Как избежать мошенников в интернете.
Вам пишут в соцсетях, представляются Госуслугами и просят перейти по ссылке или что-то оформить. Даже сайт выглядит как настоящий и переписка похожа на официальную. Кажется, что все хорошо и можно доверять. Но нет - всегда лучше проверить, действительно ли с вами общается портал или это мошенники.
Доверяйте только официальной информации.
Официальные источники: Портал Госуслуг, Сайт Президента, Сайт Госдумы, Сайт Центрального банка, Сайт Федеральной налоговой службы.
Проверять случайные сайты, письма и звонки.
Официально Госуслуги могут написать на электронную почту, прислать уведомление в приложении или ответить в комментариях соцсетей от имени сообщества.
Сайты-двойники. Преступник создает сайт, который внешне напоминает портал Госуслуг. Он в таких же цветах, с такими же кнопками и даже похожим адресом. Но отличия все же есть. Например, официальный домен госуслуг выглядит так: gosuslugi.ru. Во многих браузерах у него есть замочек в адресной строке: это может значить, что адрес проверенный. Но не всегда: поэтому, если вы видите в интернете похожий сайт, обязательно зайдите на официальный портал вручную. Официальный адрес портала Госуслуг: https://www.gosuslugi.ru/.
Фишинговые ссылки. Вам на почту может прийти письмо с примерно таким содержанием: «Помогите собрать деньги на лечение ребенка» или «Новая акция от Госуслуг: выплаты всем гражданам в связи с коронавирусом». А дальше ссылка, по которой просят перейти и оставить данные, куда придут деньги.
Чаще всего такие письма приходят от мошенников: если перейти по ссылке, на компьютер может попасть вирус. Так злоумышленники получат доступ к персональным данным, а затем оформят на них симкарту, кошелек или возьмут кредит. Не открывайте такие письма и не переходите по ссылкам.
Обращайте внимание на адрес отправителя. Обычно почтовые сервисы помечают проверенные адреса замочками, но это тоже не гарантия. Поэтому смотрите на домен: официальные письма приходят от no-reply@gosuslugi.ru
Сообщения могут приходить и в мессенджерах: например, в Вотсапе или Вайбере. Особенно не доверяйте таким сообщениям и проверяйте ссылки на официальные ресурсы.
Подозрительные звонки. Стать жертвой можно не только в интернете. Вам могут позвонить и представиться сотрудником Госуслуг, после чего попытаться узнать персональные данные.
Запомните: никогда не сообщайте по телефону личных данных, паролей и номеров банковских карт. Настоящие сотрудники не попросят вас делать тестовые переводы денег, диктовать им код из СМС. Если есть сомнения, что с вами говорит сотрудник Госуслуг, после разговора перезвоните по официальному номеру и уточните информацию.
Официальный номер службы поддержки Госуслуг: 8 800 100-70-10
Официальный номер, с которого приходят СМС: 0919
Не обсуждать деньги с незнакомыми.
Частый способ обмана: мошенники представляются налоговой и просят оплатить небольшую задолженность. Угрожают штрафами. Из-за незначительной суммы люди соглашаются, так как не хотят тратить время на разбирательства с органами.
Не называйте в переписке никаких реквизитов, не давайте номеров карт и паролей. В официальной переписке с порталом у вас могут попросить только номер заявки, чтобы проверить ее статус, не больше.
Сотрудники Госуслуг никогда не попросят у вас никаких реквизитов для оплаты в соцсетях. Любые задолженности, счета и штрафы можно легко проверить онлайн. Достаточно зайти на Госуслуги с логином и паролем - на главной странице будет информер со всеми начислениями.
Оплатить штрафы и задолженности можно тут же на портале или в приложении с помощью электронного кошелька, со счета телефона или банковской картой.