Сегодня сотрудники органов внутренних дел вспоминают талантливого сыщика - Тарабановского Виктора Петровича. Он отдал 30 лет жизни делу борьбы с преступностью. Его мастерству и профессионализму, по сей день, восхищаются многие работники уголовного розыска. Его нет среди нас, но память о нем живет у многих. В честь великого сыщика в отделе полиции № 2 УМВД России по г.Сургуту возведена мемориальная доска. Виктор Петрович работал начальником уголовного розыска Сургутского Городского отдела милиции № 2 (1979-1992 гг).
Заслуженный работник органов внутренних дел - Николай Кандаков начальник ОМВД России по г.Нефтеюганску. Под руководством Виктора Тарабановского начал свою карьеру в милиции. Около четырех лет они проработали вместе, но даже за такой короткий срок, сыщик оставил большой след в его жизни и своим профессионализмом показал ему, какой должен быть настоящий сотрудник уголовного розыска. «Я закончил тюменскую высшую школу милиции, приехал в Сургут и задался вопросом: «где я хочу работать?» А тогда все были наслышаны о легендарном человеке Викторе Петровиче Тарабановском, работать под его началом – это честь, он великий мастер оперативного жанра. Все знали его как честного, порядочного гражданина – он кристалл. Помню в 1989 году, когда я пришел в отделение по раскрытию преступлений против личности в УВД г.Сургута и сургутского района, там работали мастера своего дела, так сказать «матерые волки», которые передавали оперативный опыт молодым специалистам. В мой первый рабочий день произошло убийство тринадцатилетней девочки, которую задушили колготками в лесном массиве в районе Белого Яра. Мы выехали на место преступление в составе следственно оперативной группы, в том числе и Виктор Тарабановский. И по его работе на месте происшествия я понял, что этот человек профессионал и интеллектуал. Виктор Петрович вел тетрадь, где по ходу записывал все возможные версии преступления, мероприятия, которые необходимо провести, и задания для сотрудников. Каждый вечер было подведение итогов, на котором работники докладывали, что они наработали по раскрытию того или иного дела. У этого человека всегда все было разложено по полочкам – аккуратный в работе сотрудник.
Виктор Тарабановский обладал внутренней интеллигенцией, когда он выходил на грань срыва, говорил нам - «дам в глаз». Был тактичным человеком. Сыщик – профессия крайне многогранная и очень тяжело в этой профессии остаться человеком. Вот возьмем, к примеру, убийцу ребенка, который прекрасно понимает, что с ним будет, если он сознается в этом злодеянии и попадет в тюрьму. Виктор Петрович подолгу беседовал с преступниками, находил их слабые стороны и делал так, что бы злоумышленники сами признавались в содеянном. Это очень тяжело. Мы общаемся с преступниками: ворами, убийцами, наркоманами и нужно уметь разговаривать на их языке. Соприкасаясь с этим социальным слоем людей, добывая у них информацию, общаясь с ними каждый день, очень тяжело остаться интеллигентным. Но Виктор Петрович за столь серьезный срок его службы не утратил эту интеллектуальность, воспитанность и действительно остался порядочным человеком. И в этом может быть его самая важная ценность.
В обеденный перерыв любил поиграть в шахматы. Он всегда максимально старался загружать свою мозговую деятельность, развивал интеллект. Ведь работа сыщика это определенная партия, которую нужно просчитывать на несколько шагов вперед. Виктор Тарабановский участвовал в соревнованиях по шахматам среди подразделений и добивался хороших результатов. Приветствовал спорт – играл в волейбол. Виктор Петрович был разносторонним человеком.
К Виктору Тарабоновскому прислушивались и уважали не только коллеги, но и сотрудники прокуратуры. Редко он ошибался…очень редко. В то время старший следователь прокуратуры был Александр Илларионович Белоусов – очень грамотный сотрудник, один из опытнейших сотрудников. Он был хорошим другом Виктора Петровича. Они всегда советовались друг с другом, один с точки зрения следователя, другой с точки зрения сыщика. Это был отличный союз.
Про таких людей говорят сыщик от Бога. Помню, произошло убийство в строительном вагоне – ножевое ранение в область сердца. Определенный массив информации я наработал и Виктор Петрович мне говорит: «а ну поехали, Коля, еще раз на место происшествия». Ему как настоящему сыщику нужно побывать на месте преступления. Поставив себя на место убийцы, можно понять ход его мыслей и последующих действий – это помогает в раскрытии преступления. Мы приехали с ним в этот вагончик, где произошло убийство, еще раз осмотрели место и тут Виктор Тарабановский заметил мужчину, который крутился неподалеку. Я даже на него внимания должного не обратил, а он цепким своим оперским взглядом пресек его и говорит: «похож! Ну ка, прихвати его». Мы его задержали, доставили в отделение, установили личность. И Виктор Петрович не ошибся, это был тот самый убийца. Он мог быть полностью погружен в работу, но при этом еще и наблюдать, что твориться вокруг – это мастерство, не каждый так может.
Когда Виктор Тарабановский ушел на пенсию, но продолжал консультировать, делился опытом с молодым поколением. Во всех самых громких, тяжелых преступлениях, убийствах Виктор Петрович являлся мозговым центром.
И каждый год 5 октября в день работников уголовного розыска, многие опера собираются на его могиле, что бы почтить память великого человека».
Своими воспоминаниями о Викторе Петровиче Тарабановском поделился ветеран МВД РФ - Владимир Елфимов. В 1978 году был основан Сургутский районный отдел внутренних дел. Владимир Иванович был его первым начальником (1978-1982). «Для сургутской милиции 70-80-х годов Виктор Петрович Тарабановский – фигура значимая, прежде всего для уголовного розыска. Высший пилотаж – это когда не стреляют, но ловят. Он из этого числа. Я был непосредственно его оперативным руководителем в 1977 году. У него учился терпению, выдержки, сосредоточенности, перенимал опыт.
Виктор Петрович – незримый учитель для работников уголовного розыска. 1977 год. Я заместитель начальника Сургутского горрайотдела внутренних дел по оперативной работе, с интересом наблюдал за Тарабановским. Немногословный, не любитель публичных выступлений и очень трудолюбивый. И когда начал формироваться Сургутский районный отдел внутренних дел, меня назначили начальником, и я говорю Тарабановскому: «Витя, пойдешь замом?», а он мне в ответ: «Нет». Ему это было ненужно. Заместитель должен бывать на публичных мероприятиях в горкоме, в различных организациях. А он этого не любил.
Помню в то время, было всего несколько человек, которые могли работать с цыганами. Цыгане – категория очень сложная и интересная нужно знать их манеры, внутреннее устройство, кто такой барон и какова его власть. Бывало, они приезжали в Сургут и совершали преступления, в основном кражи. Они ходили по квартирам, гадали, и конечно же воровали личные вещи. И попробуй у них потом что-то найти. А у Тарабановского получалось. Он свободно владел их сленгом, понимал их и знал, что с улыбкой на лице они могли проклинать. Виктор Петрович разбирался в психологии и спокойно мог надавить на их слабые места – они «разоружались» и несли в милицию все украденное.
Бандитов было много. Они совершали дерзкие преступления - попытки налететь на инкассатора, кражи денег из сейфов, взламывали сберкассы. Это сегодня можно купить надежный сейф, а раньше сейфом назывался железный ящик, который сварил «дядя Вася» и ключи от него достать было очень легко. И деньги воровали не маленькие. Но благодаря собранности Виктора Тарабановского, удавалось раскрыть многое. Уголовный розыск имел своего неформального лидера.
Вспоминаю, как утром, собираясь на работу, смотрю в окно - Петрович уже идет. Он пересекал мой двор, медленно, вразвалочку, с опущенными плечами – уже давил возраст. Я всегда не понимал, почему он так медленно ходит? Ведь нужно столько всего успеть, нужно торопиться! А Виктор Петрович никогда не торопился и все успевал, у него это получалось лучше всех. Его многие знали. Из десяти прошедших мимо него людей, четверо точно поздороваются. Много добра сделал, особенно для детей, которые начинали свой жизненный путь «по кривой дорожке». Я помню, одного подростка, совершившего не одну кражу за лето. Посадить мы его не могли - не достиг определенного возраста. И Виктор Петрович помог мальчишке. Устроил его на работу. Он не прошел мимо судьбы этого ребенка, а ведь никто его не обязывал.
Дружбу он водил с немногими людьми, в большинстве это товарищи по работе. Был такой Александр Илларионович Белоусов – известный следователь. Их связывали рабочие и человеческие отношения, но в гости они друг другу не ходили. Дружили на работе. И когда что-то не клеилось по какому-либо делу, они запирались в кабинете и начинали обсуждать возможные варианты и думали, что дальше делать. Оба были всегда готовы на риск.
Вспоминая свою жизнь, я думаю, как же быстро все пролетело…я не успел понять, как ушли из жизни талантливые люди. Часто прихожу к Виктору Тарабановскому на кладбище. Всматриваюсь в его лицо на памятнике, и ловлю себя на мысли, что вот такой он был, у автора памятника, кстати, очень хорошо получилось перенести его лицо. Этот человек был не похожий на других. Добрый, хороший и скромный милиционер. Я не могу его вспомнить в форме, он ходил в сером пиджаке, чуть сгорбленный – пожилой уже был, волосы седые, зачесанные назад. Виктор Тарабановский настоящий оперативный работник – никогда не вооруженный, не шумливый, не болтливый, держал себя в стороне от пустословия, прямолинейный. Его дело - борьба с преступностью…дело длинною в жизнь»
Тарабановский Виктор Петрович ушел из жизни 23 августа 1995 года. О таких людях нельзя забывать. Вечная память, Вам, Виктор Петрович.
Анна Кечина,
Пресс-служба УМВД России по г.Сургуту