Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Информация для населения

О правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах

08 Декабря 2020

В соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от 04.12.2020 № 548-п «О внесении изменения в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 24.01.2007 10-п «Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» управление по делам ГО и ЧС Администрации напоминает основные правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.

  1. Пользование маломерными судами разрешается:

а) после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации;

б) при соблюдении установленных производителем судна или указанных в судовом билете условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может эксплуатироваться, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, огнями, навигационным и другим оборудованием.

К управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами (далее судоводители).

  1. Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется.

Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда длинной не более 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

  1. Выход в плавание и управление маломерными судами разрешается только в период навигации при наличии у судоводителя:

а) удостоверения на право управления маломерным судном;

б) судового билета маломерного судна или его заверенной копии;

в) документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствии владельца.

  1. На водных объектах, не имеющих судоходной (навигационной) обстановки, маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами) и в следующем порядке:

а) в случае если 2 судна с механическими двигателями сближаются на противоположных курсах так, что может возникнуть опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо;

б) в случае если суда следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

- маломерное судно с механическим двигателем, у которого другое судно с механическим двигателем движется с правой стороны, должно обеспечить ему возможность прохода;

- маломерное судно с механическим двигателем должно обеспечить возможность прохода судну, не использующему механический двигатель, или судну, не являющемуся маломерным;

- маломерное судно, не идущее под парусом, должно обеспечить возможность прохода судну, идущему под парусом;

в) в случае если 2 парусных судна следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

- если суда идут разными галсами, судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну. В случае если лицо, осуществляющее управление маломерным судном, идущим левым галсом, не может определить, левым или правым галсом идет судно с наветренной стороны, он должен обеспечить возможность прохода данному судну;

- если оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

г) в случае если Правилами не предусмотрено иное, при встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз (от истока к устью реки), имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх (от устья к истоку реки).

  1. Каждое маломерное судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях.
  2. При движении в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, около судов, занятых водолазными работами, безопасная скорость должна исключать волнообразование, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.
  3. При плавании на маломерных судах запрещается:

а) управлять при наличии одного из следующих условий маломерным судном, подлежащим государственной регистрации:

- не зарегистрированным в реестре маломерных судов;

- не прошедшим освидетельствования;

- не несущим идентификационных номеров либо с нарушениями правил их нанесения;

- переоборудованным без соответствующего освидетельствования;

- лицом, не имеющим права управления определенным типом маломерного судна в соответствующем районе плавания, либо без удостоверения на право управления маломерным судном;

- без судового билета или его заверенной копии, или документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;

б) управлять судном, находясь в состоянии опьянения либо передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

в) эксплуатировать судно с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

г) превышать установленные скорости движения;

д) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения огней или знаков;

е) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам обеспечения судоходства, знакам судоходной и навигационной обстановки;

ж) заходить в запретные для плавания и временно опасные для плавания районы или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах, а также передвигаться по водным объектам на маломерных судах любого типа с применением мотора в запретных для добычи (вылова) водных биоресурсов районах и в запретные сроки (периоды) добычи (вылова) водных биоресурсов, установленные подпунктом 20.1 пункта 20 правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.10.2014 № 402 «Об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна», за исключением использования маломерных судов для осуществления рыболовства по разрешениям на добычу (вылов) водных биоресурсов;

з) заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах;

и) осуществлять буксировку буксируемых устройств или приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) ближе 50 метров к ограждению границ заплыва на пляжах и других мест купания;

к) перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего;

л) швартоваться, останавливаться или становиться на якорь в пределах судового хода, у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, под мостами;

м) маневрировать на судовом ходу (фарватере) либо в акватории порта, создавая своими действиями помехи транспортным и техническим судам морского и речного флота;

н) устанавливать моторы (подвесные двигатели) на лодки с превышением допустимой мощности, установленной производителем судна;

о) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

п) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;

р) осуществлять заправку топливом без соблюдения мер пожарной безопасности;

с) выходить на судовой ход при видимости, составляющей менее километра;

т) осуществлять расхождение и обгон судов в зоне работающих дноуглубительных, дноочистительных и землесосных снарядов, а также в подходных каналах, при подходе к шлюзам;

у) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях при ограниченной (менее 1 км) видимости, а также при волнении 5 и более балов;

ф) создавать угрозу безопасности людей (пассажиров) при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

х) выбрасывать за борт мусор, допускать загрязнение водных объектов нефтепродуктами.

  1. Запрещается эксплуатация маломерных судов при наличии одной из следующих неисправностей:

а) наличие, независимо от местонахождения, свищей и пробоин обшивки корпуса, повреждений набора корпуса или отсутствие его элементов, предусмотренных конструкцией;

б) отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна герметичных отсеков, воздушных ящиков или блоков плавучести;

в) не обеспечен полный угол перекладки руля (35 градусов на каждый борт), затруднено вращение рулевого штурвала в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»;

г) повреждение пера руля или деталей рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), наличие разрывов каболок штуртроса;

д) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);

е) утечка топлива из баков, шлангов системы питания;

ж) наличие вибрации или уровня шума двигателя (подвесного мотора), превышающих допустимые эксплуатационной документацией значения;

з) повреждение системы дистанционного управления двигателем, реверс-редуктором;

и) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным нормам;

к) отсутствие индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность;

л) якорные устройства и швартовное оборудование (кнехты, утки, роульсы, клюзы, киповые планки) не обеспечивают удержание маломерного судна при его стоянке, причаливании и шлюзовании;

м) отсутствие, неисправность или несоответствие отличительных огней установленным требованиям;

н) отсутствует или неисправен глушитель;

о) не обеспечивается легкое включение (выключение) реверсредуктора, рукоятка реверса не фиксируется в положениях «вперед», «назад», «нейтрально» (возможно его самопроизвольное включение и выключение), неисправна блокировка запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе, где это предусмотрено конструкцией.

  1. 9. На маломерных судах, имеющих санитарно-бытовые помещения, должна предусматриваться фановая система для сбора и удаления с маломерного судна сточных и фекальных вод, включающая в себя санитарное оборудование, необходимые трубопроводы (с гидравлическим затвором) и цистерну или съемные контейнеры для сбора сточных и фекальных вод.
  2. 10. Для предотвращения загрязнения водоемов нефтепродуктами при заправке маломерного судна топливом необходимо:

- перед началом приемки:

а) проверить надежность швартовки маломерного судна;

б) проверить исправность и правильность открытия клапанов на системе приема топлива;

в) проверить исправность и состояние воздушных и вентиляционных труб;

г) произвести замер топлива в топливных цистернах (баках);

д) проверить исправность систем сигнализации и устройств, предназначенных для замера уровня топлива;

е) подставить под места шланговых соединений поддоны для исключения попадания в воду топлива, пролитого на палубу;

ж) закрыть палубные шпигаты специальными заглушками;

з) установить надежную визуальную и голосовую связь с заправщиком;

и) заранее подготовить ветошь и воронку необходимого размера и формы;

- во время приемки:

а) проверить герметичность топливных шлангов и их соединений путем постепенного повышения давления до рабочего;

б) постоянно контролировать уровень принимаемого топлива для того, чтобы не допустить опрессовки и переполнения цистерн;

в) не допускать полного и резкого перекрытия трубопровода приема топлива;

г) постоянно следить за давлением в шлангах, не допуская его увеличения выше нормы, установленной технической документацией;

д) при обнаружении незначительной течи топлива через клапаны и шланги снизить давление и поджать шланговые соединения. Если прекратить течь не удается прекратить прием топлива, выяснить причины и устранить неисправность (заменить прокладки, неисправный шланг);

- после окончания приемки топлива:

а) удалить остатки топлива из шлангов любыми возможными способами (продуванием воздухом, промыванием водой, откачкой насосом, самотеком и др.). При промывке водой слить загрязненную воду в специальную емкость;

б) отсоединять приемные шланги только после удаления из них топлива;

в) установить заглушки на концах отсоединенных шлангов.

Полезные ссылки