Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Новости полиции

Правовой отдел информирует: «Дополнительная защита денежных средств граждан от мошенников: в первом чтении принят законопроект № 197920-8 О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе»

30 Марта 2023

В первом чтении принят законопроект № 197920-8 О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе". Банкам или иным операторам по переводу денег предложили новые способы защиты граждан от мошенников. Правила касаются в том числе тех операций, которые совершили хотя и с согласия клиента, но под влиянием обмана.

Признаки переводов без добровольного согласия клиента определит Банк России. Если подозрительный перевод отправили, например, с платежной карты или через СБП, банк откажет в операции. У клиента будет возможность подтвердить либо повторить перечисление. Деньги переведут при условии, если не возникнет иных препятствий.

Также предлагаемые изменения позволят увеличить суммы возврата банками денежных средств, уже похищенных мошенниками, в качестве мер, защищающих интересы вкладчиков и кредиторов. Например, если у банка плательщика есть информация от Банка России из базы данных о попытках переводов без добровольного согласия клиента и операцию все равно выполнят, то банку придется возместить всю сумму. Сделать это нужно в течение 30 дней после того, как получат заявление гражданина.

Зеркально возросло количество мошеннических операций с использованием платежных карт. При этом большую их часть составляют операции с использованием методов социальной инженерии.

За два месяца 2022 года количество добровольной передачи физическим лицом сведений (например, номеров платежных карт, кодов, паролей) составило 738,073 тыс. операций по сравнению с аналогичным периодом 2021 года 306,950 тыс. операций. Необходимо отметить, что до начала специальной операции на Украине (24 февраля 2022 года) их количество составляло в среднем 8 тыс. операций в день, а после нее – 4 тыс. операций в день.

В 2021 году было зафиксировано увеличение количества случаев «мобильного мошенничества», направленного на граждан Российской Федерации – клиентов кредитных организаций.

Продолжается активная работа по противодействию телефонному мошенничеству, совершаемому с использованием официальных номеров кредитных организаций.

В части упрощенного порядка возврата денежных средств физическим лицам предлагается законодательно закрепить обязанность оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, осуществить возврат клиенту – физическому лицу сумму перевода денежных средств или увеличение остатка электронных денежных средств в полном объеме в случае, если указанный оператор по переводу денежных средств получил от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, указывающую на операцию без согласия клиента, и исполнил распоряжение клиента в нарушение поступившей информации.

В целях улучшения действующих механизмов «антифрода» предлагается обязать не только банк плательщика (как это установлено сейчас), но и банк получателя средств проводить «антифрод», т.е. осуществлять проверку операций на признаки мошенничества, включая сверку с базой данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, которую ведет Банк России. Результаты проведенного «антифрода» банк получателя средств должен направить в банк плательщика, если это предусмотрено правилами платежной системы, в рамках которой осуществляется перевод денежных средств, а банк плательщика должен использовать указанную информацию при принятии решения о выявлении признаков перевода денежных средств без согласия клиента.

Кроме того, в связи с тем, что у граждан похищают денежные средства чаще всего методами социальной инженерии, при которой лицо самостоятельно переводит деньги мошеннику, предлагается предоставить банкам право не принимать к исполнению распоряжения по явно мошенническим операциям в течение 2 дней, даже несмотря на согласие клиента (в случае, если оператор по переводу денежных средств получил от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, указывающую на операцию без согласия клиента). Как правило, за 2 дня клиент осознает, что деньги перечисляются мошеннику.

Также у банка получателя появляется право приостанавливать использование клиентом электронного средства платежа, который находится в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.

 

Полезные ссылки