Проблема борьбы с кражами и угонами транспортных средств приобрела особую
социальную значимость в конце 80-х годов. Количество таких преступлений ежегодно
возрастало и достигло в 1992 году максимального значения - 187 тысяч.
Осуществленные в 1993-97 годах органами внутренних дел меры, направленные на
активизацию работы по предупреждению и пресечению преступных посягательств на
транспортные средства, способствовали значительному ежегодному сокращению их
количества: в 1997 году число преступлений этого вида составило 82,2 тыс. Вместе
с тем проблема остается острой как с социальной, так и с экономической точки
зрения. Из числа похищенных в России остаются не разысканными 280 тысяч
автомобилей, их количество неуклонно возрастает.
Официальный рейтинг самых
угоняемых машин возглавляют наиболее массовые модели авто, которые хорошо
продаются. Общественная опасность таких преступлений усугубляется тем, что
помимо прямого материального ущерба они зачастую являются подготовительным
этапом для совершения более тяжких деяний.
Статья 166 УК РФ предусматривает
ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным
средством без цели хищения. Деяние заключается в угоне чужого автомобиля и
использовании его в своих интересах без намерения обратить в свою пользу целиком
или по частям. Угон автомашины или другого транспортного средства с целью
продажи или разукомплектования и использования отдельных частей должен
квалифицироваться как хищение. Не являются предметом данного преступления
велосипеды, гребные лодки, а также животные (лошади, олени, собаки, верблюды и
др.), используемые в транспортных целях.
Основным признаком транспортного
средства как предмета преступления, предусмотренного данной статьей, является
наличие механического или электродвигателя. Эти средства должны приводиться в
движение не мускульной силой человека или животных, а двигателем, и подлежать
обязательной регистрации в специальных государственных органах. Угон
предполагает отсутствие действительного или предполагаемого права. Нет состава
данного преступления в действиях члена семьи, который без согласия собственника
автомашины и, даже не имея прав на управление автомобилем, берет машину, чтобы
покататься. Также нет состава угона в действиях водителя, который использует
вверенную ему автомашину в нерабочее время для поездки в личных
целях.
Неправомерное завладение транспортным средством (угон) предполагает
перемещение транспортного средства с места его нахождения в другое место. Если
виновный, проникнув в гараж или в салон автомашины, снимает с нее какие-либо
детали, деяние следует рассматривать как хищение.
Угон транспортного средства
чаще всего совершается путем использования его двигателя и управления им. Но
завладение транспортным средством может выразиться и в буксировке его другим
транспортом.
Оконченным преступление должно считаться с момента начала
движения транспортного средства. Неудачная попытка включить двигатель с целью
угона образует покушение на угон транспортного средства.
Для установления
состава преступления не имеет значения, намеревался угонщик вернуть автомобиль
или иное транспортное средство на место его стоянки или бросить в другом месте.
Поездка на чужой автомашине в другой город, где автомобиль и оставляется,
рассматривается как угон, так как принадлежность автомобиля легко
устанавливается, и собственник может вернуть свой автомобиль.
В случае если
угнанный автомобиль по неосторожности разбит или поврежден, угонщик должен нести
ответственность по совокупности — по ст. 166 и 168 УК. Если угнанный и
оставленный без присмотра автомобиль похищен другими лицами, угонщик несет
уголовную ответственность только за угон.
Чаще всего автомобили похищают от
домов и улиц на неохраняемой территории, на которой водители оставляют свои
транспортные средства. 56% всех угонов происходит ночью с воскресенья на
понедельник.
Основными способами краж и угонов являются хищение ключей у
собственника (в кафе, магазинах и т.д.) с последующим завладением автомобилем;
отключение сигнализации; завладение автомобилем, оставленным с заведенным
двигателем, либо с ключами в замке зажигания без присмотра. Наконец, совершаются
и разбойные нападения на владельцев машин.
Ежегодно в России угоняют и
похищают более 100 000 машин. Вне конкуренции по-прежнему продукция «АвтоВАЗа»:
в списке трех самых популярных машин – ВАЗ-2112 и ВАЗ-2109. Лидер среди иномарок
– Volkswagen, на втором месте – Toyota и ее «люксовое» подразделение Lexus.
Самые угоняемые модели cреди иномарок: Volkswagen Passat, Volkswagen Golf, Audi
100 и более дорогие модели – А6 и А8, Toyota RAV4, Avensis, Camry и
Corolla.
Первенство по угонам в Московской области продолжают удерживать
продукты «АвтоВАЗа». Самой угоняемой иностранной автомашиной московского региона
в 2011 году сделался джип Ноnda CR-V. Второе местоположение в списке любимых у
угонщиков машин иностранного изготовления занимает Mitsubishi Lancer. На
почетном 3-м месте, по достоверным ряда страховых корпораций, поместилась Mazda
3. Помимо прочего в рейтинг популярности наиболее угоняемых автомобилей
иностранного изготовления в Москве вошли Toyota RAV4, Mitsubishi Outlander,
Honda Civic, Lexus RX, Toyota Camry. Также популярностью у угонщиков пользуются
иностранные автомашины японских марок: Mitsubishi, Toyota, Mazda, Honda, Suzuki.
Самым угоняемым автомобилем в России признана родная «шестерка» – это «ВАЗ
2106» - 12 441 (35,01%) единица. А среди иностранных марок автомобилей
фаворитами стали такие марки как Toyota - 4 350 (12,24%), Мitsubishi - 2 017
(5,68% автомобилей. Самой угоняемой моделью среди «иностранок» признана
Мitsubishi Lancer, почетное второе место заняла – Toyota Corolla, ну а на
третьем – Mazda 3.
В Сургуте по-прежнему пользуются популярностью у
любителей покататься на чужом транспорте автомобили «Тойота» и «Хонда». Из
отечественных автомобилей – «шестерки», «семерки», «девятки».
Борьба с
автоугоном является актуальным направлением работы, прямой обязанностью власти в
сфере защиты имущественных прав граждан. В связи с этим 20 декабря 2011 года
Губернатор автономного округа Наталья Комарова провела очередное заседание
Координационного совещания по обеспечению правопорядка. Один из главных вопросов
совещания - борьба с хищениями транспортных средств и профилактическая работа
правоохранительных органов и муниципальных властей в этой сфере.
По данным,
представленным Управлением МВД Российской Федерации по Ханты-Мансийскому
автономному округу - Югре, заметный рост преступных посягательств на
транспортные средства зафиксирован в Советском районе, Нефтеюганске и в Нягани –
в этих муниципалитетах в 2011 году в несколько раз возросло число таких
преступлений. Рекордсменом со знаком «минус» по этому криминальному направлению
является Нижневартовск – здесь каждое четвертое преступление связано c хищением
транспортных средств.
Несмотря на рост количества угонов по округу, в
Сургуте за последние пять лет наблюдается стабильное снижение количества
неправомерных посягательств на транспортные средства. С 2007 года по 2011 год
отмечается снижение количества угонов с 351 до 194, хотя количество
зарегистрированного транспорта возросло с 139861 единицы в 2007 году до 147868
единиц транспорта в 2011-ом.
После поступления информации об угоне
транспортного средства в ГИБДД УМВД России по г. Сургуту вводится план
«Перехват». Он регламентирует действия органов внутренних дел по осуществлению
необходимых оперативно-розыскных мероприятий при получении сообщения о
незаконном завладении автотранспортным средством, дорожно-транспортном
происшествии, с места которого транспортное средство скрылось.
Введение плана
«Перехват» регламентируется «Инструкцией по розыску автотранспортных средств»,
являющейся Приложением № 1 к Приказу Министерства внутренних дел РФ от 17
февраля 1994 г. № 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами
на автотранспортные средства».
При введении плана «Перехват» на основании
сообщения о незаконном завладении автотранспортным средством оформляется
Протокол сообщения (заявления) о преступном посягательстве на транспортное
средство. С целью выявления разыскиваемого транспортного средства
подразделениями органа внутренних дел, принимающими участие в розыске,
осуществляется сбор оперативной информации, осмотр возможных мест нахождения
транспорта, направление розыскных заданий, ориентировок в другие органы
внутренних дел.
Таким образом, можно сделать вывод, что борьба с угонами
транспортных средств во многом зависит от оперативности их пресечения.
Возможность быстро идентифицировать угнанное транспортное средство играет в этом
не последнюю роль. Это проблема больше техническая, чем правовая. Необходимо,
чтобы правоохранительные органы использовали в своей работе технические
достижения соответствующего уровня.
Наталья Куликова
ГИБДД УМВД России по г. Сургуту