Воспитанники подшефной Управлению Росгвардии по ХМАО - Югре кадетской школы-интерната имени Героя Советского Союза Ивана Безноскова присоединились к историко-патриотическому проекту ведомства «Автограф Победы». 14-летняя кадет Софья Петрова поделилась историей своего прадедушки о крепкой фронтовой дружбе и взаимовыручке.
Прадед Софьи, Александр Владимирович Петров, был призван на военную службу в 1943 году и сразу попал на фронт.
«Суровыми были боевые будни солдата. Об этих днях тяжело вспоминать, иной раз и пережитое ворошить не хочется. Но выдавались редкие минутки передышки между боями, когда кто-то успевал и подшутить над однополчанином. Был у нас во взводе молоденький боец, говорили, сбежал на фронт сам. Махмутом Мусаевым звали. Башкир по национальности. По-русски не знал ни слова. Вот и подтрунивали над ним сослуживцы. Тут война, а они шутить надумали над парнем. Взял я его под свою опеку. Начал обучать русскому языку. В бою он держался всегда рядом», - вспоминал прадед.
И вот однажды прадедушку серьёзно ранило в бою. Очнулся он от того, что кто-то воет рядом. А это Махмут плачет, думал, наверное, погиб его наставник.
В следующий раз очнулся прадед уже в госпитале после операции. Быстро шел на поправку и вскоре вернулся в свой батальон. Ребята встретили радушно, только горестно было от того, что не все были с нами в строю. Спросил прадед и о своем друге. Говорят, погиб.
«На душе стало твориться что-то невообразимое. Паренек меня от смерти спас, а я даже не знаю, где его могила. Боевые будни продолжались, но мысль о Махмуте не выходила из головы. И вот однажды слышу: «Саня!». Я не сразу понял, что меня зовут, но голос был настолько знакомым... Ко мне бежал мой боевой товарищ!», - вспоминал прадед.
Однополчане кинулись в объятия друг другу так, словно были кровными братьями. Махмут рассказал, что тоже был серьёзно ранен, и только сейчас возвращается в строй.
Восстанавливая картину того боя, прадед узнал, что был тяжело ранен и лежал, истекая кровью. Махмут вынес его из-под огня, передал санитарам, а сам вернулся в окоп.
В тот момент, спасая своего боевого товарища, рядовой Мусаев не знал, что одновременно сберег и себя. Останься он на месте – не быть ему в живых: блиндаж, служивший укрытием, был разворочен прямым попаданием снаряда. С тех пор бойцы не разлучались ни на минуту до самого окончания войны.
Через всю жизнь Александр Владимирович пронес память о том страшном военном времени и крепкой фронтовой дружбе. Ветеран ушел из жизни в 2005 году.
В семье ветерана, к сожалению, не сохранилось совместного фото прадедушки и его фронтового друга, поэтому Софья написала портрет боевых товарищей так, как подсказало ей воображение.
Артем Енов