Новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) предусматривает новые понятия и особенности проведения таможенных операций. Вместе с тем, изменения не коснулись прав юридических лиц, которые собираются обжаловать решения и действия, принятые и совершенные таможенными органами. Статья 359 ТК ЕАЭС, как и статья 9 ТК ТС, предусматривает возможность урегулирования споров в соответствии с порядком, установленным национальным законодательством.
Внесудебный порядок подачи жалоб и их рассмотрения определен главой 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Организации участвуют в обжаловании через свои органы, действующие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом, полномочия руководителей организаций подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Полномочия других представителей на подачу жалобы должны быть определены в доверенности.
Документы, подтверждающие полномочия руководителя или представителя организации, должны быть приложены к жалобе и представлены либо в оригинале, либо в виде копий, заверенных надлежащим образом. Допускается предоставление выписки из устава, содержащей необходимые для подтверждения полномочий сведения, а также копии выписки из ЕГРЮЛ со сроком давности не более полугода, заверенные печатью организации.
Юридическое лицо может подать жалобу на неправомерные решения, действия (бездействие) таможенного поста начальнику таможни, а таможни – в Уральское таможенное управление. Жалоба должна быть подана в письменном виде, и подписана собственноручно руководителем организации. Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен по письменному заявлению на основании приложенных к жалобе документов, которые подтверждают уважительность причин пропуска срока обжалования.
Срок рассмотрения жалобы вышестоящим таможенным органом не превышает месяца, что значительно сокращает время урегулирования возникшего вопроса по сравнению со сроками рассмотрения заявлений в судебном порядке.
Таким образом, институт ведомственного обжалования в области таможенного дела имеет преимущества над судебным в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между участниками ВЭД и таможенными органами.
Пресс-группа
Ханты-Мансийской таможни