Сложность условий для движений определяется различными факторами: временем года и суток. Погодными условиями, особенностями транспортных потоков, типом транспортного средства.
Для обеспечения безопасности движения необходимо знание возможных осложнений, а также приемов, предотвращающих возникновение аварийной ситуации или устраняющих ее.
ДВИЖЕНИЕ ЗИМОЙ
Зимнее время наиболее трудное для работы автотранспорта, из-за низкой температуры воздуха, затрудняющей работу ряда механизмов, влияющих на безопасность движения, заносов, снежной пыли, ограничивающей видимость, скользкой проезжей части, трудности ориентирования из-за сплошного белого цвета и покрытия предметов снегом, обмерзания стекол кабины, а гидравлическая тормозная система, заполненная спиртокасторовой жидкостью, не работает из-за полной потери текучести жидкости. При высокой скорости движения (40-60 км/час) на «непрогретых» шинах может быть разрушен протектор при ударах о какие-либо предметы.
К зимнему вождению транспортных средств предъявляются следующие требования: плавность трогания с места без пробуксовки колес, торможение двигателем, использование приемов прерывистого и ступенчатого торможения, снижение скорости движения до поворотов и закруглений, чтобы не тормозить непосредственно на них. Встречные разъезды производить со снижением скорости, а на узких местах заблаговременно выбирать место остановки для пропуска встречного транспорта. На подъемах по скользкой дороге избегать остановки автомобиля, так как потом трудно тронуть его с места из-за буксования колес. Неизбежна пробуксовка колес при температуре 0-5 градусов мороза из-за подтаивания льда и снега. При сильных морозах коэффициент сцепления значительно повышается и буксования обычно не наблюдается.
При движении по снежной дороге, в морозную погоду, когда за быстродвижущимся автомобилем создается облако снежной пыли, ограничивающие видимость дороги, нужно быть осторожным во избежание столкновения, наезда на невидимый в снежной пыли предмет.
Безопасность движения по скользкой дороге требует соблюдения достаточной дистанции между автомобилями. Сама же скорость движения не должна превышать 20-30 км/час.
ДВИЖЕНИЕ НОЧЬЮ
С наступлением темноты ухудшается видимость дороги, ориентирование, притупляется наблюдательность, быстрее появляется усталость, часты случаи ослепляемости встречным транспортом. Все это создает опасные условия для управления транспортным средством.
При движении в пути следят за сигналами впереди идущих транспортных средств, сигналами ограждения, дорожными знаками и др., своевременно переключают свет в фарах при разъезде, периодически протирают стекла фар, сигнальных фонарей.
ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
С увеличением интенсивности движения транспортных потоков повышается нервная напряженность водителя, снижается надежность его работы.
В этом случае водитель для обеспечения безопасности движения должен непрерывно следить за впереди движущимся автотранспортным средством и общим состоянием потока в зоне видимости, своевременно оценивать развития этого состояния по поведению далеко идущих впереди транспортных средств, указаниям дорожных знаков, светофоров, появлению в зоне зрения различных объектов и причин, вызывающих те или иные изменения в движении потока.
Выдерживание скоростного режима, правильное определение дистанции до впереди идущего транспортного средства, соблюдение рядности движения, своевременная оценка намерений движущегося впереди автотранспорта, также как и своевременная информация сзади идущего о своих намерениях, - главные требования обеспечения безопасности движения в интенсивном транспортном потоке.
Дорожное движение в крупных населенных пунктах характерно не только своей интенсивностью, но и большим количеством мест концентрации пешеходов: перекрестков, переходов, общественных мест, учреждений, рынков и т.п.
Предупреждение дорожно-транспортных происшествий является одной из основных задач всех подразделений и служб, связанных с эксплуатацией транспорта.