Управлением инвестиций, развития предпринимательства и туризма Администрации города Сургута подведены итоги проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия (ОФВ) действующих муниципальных нормативных правовых актов (НПА), затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, за 2021 год.
Оценка регулирующего воздействия направлена на:
- снижение административных барьеров;
- улучшение инвестиционного климата;
- развитие предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- создание комфортных условий для бизнеса;
- повышения качества управленческих решений;
- формирование благоприятной регуляторной среды.
За 2021 год проведено 14 ОРВ проектов НПА, 4 экспертизы и 3 ОФВ действующих НПА. По результатам управлением инвестиций, развития предпринимательства и туризма (уполномоченным органом) подготовлено 32 заключения:
- 18 заключений об углубленной ОРВ (14 положительных, 4 отрицательных);
- 8 отрицательных заключений об экспертизе, включая 4 повторных;
- 6 отрицательных заключений об ОФВ, включая 3 повторных.
Важнейшим этапом являются публичные консультации - открытое обсуждение проектов с представителями бизнес-сообщества. На стадии публичных консультаций бизнес сам оценивает, как повлияет на него принятие нового документа, вносит свои предложения и замечания.
При проведении публичных консультаций по ОРВ, экспертизе и ОФВ от представителей бизнеса поступило 66 отзывов (49 – в поддержку предлагаемого либо действующего правового регулирования, 17 – с предложениями и замечаниями), из них 29 отзывов (44%) в электронном виде с использованием портала проектов нормативных правовых актов (http://regulation.admhmao.ru) и 29 отзывов (44%) по заключенным соглашениям о взаимодействии при проведении ОРВ, экспертизы и ОФВ.
В отзывах представлено 48 предложений (замечаний), из них 25 приняты (52%), остальные отклонены по причине их необоснованности или несоответствия действующему законодательству либо сняты по обоснованиям, представленным структурными подразделениями Администрации города. Проведено урегулирование разногласий. При этом, участниками публичных консультаций доводы о причинах отклонения признаны обоснованными, а обсуждаемые муниципальные НПА одобрены.
Теперь остановимся на характерных примерах и ключевых замечаниях и предложениях предпринимательского сообщества, которые были приняты по результатам публичных консультаций и включены в проекты правовых актов в 2021 году:
1) По проекту постановления Администрации города «Об утверждении порядка предоставления субсидии в связи с выполнением работ, оказанием услуг в сфере культуры в соответствии с перечнем, установленным муниципальным правовым актом Администрации города», приняты предложения по исключению представления излишних документов:
- учетной карточки заявителя;
- копии учредительных документов заявителя-юридического лица;
- копии документов, подтверждающих право собственности или иное право на помещение, в котором планируется выполнение работы в сфере культуры.
2) По проекту постановления Администрации города «Об утверждении порядка и перечня случаев оказания на безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Сургута», принято предложение по дополнению порядка в связи с необоснованным исключением из числа лиц, являющихся владельцами специальных счетов, регионального оператора, соответствующие функции на которого возложены частью 3 статьи 175 и пунктом 2 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3) По проекту постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 09.11.2017 № 9589 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Сургута», приняты предложения по дополнению положения:
- способами и сроком направления уведомления о невозможности дальнейшего размещения нестационарного торгового объекта (при исключении объекта из схемы);
- необходимостью представления предложений альтернативных вариантов (не менее двух) размещения нестационарных торговых объектов, равноценных по месту расположения (с учетом специализации нестационарного торгового объекта), трафику проходимости, плате за размещение и прочим характеристикам, по согласованию с хозяйствующим субъектом.
4) По проекту постановления Администрации города «Об утверждении порядка предоставления субсидий физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в целях возмещения затрат», принято предложение по дополнению порядка следующими направлениями поддержки:
- возмещение части затрат на приобретение оборудования и инструментов;
- возмещение части затрат на обучение, повышение квалификации, профессиональную переподготовку.
Внесенные изменения в проекты правовых актов позволяют сделать вывод, что ОРВ сегодня является практической возможностью для представителей бизнеса влиять на нормотворчество и обеспечивает повышение качества проектов правовых актов на стадии их подготовки.
Кроме того, управлением инвестиций, развития предпринимательства и туризма в отрицательных заключениях об ОРВ, экспертизе и ОФВ в совокупности выявлено 165 положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе:
- неоднозначная трактовка положений, наличие признаков непрозрачности административных процедур, наличие неопределенной, двусмысленной терминологии;
- несоответствие предлагаемого регулирования федеральному законодательству, наличие избыточных полномочий органов власти либо их недостаточность;
- требование органами власти излишних документов;
- введение необоснованных ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, ограничение конкуренции.
Все замечания приняты для внесения изменений в проекты или действующие муниципальные НПА.
Благодаря взаимодействию с представителями инвестиционной и предпринимательской деятельности повышается качество муниципальных НПА, учитываются интересы бизнеса, принимаются взвешенные решения для комфортных условий ведения бизнеса в городе, обеспечивается открытость деятельности органов власти.
В соответствии с планом на 2021 год, на 7 действующих муниципальных нормативных правовых актов (4 – экспертизы, 3 – ОФВ) подготовлено 14 отрицательных заключений об экспертизе и ОФВ, в том числе 7 повторных.
В отрицательных заключениях, указаны выводы о необходимости внесения изменений в правовые акты.
В результате по замечаниям, изложенным в отрицательных заключениях, в 7 действующих муниципальных нормативных правовых актов внесены изменения ответственными структурными подразделениями Администрации города.
По результатам экспертизы внесены изменения в 4 действующих муниципальных НПА:
- постановление Администрации города от 31.05.2021 № 4350 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 11.10.2019 № 7519 «Об утверждении положения о порядке организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, а также зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение или оперативное управление»;
- постановление Администрации города от 17.05.2021 № 3726 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 08.09.2014 № 6176 «Об утверждении положения об организации похоронного дела, порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Сургута»;
- постановление Администрации города от 19.07.2021 № 5989 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 07.10.2020 № 7027 «Об утверждении порядка установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности на территории города Сургута»;
- постановление Администрации города от 30.07.2021 № 6550 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 07.10.2020 № 7029 «Об утверждении регламента работы согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ на территории муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
По результатам ОФВ внесены изменения в 3 действующих муниципальных НПА:
- постановление Администрации города от 25.06.2021 № 5233 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 12.05.2014 № 3062 «О порядке предоставления субсидии на капитальный ремонт (с заменой) систем газораспределения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе с применением композитных материалов»;
- постановление Администрации города от 19.07.2021 № 5984 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 07.02.2019 № 839 «О порядке предоставления дополнительной меры социальной поддержки по оплате содержания жилых помещений отдельным категориям граждан и порядке предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи со снижением размеров платы за содержание жилых помещений отдельным категориям граждан»;
- постановление Администрации города от 03.08.2021 № 6625 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 01.03.2019 № 1442 «О порядке предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи со снижением платы граждан за коммунальные услуги в целях соблюдения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги».
Вся информация размещается в открытом доступе на официальном портале Администрации города в разделе «Документы» подразделе «Оценка регулирующего воздействия» во вкладке «Публичные консультации» (/rubric/21305/Publichnye-konsultacii), а также на портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.admhmao.ru).
Следует отметить, что деятельность Администрации города высоко оценена Департаментом экономического развития ХМАО-Югры при формировании рейтинга качества проведения ОРВ, экспертизы и ОФВ в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2021 год.
По результатам Сургут четвертый год подряд занял 1 место в рейтинге и вошел в группу с «Высшим уровнем», набрав 99 баллов из 100 возможных.
№ п/п |
Муниципальное образование |
Баллы |
Группа |
1 |
город Сургут |
99 |
I. «Высший уровень» (от 80 до 100 баллов) |
2 |
город Мегион |
95 |
|
3 |
Сургутский район |
93 |
Кроме того, по результатам рейтинга Сургут отмечен как муниципальное образование, добившееся значительного успеха по следующим направлениям:
- обмен «лучшими практиками» проведения ОРВ (17 заключений);
- повышение качества проведения публичных консультаций – обеспечено поступление не менее 2-х отзывов в поддержку правового регулирования, либо 2-х замечаний и предложений, направленных на улучшение обсуждаемой редакции проекта (100 % проектов);
- обеспечение поступления отзывов участников публичных консультаций с применением функционала Портала проектов нормативных правовых актов (http://regulation.admhmao.ru/) (100 % проектов).
Приглашаем всех членов координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации города к участию в публичных консультациях! Ваше участие очень важно в создании благоприятных условий для ведения и развития бизнеса в нашем городе.