Мерами, способствующими повышению эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в муниципальном образовании городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются:
- Централизация закупок
Уполномоченному органу в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчиками города переданы полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В рамках переданных полномочий уполномоченный орган, в числе прочего; принимает решение о создании комиссий по осуществлению закупок, определяет их состав и порядок работы; проводит по поручению комиссий анализ заявок участников закупок на соответствие установленным требованиям. Централизация закупок позволяет максимально полно реализовывать базовые принципы контрактной системы, обеспечить единообразие, независимость и объективность при проведении процедур закупок.
Заказчикам города при подготовке проектов контрактов (договоров) рекомендовано применять модельные условия, утвержденные приказом Депгосзаказа Югры от 18.10.2021 № 79-п, в том числе об антикоррупционной оговорке (то есть об обязательствах сторон не допускать действий, которые могут привести к нарушению требований законодательства о противодействии коррупции).
- Единое информационное пространство
Закупочный процесс в городе от планирования до исполнения контрактов осуществляется в едином комплексе посредством применения системы «Автоматизированный Центр Контроля – Муниципальный заказ» (далее – АЦК-МЗ), которая интегрирована с единой информационной системой в сфере закупок и с системой планирования и исполнения бюджета города. При использовании системы исключается фаворитизм и дискриминация, схема и срок прохождения согласования документации строго регламентированы, что в свою очередь снижает степень коррупции.
С 01.01.2021 закупки с единственным исполнителем (пункты 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ) заказчиками осуществляются с использованием электронного магазина - «Портал поставщиков» /www.zakupki.mos.ru/, который интегрирован с АЦК-МЗ и предназначен для автоматизации деятельности заказчиков и поставщиков при осуществлении оперативных сделок, повышения открытости и прозрачности контрактных отношений.
Применение АЦК-МЗ обеспечивает доступность информации для потенциальных исполнителей контрактов.
- 3. Нормирование в сфере закупок
При планировании и осуществлении закупок заказчики руководствуются правилами нормирования, которыми установлены требования к закупаемым товарам, работам, услугам, а также нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков. Нормирование исключает возможность закупки товара, работы или услуги с повышенными потребительскими свойствами или по завышенной цене, что позволяет обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.
- Комиссии по осуществлению закупок
Муниципальным правовым актом созданы межотраслевая комиссия, комиссия по осуществлению закупок в сфере городского хозяйства и комиссия по осуществлению закупок для муниципальных предприятий, в состав которых включены представители заказчиков из разных сфер деятельности.
Членами комиссий по осуществлению закупок не могут быть лица, заинтересованные в результатах процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Такой подход исключает конфликт интересов, возникновение личной заинтересованности, субъективизм в ходе рассмотрения заявок соответствующими комиссиями и обеспечивает невозможность влияния отдельного заказчика на результат работы комиссии.
- Проведение совместных закупок
Закупка одноименных товаров, работ, услуг, потребность в которых имеется у нескольких заказчиков (поставка топлива, поставка продуктов питания, поставка современных средств информатизации образовательного процесса; поставка игрушек, игрового и учебного оборудования; услуги по проведению периодических медицинских осмотров; автотранспортные услуги; услуги по уборке помещений; услуги по охране объектов муниципальной собственности, услуги по дезинсекции и дератизации), осуществляется посредством проведения совместных электронных аукционов. Проведение совместных закупок исключает вероятность сговора между заказчиками и поставщиком, так как поставка товара (оказание услуг) осуществляется одним поставщиком для нескольких заказчиков одновременно.
- Приемка товаров, работ, услуг
Предусмотрена возможность включения заказчиком в состав приемочной комиссии по приемке результата исполнения контракта (этапа исполнения контракта), предметом которого является результат, имеющий общегородское и (или) социальное значение (в том числе благоустройство территорий муниципального образования, строительство или ремонт объектов социального назначения, ремонт автомобильных дорог) заинтересованных представителей общественности.