Помните: излишняя самоуверенность на дороге ОПАСНА!
ПЛАВНОСТЬ
Основное правило зимнего вождения – управлять автомобилем нужно плавно. Резкие движения за рулем автомобиля опасны в любое время года. А зимой они могут привести к непоправимым последствиям. Поэтому старайтесь все делать плавно: поворачивать руль, нажимать на тормоз, на педаль газа, в случае механической коробки передач – переключать скорость и выжимать сцепление.
МИНИМУМ ПЕРЕСТРОЕНИЙ
Постарайтесь свести к минимуму любые перестроения из ряда в ряд. Заранее перестраивайтесь в крайний левый ряд, если вам нужно повернуть налево, или в крайний правый, если направо. Не делайте это перед самым поворотом. Старайтесь избегать обгонов на скользкой дороге и в плохих дорожных и погодных условиях.
СКОРОСТЬ
Соблюдайте скоростной режим. Безопасная скорость – это такая скорость, при которой водитель в конкретных дорожных условиях способен избежать аварии при внезапно изменившейся ситуации. Если при разрешенных 60 км/час вы не чувствуете себя уверенно за рулем автомобиля (из-за скользкого покрытия, снегопада и т.п.) – СНИЖАЙТЕ СКОРОСТЬ!
ДИСТАНЦИЯ И ИНТЕРВАЛ
Увеличьте дистанцию и боковой интервал в два, а лучше в три раза. Общее правило на скользкой дороге дистанция между автомобилями должна соответствовать удвоенной скорости движения. Если вы движетесь со скоростью 30км/час, то безопасное расстояние до впереди едущего автомобиля – 60 метров.
ОСОБЕННОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ
Автомобиль без АБС – прерывистое торможение (торможение «строчкой»): сильно нажать на педаль и отпустить ее несколько раз, пока автомобиль не остановится полностью, а подтормаживать плавным и легким нажатием на педаль. Для повышения эффективности торможения используйте торможение двигателем, быстро переходя с повышенной на пониженную передачу (например, с 4-й на 2-юи сразу на 1-ю)
Автомобиль с АБС – сильно нажать на педаль тормоза. Остальное сделает электроника. Важно именно СИЛЬНО (но при этом не резко!) нажать на педаль тормоза если притормаживать слегка, то АБС не включится, торможение будет неэффективным. Также, если автомобиль оснащен АБС, тормозить «строчкой» НЕЛЬЗЯ.
По возможности тормозить двигателем, не включая сцепление.
ВАЖНО: включение пониженной передачи создает дополнительный антиблокировочный эффект, но не увеличивает интенсивность торможения!
СКОЛЬЗКАЯ ДОРОГА
- Зимой не бывает сухой дороги. А потому, даже если сию секунду под колесами сухой асфальт, нет гарантии, что через 500 метров на дороге не окажется наледи.
- При гололеде сцепление с асфальтом снижается в 4-5 раз. В свою очередь многократно увеличивается тормозной путь, а это значит, что быстро остановить машину не удастся.
- Будьте особенно внимательны перед перекрестками, даже если на светофоре зеленый. Именно в этих местах лед особенно скользкий из-за постоянного притормаживания многочисленных машин. Перед такими местами лучше всего сбросить скорость заранее.
- Не тормозите резко на скользкой дороге. ЭТО ОПАСНО! Резкое торможение приводит к блокированию колес и увеличению тормозного пути, а зачастую – к потере управляемости
- Проезжая опасный участок, старайтесь удерживать одну и ту же скорость, педалью акселератора пользуйтесь очень осторожно, плавно, мягко. Не делайте резких движений рулем.
- При движении на подъем, выбирайте такую передачу, чтобы не приходилось переключаться до самого верха. На спуске не нажимайте на педаль сцепления, а на скорости тормозите плавно.
- Если вы застряли в глубоком снегу или в сугробе и у вас не получилось сразу выехать – долго не буксуйте, потому что под колесами в результате этого образуются плотные обледенелые пунки. В такой ситуации целесообразно убрать снег из-под колес или подложить под них что-нибудь нескользкое (например, доску, ветки или резиновый коврик из салона).
- При езде по скользкой дороге целесообразнее не объезжать выбоину или яму на дороге, дабы не совершать лишних маневров, а осторожно переехать ее, при необходимости снизив (только не резко!) скорость. В противном случае ваш автомобиль может занести.
ЗАНОС
Одна из самых распространённых опасностей, подстерегающих водителей зимой, - это заносы. От них не застрахован никто, но можно свести риск к минимуму.
- Максимально снижайте скорость перед поворотами, на льду и укатанном снегу. Особенно коварен лед, посыпанный мелким гравием. Если поверхность посыпана равномерно, сцепление колес с дорогой достаточное. Но в гравии часто образуются проплешины. Когда колесо автомобиля попадает на такую проплешину, возникает риск заноса.
- Не выключайте сцепление
- Резкое торможение в момент заноса также опасно!
На переднеприводном автомобиле в случаях заноса вам необходимо немного добавить газу и «вытягивать» автомобиль на нужную траекторию.
На заднеприводном - сбросить скорость и вывернуть руль в сторону заноса.
- Действия в случае заноса должны ЗАРАНЕЕ отработаны и доведены до автоматизма. Отрабатывать действия в случае заноса нужно В БЕЗОПАСНОМ МЕСТЕ (на специальной площадке) под контролем опытного инструктора.
ВИДЕТЬ И БЫТЬ ВИДИМЫМ
Соблюдайте правило «Видеть и быть видимым!». Убедитесь, что все лампы светят, а фары правильно отрегулированы. днем не забывайте включать ближний свет или дневные ходовые огни, как этого требуют ПДД. В сильный снегопад или туман включение только ближнего света может только ухудшить видимость, так как перед автомобилем образуется своего рода «световая стена». В этом случае включайте противотуманные фары и (или) аварийную сигнализацию и МАКСИМАЛЬНО СНИЖАЙТЕ СКОРОСТЬ.
Уважаемые водители! Не забывайте, что, покидая автомобиль, надевайте световозвращающий жилет. Родители, проверьте наличие световозвращателей у своих детей.
А ТАКЖЕ…
- Следите за знаками. Зимой дорожная разметка часто бывает не видна под снегом.
- Не выключайте передачу! Зимой даже ровная и чистая дорога бывает непредсказуемой.
- Перед пешеходным переходом – заранее перенесите ногу с газа на тормоз. Если на переходе внезапно появится пешеход, вы сэкономите себе несколько спасительных десятых долей секунды, чтобы вовремя затормозить.
- Зимой лучше не ставить авто на ручной тормоз при парковке. В таком положении тормозные колодки оказываются прижатыми к барабанам. При низких температурах смоченные слякотью колодки могут примерзнуть к барабанам.
- Не уповайте на ABS, ESP и другие системы активной безопасности. Они созданы для улучшения управляемости автомобиля, но не даются стопроцентной гарантии, что машина на любой скорости и в любых условиях сможет вовремя остановиться. Все равно старайтесь держать дистанцию и не превышать скорость.
- Научитесь прогнозировать развитие событий на дороге, и «играть на опережение». Нужно просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед и постоянно знать, какое на данный момент сцепление у колес с дорогой.