Стратегической целью направления вектора «Градостроительство» направления «Жизнеобеспечение» Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут является «Обеспечение условий для развития Сургута, как экологически безопасного зеленого города с комфортным и доступным жильем, качественной и разветвленной транспортной сетью, с достаточным количеством парков и скверов». Мероприятия вектора «Градостроительство» направлены на обеспечение благоприятного инвестиционного климата в сфере строительства, формирования и предоставления земельных участков, предназначенных для строительства в соответствии с контрольными показателями определенными федеральным и региональным законодательством.
Департамент архитектуры и градостроительства является исполнительным органом власти, вырабатывающим и реализующим муниципальную политику в сфере строительства, архитектуры и градостроительства в пределах установленных полномочий.
Деятельность департамента архитектуры и градостроительства в области строительства направлена на увеличение обеспеченности населения благоустроенным жильем и объектами социальной инфраструктуры. В области архитектуры и градостроительства деятельность направлена на осуществление координации и регулирования градостроительной деятельности на территории города Сургута.
Весь комплекс мероприятий, проводимый в области градостроительства в 2015 году, был направлен на активное развитие жилищного строительства, комплексное освоение микрорайонов перспективной застройки, формирование благоприятной среды для проживания граждан в новых микрорайонах, в том числе на обеспечение населения социальной инфраструктурой.
- В области градостроительного проектирования в 2015 году была проведена работа:
а) по утверждению местных нормативов градостроительного проектирования на территории муниципального образования городской округ город Сургут.
Разработка местных нормативов градостроительного проектирования осуществлялось в целях:
- обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;
- установления расчётных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального образования населения и показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального образования городской округ город Сургут.
б) по утверждению проекта планировки территории улично-дорожной сети (УДС) города Сургута.
Основной целью выполнения проекта планировки территории улично-дорожной сети является установление границ территорий общего пользования и элементов планировочной структуры г. Сургута с решением в проекте следующих задач:
- выделение и установление параметров планируемого развития элементов планировочной структуры территории города с учетом решений утвержденного генерального плана;
- организация улично-дорожной сети;
- установление границ зон планируемого размещения объектов федерального, регионального, местного значения;
- корректировка и установление красных линий, а также линий регулирования застройки.
- В соответствии с Постановлением Правительства РФ №492 были проведены работы по инвентаризации сведений, находящихся в федеральной информационной адресной системе.
В рамках данной инвентаризации:
- были приведены в соответствие к федеральному законодательству нормативные правовые акты Администрации города Сургута;
- осуществлена проверка достоверности, полноты и актуальности уже, содержащихся в ФИАС сведений;
- осуществлено размещение сведений, ранее не содержащихся в ФИАС.
Объектами инвентаризации являлись:
- наименования элементов планировочной структуры;
- наименования элементов улично-дорожной сети;
- адреса объектов адресации;
- документы о присвоении, об изменении и аннулировании адресов.
Были проинвентаризованы свыше 6 800 объектов адресации (здания, сооружения, строения), 277 улиц и проездов, 50 дачных и садоводческих товариществ, 26 временных поселков в городе Сургуте.
По итогам выполненных в установленный Правительством РФ срок, город Сургут стал муниципальным образованием, выполнившим работы на 100%, Ханты-Мансийский автономный округ вошел в 4-ку лидеров среди субъектов РФ, выполнившими данное поручение.
- В целях строительства на территории города Сургута социально значимых объектов осуществлено формирование следующих земельных участков:
1) Вид разрешенного использования земельного участка - «для строительства общеобразовательной школы на 1500 учащихся» изменили на вид разрешенного использования земельного участка «для строительства средней общеобразовательной школы в микрорайоне 33 г. Сургута»;
2) Произведен раздел земельных участков в целях образования земельного участка для строительства объекта «Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 32 г. Сургута»;
3) Произведена работа в части раздела земельных участков в целях образования земельного участка - для строительства объекта «Объездная автомобильная дорога города Сургута (Объездная автомобильная дорога 1 «З».VI пусковой комплекс, съезд на улицу Дзержинского)»;
4) Изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 86:10:01010009:33 на вид разрешенного использования земельного участка - для строительства храма с воскресной школой.
- В муниципальном образовании городской округ город Сургут применяется эффективный законодательный механизм привлечения инвестиционных средств для решения проблемы сноса ветхого и аварийного жилого фонда, развития городских территорий, освобождения земельных участков с целью строительства.
Администрацией города Сургута в 2015 году заключено 4 инвестиционных соглашения, в соответствии с которыми планируется снос и переселение граждан, проживающих в 24 строениях, временно приспособленных для проживания.
В 2015 году по инвестиционным соглашениям, заключенным в предыдущие годы, принято в муниципальную собственность и зарегистрировано право на 107 благоустроенных жилых помещений, предназначенных для переселения граждан.
- Важным шагом в реконструкции микрорайонов с ветхой застройкой стало заключение договоров о развитии следующих застроенных территорий:
1) часть микрорайона 28 площадью 36 800 кв. метров, договор заключен с единственным участником аукциона ООО «СеверСтрой», в настоящее время все обязательства по заключенному договору переданы ООО «Сибпромстрой-Югория» в соответствии с заключенным соглашением о передаче прав и обязанностей. Срок действия данного договора рассчитан до 2020 года.
2) часть микрорайона 24 площадью 25 329 кв.метров, договор заключен с единственным участником аукциона ООО «СеверСтрой», в настоящее время все обязательства по заключенному договору переданы ООО «Сибпромстрой-Югория» в соответствии с заключенным соглашением о передаче прав и обязанностей. Срок действия данного договора рассчитан до 2020 года.
Реализация обязательств сторон по договорам, заключенным в 2015 году, обеспечит увеличение жилищного фонда на застроенных территориях – части микрорайона 24, 28 города Сургута с 1 185 кв. метров до 74 555 кв. метров ориентировочно, а также улучшение жилищных условий жителей Сургута, проживающих в ветхом жилищном фонде.
- Одним из направлений деятельности по вектору «Градостроительство» является организация подготовки и утверждения градостроительной документации. Планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности.
В 2015 году утверждено 22 проекта планировки (межевания) территорий микрорайонов, поселков и дачных некоммерческих образований, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств юридических и физических лиц.
а) проекты планировки (межевания) разработанные за счет бюджетных средств:
- постановление Администрации города от 21.01.2015 № 251 об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории посёлка Юность в городе Сургуте;
- постановление Администрации города от 05.03.2015 № 1511 об утверждении корректировки проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона 31 А в городе Сургуте;
- постановление Администрации города от 09.09.2015 № 6282 об утверждении проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Инженерные сети в посёлке «Снежный»;
- постановление Администрации города от 09.09.2015 № 6284 об утверждении проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Автомобильная дорога к новому кладбищу»;
- постановление Администрации города от 09.09.2015 № 6283 об утверждении проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черёмушки», «Север – 1», «Север – 2» в обход гидротехнических сооружений ГРЭС – 1 и ГРЭС – 2».
б) проекты планировки (межевания) разработанные за счет средств юридических и физических лиц:
- постановление Администрации города от 27.02.2015 № 1337 об утверждении корректировки проекта планировки и проекта и проекта межевания микрорайона 37 в части земельного участка № 23.1 малоэтажной жилой застройки в городе Сургуте;
- постановление Администрации города от 27.02.2015 № 1338 об утверждении корректировки проекта межевания территории посёлка Таёжного в городе Сургуте в части квартала Т – 12 и корректировке проекта планировки территории посёлка Таёжного в города Сургуте в части красных линий;
- постановление Администрации города от 23.03.2015 № 1934 об утверждении проекта планировки и проекта межевания части микрорайона 21-22 города Сургута, подлежащего развитию;
- постановление Администрации города от 17.04.2015 № 2599 об утверждении корректировки проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона 37 города Сургута в части земельного участка, предоставленного в аренду ООО «Плавстройотряд – 34» и обществу с ограниченной ответственностью «ЮграСтройИнвест»;
- постановление Администрации города от 08.05.2015 № 3071 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории потребительского дачного кооператива «Соколовка» в городе Сургуте;
- постановление Администрации города от 26.06.2015 № 4401 об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Улица Геологическая (4В) на участке от улицы Мелик-Карамова до улицы Югорский тракт в городе Сургуте;
- постановление Администрации города от 30.06.2015 № 4515 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории кварталов 30Б, 30В, 30Г и части коммунального квартала 8 в городе Сургуте, в части жилого квартала 30Б»;
- постановление Администрации города № 4516 от 01.07.2015 об утверждении проекта планировки и проекта межевания «Застройка микрорайона 27А г. Сургут. Корректировка»;
- постановление Администрации города от 17.07.2015 № 4896 об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории микрорайона 30 города Сургута. Корректировка»;
- постановление Администрации города от 26.08.2015 № 5916 об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории жилого квартала Пойма – 5 в городе Сургуте;
- постановление Администрации города от 06.10.2015 № 7048 об утверждении проекта планировки застройки и проекта межевания территории дачного потребительского кооператива «Жемчужина» в города Сургуте (проект организации и застройки территории). Корректировка;
- постановление Администрации города от 11.11.2015 № 7868 об утверждении корректировки проекта планировки и проекта межевания территории «Застройки микрорайона 34 (II очередь) г. Сургут» в части размещения отдельно стоящего здания объекта «Инфраструктуры жилищно – коммунального хозяйства»;
- постановление Администрации города от 11.11.2015 № 7865 об утверждении корректировки проекта планировки и проекта межевания территории «Застройки микрорайона 34 (II очередь) г. Сургут» в части земельного участка, предоставленного по договору аренды обществу с ограниченной ответственностью «Скорпио»;
- постановление Администрации города от 30.11.2015 № 8256 об утверждении проекта межевания территории посёлка Лесного в городе Сургуте в части квартала ЛС – 6 участков № 1, № 2, № 4;
- постановление Администрации города от 07.12.2015 № 8464 об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона 37, в части земельного участка, предоставленного под комплексное освоение в целях жилищного строительства (малоэтажная жилая застройка) в городе Сургуте;
- постановление Администрации города от 08.12.2015 № 8493 об утверждении проекта межевания территории посёлка Лесного в городе Сургуте в части квартала ЛС – 2 участков № 5, № 7;
- постановление Администрации города от 18.12.2015 № 8840 об утверждении корректировки проекта межевания территории посёлка Лунного в городе Сургуте, в части квартала Л – 3 участков № 14, № 18, 20.
Утверждены 182 градостроительных плана по объектам муниципального образования городской округ город Сургут.
Главой города были назначены 102 заседания публичных слушаний в части компетенции департамента архитектуры и градостроительства, в том числе:
- 19 заседаний по проектам планировки и проектам межевания территорий микрорайонов городского округа, из них:
- по проектам планировки, разработанных за счет бюджета города – 4;
-по проектам планировки, разработанных за счет средств юридических и физических лиц – 15;
- 23 заседания по вопросам внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута;
- 27 заседаний по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
- 30 заседаний по вопросам предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- 1 заседание по вопросу внесения изменений в Схему размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ город Сургут;
- 1 заседание по вопросу утверждения проекта планировки территории улично-дорожной сети (УДС) города Сургута;
- 1 заседание по вопросу Схемы размещения рекламных конструкций на территории города.
- В рамках вектора «Градостроительство» Департаментом архитектуры и градостроительство ведется работа по формированию земельных участков на аукцион и под ИЖС для льготных категорий граждан, так за 2015 год было сформировано 31 земельный участок общей площадью 187 638 кв.м.
- Также, одним из основных направлений деятельности по вектору «Градостроительство» является регулирование градостроительной деятельности в городе. Выдача разрешений на строительство (реконструкцию) объектов является одним из инструментов градостроительного регулирования.
Так за 2015 год было рассмотрено и выдано 151 разрешение на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также 119 разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Принято документов, а также выданы разрешения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение - 23 документа. Осуществлен прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) планировки жилого помещения за 2015 год – 723 документа.
- Организация строительства муниципального жилищного фонда и создание условий для жилищного строительства на территории городского округа.
При планируемом к вводу 340,7 тыс. кв. метров объектов жилищного назначения в 2015 году фактически введено 240,191 тыс. кв. метров объектов жилищного назначения. Снижение темпов строительства жилья произошло в связи с экономическим кризисом в стране (ограничение возможностей по кредитованию застройщиков, рост цен на строительные материалы, падение покупательской способности).
10.Ведется работа по реализации федеральных, окружных и муниципальных программ по переселению граждан.
В рамках реализации программ в 2015 году приобретено в муниципальную собственность 489 жилых помещений.
Из них:
- в рамках государственной программы ХМАО – Югры» «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2020 годах» приобретено 314 жилых помещений для участников программы общей площадью 17 546,5 кв.м. для обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в аварийных, ветхих домах и в жилых помещениях непригодных для проживания, а так же в целях расселения жителей поселка Таёжный приобретена 2-х комнатная квартира (67,2м2);
- приобретено жилое помещение за счет средств местного бюджета по мероприятию ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений в поселке Строитель;
- в рамках «Адресной программы ХМАО – Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» приобретено для участников программы 173 жилых помещения общей площадью 10 444,0 кв.м. Программа выполнена в 100% объеме.
- В 2015 году реализовывались мероприятия по обеспечению микрорайонов перспективной комплексной застройки объектами социальной сферы и было введено в эксплуатацию:
- Школа на 801 учащегося в микрорайоне № 40 г. Сургута;
- Детский сад на 350 мест в 40 микрорайоне г. Сургута (№ 44 "Сибирячок");
- Хореографическая школа в микрорайоне ПИКС;
- МБОУ СОШ № 20 (столовая);
- Детский сад "Золотой ключик" ул.Энтузиастов, 51/1 г.Сургута;
- МБОУ СОШ №10 (пристрой);
- Спортивный центр с универсальным игровым залом №5 (МБОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов.);
- Магистральный водовод в восточном жилом районе от ул.9П (Нефтеюганское шоссе) по ул.Рационализаторов до ВК-сущ.;
- Внутриквартальные проезды для обеспечения подъезда к общеобразовательным учреждениям в микрорайоне 24 в г. Сургуте;
- Мототрасса на "Зайчьем острове" - вертикальная планировка.
Приступили к работам по строительству объектов:
- Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам "Черемушки", "Север-1", "Север-2" в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2 (1 этап. Автодорога от Восточной объездной дороги до СНТ №49 "Черемушки". ПК0+00-ПК54+08,16);
- Ул. Маяковского от ул.30 лет Победы до ул. Университетской.
Продолжается строительство следующих объектов:
- Инженерные сети в поселке Снежный;
- Спортивный центр с плавательным бассейном на 50 метров в г. Сургуте;
- Детская школа искусств в микрорайоне ПИКС;
- Поликлиника «Нефтяник» в мкр.37 г. Сургута.
- В целях повышения уровня комфорта городской среды во всех сферах жизнедеятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья проводятся работы по созданию условий для повышения доступности объектов социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности. Выполнены проектные работы на выполнение работ по капитальному ремонту 9 объектов социальной сферы.
- В направлении декоративно-художественного и праздничного оформления города были достигнуты следующие результаты:
- заключены Соглашения по сотрудничеству: с Сургутской ассоциацией рекламных агентств, с Горсветом по световому оформлению города, по размещению катков на территории снежных городков;
- внесены изменения в Правила благоустройства территории города;
- проводилась работа по совершенствованию Схемы размещения рекламных конструкций на территории города Сургута.
- В направлении архитектуры были выполнены следующие мероприятия:
- рассмотрено объемно-планировочных решений, паспортов отделки фасадов – 121 шт;
- выдано разрешений на установку передвижных объектов торговли – 21 шт.
Благодаря проводимым в 2015 году комплексным мероприятиям, направленным на развитие градостроительства, формирования благоприятной среды для проживания граждан в новых микрорайонах по вектору «Градостроительство» фактические значения интегральных индексов и частных показателей соответствуют плановым значениям показателей:
- показатель «Удовлетворенность населения политикой в сфере архитектуры и градостроительства» составляет 78%;
- показатель «Индекс интенсивности работы по формированию архитектурного облика города» составляет 58%;
- показатель «Индекс интенсивности работы по формированию благоприятной городской среды» составляет 91%;
- показатель «Удовлетворенность населения политикой в сфере архитектуры и градостроительства» составляет 78%;
- показатель «Доля площади территории города, на которую подготовлены проекты планировки» составляет 16,5%;
- показатель «Срок оформления (предоставления) земельных участков» составляет 52 дня;
- показатель «Доля открытых зеленых пространств, в площади городской территории» составляет 32%;
- показатель «Полное покрытие цветовым решением фасадов объектов со стороны улично-дорожной сети, малые архитектурные формы» составляет 20%.
-показатель «Многоэтажная застройка» превышает плановое значение показателя и отклонение составляет 3,74%
- фактическое значение показателя составляет 97,2%;
- плановое значение показателя, 93,7%.
Отклонение по показателю достигнуто в связи с уменьшением общего объема введенного жилья в следствии чего, изменилось процентное соотношение малоэтажной и многоэтажной застройки.
Недостигнутыми за 2015 год по отношению к запланированным значениям интегральных индексов и частных показателей являются следующие значения:
-показатель «Индекс интенсивности, качества и доступности жилищного строительства» не соответствует плановому показателю и отклонение составляет 21%
фактическое значение показателя составляет 33%;
плановое значение показателя составляет 54%.
- показатель «Объем строительства жилья» не соответствует плановому значению показателя и отклонение составляет -24,66%
фактическое значение показателя составляет 240,2 тыс. кв. м.;
плановое значение показателя составляет 318,8 тыс. кв. м, в том числе:
- показатель «Малоэтажная застройка (индивидуальное строительство)» не соответствует плановому значению показателя и отклонение составляет – 55,56 %
фактическое значение показателя составляет 2,8%;
плановое значение показателя составляет 6,3%.
- показатель «Ввод в действие жилья эконом-класса» не соответствует плановому значению показателя и отклонение составляет -37,26%
фактическое значение показателя составляет 32%
плановому значению показателя составляет 51%.
Уменьшение фактического значения индекса связано со снижением темпов строительства жилья. Снижение темпов строительства жилья произошло в связи с экономическим кризисом в стране (ограничение возможностей по кредитованию застройщиков, рост цен на строительные материалы, падение покупательской способности), что привело к уменьшению фактического значения индекса и повлияло на снижение уровня запланированных достижений.
Основными проблемными вопросами, сдерживающими социально-экономическое развитие муниципального образования, остаются вопросы связанные с недостаточным финансированием мероприятий:
- по строительству, реконструкции и капитальному ремонту транспортной и инженерной инфраструктур, что препятствует своевременной подготовке территорий под жилищное строительство и формирования благоприятной среды для проживания граждан;
- переселению из жилищного фонда временных ветхих, аварийных непригодных для проживания строений на территориях города;
- строительству объектов образования, культуры, молодежной политики и спорта.
Для совершенствования Стратегии в части «Жизнеобеспечения», вектора «Градостроительство» и эффективного достижения запланированных целей и решения задач необходимо выполнить следующие мероприятия:
1) разработку программы комплексного развития организаций коммунального комплекса, на основании которой будут разработаны инвестиционные программы организаций коммунального комплекса в рамках которых по договору на технологическое подключение будет вестись опережающее строительство объектов инженерной инфраструктуры для своевременного ресурсоснабжения объектов капитального строительства;
2) создание условий для строительства инженерной и транспортной инфраструктуры для развития земельных участков под строительство малоэтажной жилой застройки и объектов жилья эконом-класса;
3) повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания населения на территории, подлежащей развитию;
4) улучшение архитектурного облика города Сургута;
5) уменьшение доли непригодного для проживания жилищного фонда в общем объёме жилищного фонда города Сургута;
6) увеличение инвестиционной привлекательности города Сургута.
Мокринская Ирина Анатольевна
Абубакирова Лариса Зинфировна
тел. (3462) 528237