Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

40 лет УМВД России по ХМАО-Югре

Все началось с Афганистана

09 Января 2015

Гул турбин. Взлётная полоса. Взлёт. Авиарейс Свердловск – Ташкент. Первый раз в жизни девятнадцатилетний парень летит на самолёте. Он уже отучился в школе, закончил техникум.

1983 год, весна, призыв.

Маршрут лежал долгий: из родного города Гай, что в Оренбургской области, в город Кабул – столицу республики Афганистан.

Афганская дорога

Под пятьдесят градусов жары. Пустынные, алые маки уже засохли. «В начале июня мы прибыли в Кабул, в «Тёплый стан» (1983–1984), – рассказывает Сергей Петрович Дубский, полковник милиции в отставке. – В армии я был рядовым, служба проходила в автобате, в составе ОКСВА (ограниченный контингент Советских войск в Афганистане).

Подразделения автомобильного батальона дислоцировались на территории всего Афганистана. Мало кто из солдат знал, где придется служить. Один из товарищей по службе, в Кабуле встретил родного брата, тот писал домой, что служит в Ташкенте, чтобы родителей не расстраивать. «С нашего дома призвали четверых ребят, – вспоминает Сергей Петрович, – и я был в их числе. Один из нас, Валерий Суворов, домой живым не вернулся. Его именем назван переулок в городе Гай. Сложности в период службы вызывались не только военным временем, практически каждый второй солдат переболел «желтухой», кто–то тифом. Непосредственно в боевых действиях мы участия не принимали».

В автомобильных батальонах формировались колонны, так называемые «ниточки», которые перевозили различные грузы, от боеприпасов и вооружения до вещевого, продовольственного и хозяйственного имущества. Огневая поддержка осуществлялась с помощью бронетехники, в целях дополнительной безопасности на «Камазах» и «Уралах» устанавливали зенитные установки. Пару раз попадали в засады, подвергались обстрелам: «Однажды попали в «зелёнке» под миномётный огонь и в головную машину угодила мина, в ней находились заместитель командира батальона и водитель, им чудом удалось остаться в живых, они вылетели через лобовое стекло, на водителе ни одной царапины, а офицер получил множественные переломы. «Камаз» с грузом сгорел. К счастью, в нашей роте, погибших не было. Второй год службы проходил в гарнизоне под городом Пули–Хумри. Местные жители относились к нам доброжелательно, в основном обращались «шурави», что значит советский, русский. Меня они окрестили Даудом, так как с их слов я был похож на одного из их правителей, с этим именем так и прослужил до дембеля».

Добрые воспоминания о службе, боевых товарищах и командирах остались в памяти Сергея Петровича: «Дисциплина, взаимовыручка и поддержка в армейской жизни шли под девизом: “Один за всех и все за одного”. Если один что-то нарушил, отвечают все, «недоделал» - устраняют все, один отстал – его не бросят».

В Оренбуржье Сергей Петрович вернулся в августе 1985. Дома побыл недолго, успев съездить на свадьбу к другу-афганцу, с согласия родителей (мама очень переживала), с двумястами рублей в кармане поехал на Север.

После войны

Сургут. Сентябрь. Тёплый осенний день. Молодой служивый бродит по улицам в поисках ночлега. Заходит в дом по улице Бахилова, на первом этаже звонит в первую попавшуюся квартиру. Дверь открывает молодой парень, рядом стоит девушка.

– Здравствуйте. Вот, только приехал, остановиться не у кого. Можно у вас вещички оставить?

– Оставляйте…

Теперь можно продолжать поиски. Уже вечереет, ближе к агентству аэрофлота идёт стройка, парень заходит в вагончик. Женщина поприветствовала гостя, напоила чаем. Выяснив, что парень впервые в городе и ему некуда податься, решила помочь. Отправились на улицу Энергетиков. Звонят в одну из квартир пятиэтажки. Открывает бабуля, в зубах папироса «Беломорканал», глаз перемотан как у пирата, скрипучим голосом говорит: «Поживи у меня пока. Сын, лётчик, всё–равно на вахте». Денег даже не взяла за проживание, такие были времена. Так, Сергей Петрович остановился в городе, устроился на завод стабилизации газового конденсата (Сургутский ЗСК), производственного объединения «Сургутгазпром» слесарем по ремонту и монтажу промышленного оборудования. В том же, восемьдесят пятом году, на ЗСК встретил Ирину Геннадьевну, будущую супругу. Свадьбу сыграли на следующий год, 12 апреля, в день космонавтики. По направлению трудового коллектива Сургутского ЗСК и рекомендации главного механика Е.В. Арпишкина пошел на службу в органы внутренних дел – УВД Сургутских горрайисполкомов рядовым милиционером патрульно–постовой службы. Через полгода зашёл к тем молодым людям, чтобы поблагодарить за то, что «посторожили» чемодан, но уже в качестве участкового. В ГОМ–1 Сергей Петрович пришёл на должность участкового инспектора, обслуживал территорию 12 и 13 микрорайонов, улицы Мира, Бажова, Бахилова, Островского, в то время на участке было более 10 общежитий. Люди работали, отдыхали, и главной задачей участкового инспектора было не допускать на обслуживаемом участке правонарушений и преступлений. Добровольная народная дружина (ДНД) в те времена оказывала сотрудникам милиции реальную помощь, члены ДНД занимали активную гражданскую позицию, да и тяжких преступлений совершалось меньше. «Участковым я отработал три года, в то время моими наставниками были: старший участковый Николай Павлович Трегубов, старший оперуполномоченный уголовного розыска Святослав Николаевич Федышин. Раскрывали вместе преступления, если что–то совершалось, в обязательном порядке опер с участковым были на месте. Нас всегда удивляла преданность Святослава Николаевича своему делу, службе уголовного розыска. Мы уходили - он ещё на работе, приходили - он уже там был».

Работать не за страх, а за совесть

Сергей Петрович убеждён, что главная задача милиции – профилактика: «Лучше предотвратить правонарушение, чем потом пожинать плоды более тяжкого преступления. Помимо закона есть и справедливость. Совершает человек административное правонарушение, не обязательно ведь руки выкручивать и штрафовать, можно провести профилактическую беседу».

Два года Сергей Петрович посвятил работе инспектора по делам несовершеннолетних, обслуживал микрорайоны НГДУ. Моим наставником на этой работе была Елена Витальевна Ляховская. Помимо школ курировал и нефтяной техникум. Затем перешёл в уголовный розыск, на должность оперуполномоченного по делам несовершеннолетних, где пригодились знания и опыт наставников. В службе уголовного розыска свои особенности: оперуполномоченному в основном приходится иметь дело либо с потерпевшими, либо с преступниками. В лихие девяностые работа кипела, резко возросло количество преступлений тяжкого характера: убийств, нанесений тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений и грабежей, в том числе с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, ежедневно совершалось более десятка краж из квартир. Работали практически в суточном режиме: «Моим наставником тогда был Сергей Александрович Мартынов, о таких говорят – опер от бога, обучал меня премудростям и секретам профессии». Милиционеров катастрофически не хватало. Да и тот, кто случайно попадал в органы, надолго здесь не задерживался. «Руководитель сказал вперёд, значит вперёд, и никто не противоречит, - рассказывает Сергей Петрович. – И ни кого не волнует, что ты без отдыха и сна, что семья дома ждёт. Служба закаляла нас, а спасала взаимовыручка. Надо ребёнка из детского сада забрать, а у тебя дежурство или ты на происшествии, коллеги всегда помогут». Так, по принципу «один за всех, и все за одного» складывалась крепкая дружба. С Валерием Ивановичем Голодюком вместе работали и вместе учились, поступали в Высшую школу милиции, а заканчивали Тюменский юридический институт. Сессии сдавали за две-три недели, вместо положенных сорока дней, криминогенная обстановка в Сургуте не позволяла расслабиться за партами.

После уголовного розыска, руководил криминальной милицией, а затем был назначен начальником ГОМ-1, с 1997 - 1999 работа в ОВД г. Радужный. Этот городок оставил в памяти Сергея Петровича только добрые впечатления: «Можно сказать, там я действительно отдохнул. Криминогенная обстановка попроще была. Раскрываемость под сто процентов, результат достигался как проводимыми совместными профилактическими мероприятиями службы участковых инспекторов, возглавляемой А.Н. Зыгарем, так и благодаря грамотной работе оперативников. Раскрывались тяжкие и особо тяжкие преступления прошлых лет, так опера раскрыли убийство, совершённое более восьми лет назад в одном из общежитий г. Радужный, которое на тот момент уже сгорело, а погибший был погребён в подвале данного общежития. В процессе работы были обнаружены останки, по которым проведены экспертизы, а преступник проживавший в другом регионе был впоследствии задержан и изобличён в совершении данного преступления». В те годы службу криминальной милиции возглавляли профессионалы своего дела: Игорь Григорьевич Попов, Сергей Васильевич Фисенко, Владимир Иванович Вовк. Поздней осенью 1999 года Сергей Петрович был переведён в г. Сургут на должность начальника ГАИ-ГИБДД: «В это же время начались боевые действия в Чечне, я подал рапорт о направлении меня в командировку, так как МВД стали формировать во Временные отделы органов внутренних дел (ВОВД) для направления в Чечню».

Вторая чеченская война

Пришёл приказ министра внутренних дел о направлении отряда из Ханты-Мансийского Автономного Округа в Октябрьский район города Грозный. Четырнадцать лет назад, 202 сотрудника милиции со всего округа отправились в центр боевых действий Чечни охранять конституционный порядок. В течение трёх месяцев Сергей Петрович Дубский возглавлял ВОВД Октябрьского района города Грозного. В оперативном подчинении были отряды ОМОН и СОБР, которые дислоцировались на территории Октябрьского района, с ними проводилась совместная работа по охране общественного порядка, раскрытию преступлений, проведению специальных мероприятий по задержанию главарей и членов незаконных воинских формирований (НВФ), а так же изъятию из незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывных устройств. В состав отдела входила специальная огневая группа из числа сотрудников ОМОН, возглавляемая заместителем командира ОМОН УВД по ХМАО-Югре Евгением Владимировичем Федоткиным, его заместители Дмитрий Георгиевич Кокуев, Сергей Владимирович Дегтярёв. «В Чечне было сложнее, чем в Афганистане, - вспоминает Сергей Петрович. - Ежедневные обстрелы, всё разрушено. Когда впервые прибыли на площадь «Минутка», поразились тому, что увидели. Грозный в двухтысячных мало чем отличался от Сталинграда сорок второго - сорок третьего годов прошлого века».

Местом дислокации стали полуразрушенные здания школы для глухонемых детей, расположенные на улице Павла Мусорова, буквально в 100 метрах от площади «Минутка» и развалин школы.

«Мне повезло с заместителями Рашидом Гакифовичем Ягафаровым, Леонидом Антоновичем Сорокой, Владимиром Владимировичем Ворониным, которые организовали работу служб и подразделений, по направлениям деятельности, в кратчайшие сроки. Так связь была налажена в первые сутки, во вторые уже функционировала дежурная часть».

Условия для жизни милиционеры обустраивали самостоятельно: оконные проёмы закладывали мешками с песком: «Мешки были дефицитом и спасибо руководству Сургутского хлебозавода перед отправкой выделивших их в достаточном количестве. Топили печки-буржуйки, соорудили баню. Кухня (стоит отметить, что за время командировки не было ни одного пищевого отравления), строго контролировалось начальником тылового подразделения Анатолием Гавриловичем Воронным на соблюдение санитарных норм». Ежедневно личный состав временного отдела на разводах распределялся согласно постовой ведомости - на боевое охранение, сотрудники следствия, дознания и уголовного розыска занимались раскрытием и расследованием уголовных дел, сотрудники МОБ на охрану общественного порядка. Работали с местным населением по документированию временными паспортами, сотрудники тыла решали вопросы продовольственного обеспечения, доставки боеприпасов и горючего, оказывали медицинскую помощь не только сотрудникам ВОВД, но и местному населению. Кадровики занимались сбором документов и формированием личных дел будущих сотрудников милиции из числа местных жителей, готовили представления к награждению отличившихся сотрудников. «В марте 2000 года личный состав ВОВД обеспечивал охрану правопорядка на выборах Президента Российской Федерации, - рассказывает Сергей Петрович, - в месте дислокации у нас также был избирательный участок, на котором проголосовали все сотрудники».

«Весомую моральную и материальную поддержку в то время оказали руководство ХМАО-Югры, в лице губернатора – Александра Васильевича Филипенко, руководители градообразующих предприятий и администраций городов и районов: выделение необходимой спецтехники, запчастей, обмундирования, медицинских препаратов, продуктов питания и многого другого. Было выделено два телефона спутниковой связи и каждый сотрудник мог говорить с родными, поскольку сотовая и телефонная связь не работала. Особые слова благодарности - руководству УВД по ХМАО-Югре в лице генерал-майора милиции Василия Ивановича Хисматулина, который будучи тяжело болен находил в себе силы контролировать ход комплектования личным составом ВОВД, провожал нас в командировку, практически ежедневно поддерживал с нами связь, решал вопросы различного характера. Заместитель начальника УВД по ХМАО-Югре Александр Петрович Пономарёв не только непосредственно участвовал в формировании эшелона, но и сопровождал отдел в Грозный, где оказывал помощь в решении возникавших вопросов, в том числе и тылового обеспечения. Заместитель начальника УВД по ХМАО-Югре - начальник МОБ Вячеслав Михайлович Козловский неоднократно принимал участие в отражении нападений членов НВФ (незаконных воинских формирований) как по месту нахождения ВОВД, так и при сопровождении сотрудников ОМОН и СОБР в места дислокации».

Много молодых парней погибло в этой войне, много судеб искалечено. 5 апреля 2000 года колонна боевого охранения специальной огневой группы сопровождала прибывших сотрудников ОМОН к месту временной дислокации. Неожиданно произошел взрыв трех направляемых фугасов и начался массированный обстрел колонны боевиками из стрелкового автоматического оружия и гранатометов. Старший сержант милиции, Андрей Козорез, под шквальным огнем бандитов, спасая жизнь раненого командира взвода, погиб сам, ранения получили восемь бойцов. За проявленный героизм и мужество он посмертно награждён орденом Мужества.

В мае 2000 года на смену прибыл второй состав ВОВД, а отряд Сергея Петровича отправился домой. «Когда следующий отряд нас провожал, никто из нас не был уверен, что мы встретимся вновь. 15 июня при следовании с оперативно-розыскных мероприятий, машина, в которой находился начальник ВОВД Октябрьского района подполковник милиции Игорь Валентинович Чернышов с заместителями и сотрудниками, была подорвана на фугасе. Все сотрудники погибли. Я бы наградил каждого солдата, который прошёл через Чечню». В 2001 году губернатором ХМАО-Югры А.В. Филипенко были вручены правительственные награды более сорока сотрудникам первого состава ВОВД.

С благодарностью в сердце

По возвращению из горячей точки Сергей Петрович продолжил руководство отделом ГИБДД УВД по г. Сургуту и Сургутскому району. Далее, в 2002 году, проходил службу в УВД по ХМАО-Югре начальником Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В 2003 году, после полугодового перерыва, возглавил отдел ГИБДД во вновь образованном УВД по Сургутскому району. Организовывал службу с «ноля», часть сотрудников перевелись из ГИБДД г. Сургута, они и составили профессиональный костяк подразделения – Геннадий Владимирович Сыроежкин, Николай Александрович Десятов, Владимир Иванович Шутарев, Алевтина Александровна Набережная, Андрей Иванович Драка. В 2004 году был назначен начальником МОБ УВД по Сургутскому району: «С глубоким уважением вспоминаю начальника УВД по Сургутскому району Александра Ивановича Гуцало, легенду милицейской службы не только Сургутского региона, но и округа, сменившего его на этом посту Валерия Ивановича Голодюка. Мне повезло служить в УВД по Сургутскому району с Владимиром Сергеевичем Авдеевым, Сергеем Николаевичем Байль, Владимиром Владимировичем Кулаковым, Валерием Фёдоровичем Кузьменок, Игорем Юрьевичем Дорониным. С 2007 по 2010 годы возглавлял УВД по г. Нефтеюганску, с благодарностью вспоминаю руководителей и личный состав – Елену Николаевну Кубышка-Султанову, Игоря Александровича Абрамовских, Александра Валентиновича Милишева, Виктора Анатольевича Пенкина, Сергея Владимировича Семенюка, Сахиба Алескеровича Мамедова, Татьяну Анатольевну Белову и многих, многих других.

В декабре 2010 года выход на пенсию по выслуге лет. С 2012 года по настоящее время Сергей Петрович работает на Сургутском ЗСК, тот самый с которого и началась трудовая деятельность. За годы службы в органах внутренних дел Сергей Петрович награждён: правительственной наградой медаль-ордена «За заслуги перед Отечеством» 1 и 2 степени, медалью «За безупречную службу» 3 степени, медалью «За доблесть в службе».

Для кого-то везение - это удачное стечение обстоятельств, для других цепь событий, приводящая к положительному результату. Для Сергея Петровича везение – это встреча с хорошими людьми: «После встречи с которыми у тебя на всю жизнь в душе, в памяти остаётся частица их знаний и умений, чести и совести, порядочности и доброты, мужества и отваги. Эти люди окружают меня по сей день».

 

Кристина Мартынюк, пресс-служба УМВД России по г.Сургуту


Полезные ссылки