в сфере образования АНО «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев.
«Конкурс «Флагманы образования» – это единая система образовательных проектов. На сегодняшний день мы уже завершили полуфиналы трека «Школа», завтра стартует образовательная программа для полуфиналистов трека «Муниципалитет», а в пятницу, в Санкт-Петербурге, на площадке РГПУ им. А. И. Герцена, стартует полуфинал для студентов из Северо-Западного федерального округа. Когда мы говорим о запросе педагогического сообщества, прежде всего, мы видим запрос на развитие своих надпрофессиональных навыков, гибких компетенций. В командах работают и взаимодействуют истинные профессионалы, увлеченные своим делом, но для слаженной работы необходимо усиливать их в вопросах коммуникации, командного взаимодействия. Мы относимся к нашим конкурсам как к системе непрерывного совершенствования профессионального мастерства, дополнительному источнику формирования кадрового резерва для Министерства просвещения Российской Федерации. Большой запрос также есть на внутреннее развитие, диалог и общение. Именно это для них становится главным – расширение своих профессиональных связей, видим, как устанавливаются дружеские отношения, формируется сообщество увлеченных людей» – отметил Андрей Богданцев.
Андрей Богданцев отметил, что необходимо, чтобы формируемый кадровый резерв был эффективным и востребованным. Чтобы каждый, кто пришел в конкурс, имел возможности для самореализации.
В конкурсе «Флагманы образования. Муниципалитет» принимают участие управленческие команды, состоящие из 5 человек, в числе которых специалисты одного муниципального образования (руководитель или заместитель руководителя муниципального органа управления образованием, специалист, руководитель структурного подразделения, а также руководители (заместители руководителей) образовательных организаций, расположенных на территории муниципалитета).
«Конкурс – это прежде всего возможность для профессионального роста. Нельзя быть конкурентоспособным, не будучи в поиске нового. Именно поэтому в конкурсах профессионального мастерства участвовать – нужно! Показывать свой опыт, учиться у других, учиться целой командой. И среди педагогов, и среди руководителей образовательных организаций есть творческие ищущие профессионалы, – рассказал Заместитель Губернатора Белгородской области – министр образования Белгородской области Андрей Милехин. – Участие в проекте «Флагманы образования. Муниципалитет» дает возможность увидеть лучшие управленческие практики своих коллег, перенять эффективные механизмы, использовать их затем в образовательных организациях своего региона. Всё это реальная возможность развивать «поле» образования, делать его целостным. Это новый формат сотрудничества и коммуникации».
Андрей Милехин добавил, что есть уверенность, что «флагманы-команды» Белгородской области «напитаются» новыми, интересными идеями своих коллег из других субъектов России. Форсайт-сессии конкурса помогут командам не только представить систему образования в виде «развивающихся моделей», но и отработать с коллегами практики, которые достойны включения в число «лучших».
В рамках пресс-конференции своим опытом участия и ожиданиями от образовательной программы поделились полуфиналисты конкурса – Наталья Дашковская и Наталья Мухартова. Участники солидарны во мнении, что Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования. Муниципалитет» – это возможность для построения траектории собственного развития. Внутри команды есть возможность увидеть опыт, разрешить собственные дефициты и научиться способам разрешения проблем, которые встречаются в жизни и профессиональной деятельности. Разноплановое количество участников несет ощутимые результаты как для системы образования, так и для регионального развития.
Победители конкурса получат возможность войти в кадровый резерв руководителей, пройти обучение по программе переподготовки на базе Института управления образованием РАО, стажировку в лучших образовательных организациях страны, а также призы от партнеров конкурса.
Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».
Информационная справка:
Автономная некоммерческая организация (АНО) «Россия – страна возможностей» была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Ключевые цели организации: создание условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан, а также создание эффективных социальных лифтов в России. Наблюдательный совет АНО «Россия – страна возможностей» возглавляет Президент РФ Владимир Путин.
АНО «Россия – страна возможностей» развивает одноименную платформу, объединяющую 26 проектов: конкурс управленцев «Лидеры России», всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал», конкурс «Твой ход», всероссийский конкурс «Большая перемена», всероссийский проект «Время карьеры», проект «ТопБЛОГ», проект «Профстажировки 2.0», проект «Культурный код», фестиваль «Российская студенческая весна», всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства», «Грантовый конкурс молодежных инициатив», конкурс «Цифровой прорыв», всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования», всероссийский конкурс «Лучший социальный проект года», соревнования по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», всероссийский молодежный кубок по менеджменту «Управляй!», Российская национальная премия «Студент года», движение Ворлдскиллс Россия, благотворительный проект «Мечтай со мной», конкурс «Моя страна – моя Россия», международный инженерный чемпионат «CASE-IN», «Национальная технологическая олимпиада», проект «Хакатоны и лекции по искусственному интеллекту» и платформа «Другое дело».
В рамках деятельности АНО «Россия – страна возможностей» в феврале 2019 года создан образовательный центр – Мастерская управления «Сенеж». Он призван формировать генерацию активных граждан, в том числе компетентных государственных служащих, прошедших современную профессиональную подготовку и объединенных ценностью ответственного служения стране и обществу. Обучение в нем проходят участники проектов и конкурсов платформы, активная молодежь, а также управленцы и государственные служащие. Мастерская выступает площадкой для проведения различных образовательных и молодежных форумов, в том числе форума «Территория смыслов».
В рамках АНО «Россия – страна возможностей» в августе 2020 года создан центр оценки компетенций – Департамент методологии и оценки. Задачами центра является разработка и внедрение собственных инструментов оценки управленческих и деловых компетенций во все конкурсы и проекты платформы «Россия – страна возможностей» и партнеров, создание и поддержка центров компетенций в университетах, проведение оценки, организация обучения и подготовки кадров для деятельности центров компетенций.
АНО «Россия – страна возможностей»