Аналитическая записка по результатам оценки эффективности предоставляемых по решениям Думы города налоговых льгот по местным налогам за 2016 год
На территории городского округа город Сургут налоговые льготы по местным налогам предоставляются в соответствии с федеральным законодательством и решениями Думы города от 30.10.2014 № 601-IV ДГ «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут» и от 26.10.2005 года № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» (далее – решения Думы города о местных налогах).
Согласно постановлению Администрации города от 30.12.2013 № 9703 «Об утверждении порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам на территории городского округа город Сургут» (в редакции от 11.05.2016 № 3474) (далее – Порядок) департаментом финансов на основании информации инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту ежегодно в срок до 15 августа проводится оценка эффективности предоставляемых на территории городского округа город Сургут налоговых льгот по местным налогам.
За 2016 год сумма недополученных доходов, вследствие предоставления налоговых льгот по местным налогам по решениям представительного органа муниципального образования составила 3 911,3 тыс. рублей, или 0,7 % от общего объема поступлений по местным налогам.
В соответствии с действующим Порядком, оценка эффективности предоставленных налоговых льгот, установленных решениями Думы, проводится в два этапа.
1 этап. Оценка потерь (суммы выпадающих доходов) бюджета города в связи с предоставлением налоговых льгот по местным налогам.
Информация о суммах потерь бюджета города, связанных с предоставлением налоговых льгот по местным налогам, установленных муниципальными правовыми актами, в разрезе категорий налогоплательщиков за 2016 год представлена в приложениях 1,2.
2 этап. Расчёт эффективности налоговых льгот, предоставленных в соответствии с решениями Думы города о местных налогах.
Критериями оценки эффективности налоговых льгот являются:
1) бюджетная эффективность налоговых льгот, оценка которой осуществляется на основании сравнения эффекта от предоставления налоговой льготы (величины дополнительных налоговых доходов, поступающих от налогоплательщиков, использующих установленные налоговые льготы; экономии расходов бюджета города в результате предоставления налоговой льготы налогоплательщикам – организациям, являющимся муниципальными учреждениями) с суммой потерь бюджета города от предоставления налоговой льготы;
2) социальная эффективность налоговых льгот, оценка которой осуществляется на основании показателя снижения налоговой нагрузки на социально незащищенную категорию населения.
Бюджетная эффективность налоговых льгот не рассчитывалась, в связи с тем, что действующими решениями Думы города о местных налогах налоговые льготы организациям не предоставляются.
Социальная эффективность налоговых льгот определяется как сумма налоговых платежей, не уплаченная в связи с предоставлением налоговой льготы.
Общий объем социальной эффективности налоговых льгот, предоставленных за 2016 год, представлен в разрезе категорий налогоплательщиков в приложениях 1,2.
Учитывая, что предоставление налоговых льгот направлено на поддержку малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, социальная эффективность налоговых льгот по местным налогам за 2016 год для каждой категории налогоплательщиков признается положительной (равной 1). Налогоплательщики четырёх категорий не воспользовались правом на получение льготы:
- граждане, инфицированные вирусом иммунодефицита человека или больные СПИДом;
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
- лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Льготы по данным категориям налогоплательщиков могут быть востребованы в последующие периоды, поэтому их отмена не предполагается.
По результатам оценки эффективности налоговых льгот за 2016 год, в целях обеспечения неизменности условий налогообложения, предлагается сохранить действующие налоговые льготы на период 2018-2020 годов.
Во избежание роста выпадающих доходов бюджета города налоговая политика в плановом периоде будет предусматривать ограничение предоставления новых налоговых льгот.
Отдел доходов управления доходов
и долговой политики
тел. 8(3462) 52-22-45