Социологическое исследование, посвящённое изучению общественного мнения об уровне коррупции, проведено в период с мая по ноябрь 2017 года. Полевой этап выполнен в июне-августе текущего года. Опрос осуществлялся методом формализованного интервью по месту жительства, среди 500 респондентов. Тип выборочной совокупности предполагал квотирование по полу, возрасту, территории проживания респондентов.
Целью настоящего исследования выступило изучение мнения жителей города Сургута об уровне распространения коррупции, в том числе: оценка уровня коррупции в городе, определение степени вовлеченности горожан в коррупционные действия, выявление уровня информированности горожан о мерах, направленных на противодействие коррупции и оценка их эффективности.
Оценивая уровень коррупции в городе Сургуте в 2017 году, большинство респондентов (45,4%) указали, что объём коррупционных явлений по городу средний, 26% опрошенных считают уровень коррупции высоким или очень высоким (в совокупности указанных оценок) и всего 10,8% участников опроса отметили, что уровень коррупции низкий, либо, что её в принципе нет.
Оценка коррумпированности различных государственных и коммерческих структур, оказывающих услуги населению, показала следующие результаты. В так называемой «зоне риска» (оценка коррумпированности выше средней), но ниже 4 баллов, находятся ВУЗы, коммерческие организации, Дума города (депутаты города) и ГИБДД. При этом лишь в отношении двух типов учреждений оценочные суждения сургутян о коррупции совпали с практическим опытом респондентов: в отношении ВУЗов (15,7%) и ГИБДД (11,8%). Тогда как, оценивая уровень коррумпированности Думы города и депутатов, ни один из опрашиваемых не указал о случаях дарения подарков или вручения денежной суммы, при обращении по вопросам, связанным с деятельностью городской Думы или депутатов. Исходя из этого, можно предположить, что средняя оценка уровня коррумпированности именно этого органа власти оценивается респондентами, в большей степени, основываясь на стереотипах и информации полученной извне, в частности, из средств массовой информации и слухов.
Оценка эффективности решений по борьбе с коррупцией, предпринимаемых на различных уровнях власти со сторны респондентов показала, что порядка 43-44% сургутян отмечают неэффективность решений, принимаемых на как на федеральном, так и на местном и окружном уровнях власти. При этом оценки решений органов муниципальной власти, направленных на противодействие коррупции, по-прежнему выглядят чуть более позитивными.
Важным этапом исследования являлось определение степени вовлеченности жителей города Сургута в коррупционные процессы, а также определение мотивов совершения ими подобных поступков. За прошедший год число респондентов, указавших, что им не приходилось участвовать в действиях коррупционного характера, увеличилось на 20,7%. Так, фактически только 10,4% опрошенных, в 2017 году, сознались в том, что прибегали к вознаграждению «должностного лица». Рейтинг сфер, где респондентам приходилось дарить подарок, вручать деньги или оказывать встречную услугу четвертый год подряд возглавляют медицинские учреждения (43,1%), за ними следуют школы (17,6%), ВУЗы (15,7%), рабочие места респондентов (13,7%) и ГИБДД (11,8%).
При этом в данных случаях речь не всегда шла о денежном вознаграждении или подкупе лица, оказывающего услугу в вышеперечисленных сферах деятельности. В решении личных проблем первостепенной важности, даже теми, кто в принципе осуждает взяточничество, многие категории подкупа расцениваются в качестве выражения знака уважения, подарка. Так, при ответе на вопрос о том, что именно респонденты считают взяткой, большинство из них указали автомобиль (48%), недвижимость (47,8%), и денежную сумму (43,2%). В то время как цветы, сувениры, встречные услуги, предметы быта, продукты и напитки, аналогично предыдущему году, значительно реже расцениваются ими в качестве предмета взятки.
Из числа респондентов, заявивших об использовании коррупционных схем при решении своих проблем, отвечая на вопрос: «Как Вы полагаете, смогли бы Вы решить свою проблему, не прибегая к вручению заинтересованному лицу подарков, денег, оказанию встречных услуг, или нет?», большинство респондентов (56,9%) признали, что смогли бы, но для этого потребовалось бы больше времени и нервов.
Более того, всего 18% опрошенных (из числа тех, кто являлся участником действий коррупционного характера) заявили, что предложения о совершении коррупционного поступка поступали со стороны тех, кто непосредственно оказывал услуги или их посредников. В основном же, респонденты самостоятельно, либо по совету тех, кто уже обращался за подобной услугой, принимали решение о вознаграждении.
Несмотря на это, в качестве основных причин распространения коррупции респондентами были указаны: «несоблюдение законов» - 39,4%, «фактическое отсутствие серьезных наказаний для взяточников» - 30,9% и «коррумпированность власти на высшем уровне» - 28,7%. Согласны с тем, что основополагающую роль в распространении коррупции играет уровень правосознания самих граждан всего около 18% горожан, участвовавших в опросе.
К наиболее эффективным способам профилактирования коррупции респонденты отнесли: создание МФЦ, предоставление услуг в электронном виде, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции, а также создание «телефона доверия» по фактам коррупционной направленности.
При этом выработка эффективных антикоррупционных практик невозможна без поддержки со стороны населения, выражающейся в отказе от моделей поведения, ориентированных на получение незаконных льгот и преференций. Однако, как выяснилось, если активно прибегают к стимулированию должностных лиц только 10% респондентов, то потенциально к этому готовы 58,9% опрошенных.
Причём горожане не только выражают личную готовность к стимулированию должностных лиц, но и отказались бы проинформировать соответствующие органы и структуры, если бы располагали сведениями о коррупционных действиях (позиция озвучена со стороны 51,9% опрошенных).
Подводя итог, отметим, что сохраняет свою актуальность заключение, сделанное по итогам опроса предыдущих лет, когда важной особенностью, восприятия коррупции со стороны населения города, является избирательность оценочных суждений.
Проявления коррупции на высших уровнях считается респондентами явлением крайне негативного характера. Кроме того, именно коррумпированность власти на высшем уровне, а также фактическое отсутствие серьезных наказаний для взяточников считается основной причиной распространения коррупции. Но совершение коррупционных практик на бытовом уровне для обеспечения более внимательного, оперативного и беспрепятственного решения проблем – считается оправданным.