Работа по выявлению фактов обучения иностранных граждан в образовательных организациях города Сургута в отделе УФМС России по ХМАО-Югре в. Сургуте проводится на постоянной по поступающим сообщениям из образовательных учреждений, а также при проведении оперативно-профилактических мероприятия, как «Нелегальный мигрант», «Нелегал-2014», «Резиновый адрес», «Лизинг», «Жилой сектор», «Регион магистраль», «Дача», «Маршрутка», «Лес» . Анализ складывающейся обстановки показывает, что количество нарушений, связанных с пребыванием мигрантов в городе, не снижается. В рамках данных мероприятий за 2014 год сотрудниками отдела УФМС России по ХМАО-Югре в городе Сургуте было выявлено 3 537 административных правонарушений (АППГ – 3234, рост + 8,56%). Нарушения, связанные с нарушением порядка пребывания иностранными гражданами, составляют 41%; 53% составляют административные правонарушения в отношении принимающей стороны.
В начале учебного 2014 года отделом УФМС России по ХМАО-Югре в г. Сургуте для сотрудников общеобразовательных учреждений города было проведено учебное занятие с разъяснением миграционного законодательства.
В течение 2014 года из образовательных учреждений г. Сургута в адрес отдела УФМС России по ХМАО-Югре в г. Сургуте поступали сообщения о возможных нарушениях миграционного законодательства РФ со стороны иностранных граждан, обучающихся в этих образовательных учреждениях (Приложение №1).
Таким образом, в результате проведенных отделом УФМС России по ХМАО-Югре в г. Сургуте мероприятий по сообщениям о возможных нарушениях миграционного законодательства РФ в связи с обучением в образовательных учреждениях г. Сургута иностранных граждан в 2014 г.:
- - выявлено 29 административных правонарушений по ч. 3,4 ст. 18.9 КоАП РФ (предоставление жилого помещения иностранному гражданину, находящемуся в РФ с нарушением установленного порядка, неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета).
- - законные представители обучающихся в г. Сургуте 15 иностранных граждан по вызову в отдел в назначенное время не явились, в связи с чем проверить законность нахождения в РФ этих учащихся не представилось возможным;
- - установлено, что 5 иностранных граждан имеют гражданство РФ;
- - установлено, что на момент проверки 22 иностранных гражданина законно находились на территории РФ;
- - связаться с законными представителями либо проверить информацию о возможных нарушениях миграционного законодательства РФ в отношении 53 обучающихся в г. Сургуте иностранных граждан не представилось возможным ввиду неполноты либо неактуальности представленных личных и контактных данных в отношении проверяемых лиц;
- - проверить законность нахождения в РФ в отношении 10 иностранных граждан не представилось возможным ввиду того, что названные лица находились за пределами РФ либо за пределами г. Сургута.
Таким образом, в плане проверки законности пребывания на территории РФ в г. Сургуте иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях г. Сургута, актуальными остаются вопросы:
- полноты и актуальности представляемых в отношении проверяемых лиц личных и контактных данных;
- обеспечение явки в отдел УФМС России по ХМАО-Югре в г. Сургуте законных представителей проверяемого контингента.
Установленный в настоящий момент порядок взаимодействия отдела УФМС России по ХМАО-Югре в г. Сургуте с образовательными учреждениями г. Сургута в плане проверки законности пребывания в РФ иностранных граждан, обучающихся в этих образовательных учреждениях, не показывает достаточной эффективности, поскольку:
- - со стороны большинства образовательных учреждений к решению проблемы законности нахождения в РФ, обучающихся в образовательных учреждениях г. Сургута иностранных граждан, наблюдается формальный подход;
- - в повседневной мониторинговой деятельности по исполнению обязательных требований миграционного законодательства РФ отделом УФМС России по ХМАО-Югре в г. Сургуте выявляется гораздо большее количество административных правонарушений, связанных с пребыванием на территории РФ иностранных граждан (в т.ч. несовершеннолетних).
В соответствии с ч.3 ст.19.8.3 КоАП РФ предоставление услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в РФ с нарушением установленного порядка, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц –от 25 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц- от 250 тысяч до 300 тысяч рублей. В рассматриваемом вопросе администрация общеобразовательных учреждений должна быть непосредственно заинтересована в наличии подтверждающих документов законности нахождения обучающихся иностранных граждан. В соответствии с Федеральным Законом от 22.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» федеральный государственный контроль за соблюдением миграционного законодательства должностными и юридическими лицами возлагается на Федеральную миграционную службу.
Предложения в решения заседания:
1.Департаменту образования Администрации г. Сургута организовать работу подведомственных образовательных учреждений:
- -по рассмотрению документов иностранных граждан, предоставляемых законными представителями, при поступлении иностранных граждан в учебное заведение
- -по контролю за соблюдением установленного порядка пребывания иностранных граждан, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Начальник отдела УФМС России
по ХМАО – Югре в г. Сургуте
советник ГГС 2 класса
Л.В. Баянова