Последние, пятые по счету, изменения и дополнения, вводимые с 1 апреля 2001 года, затронули большинство разделов Правил дорожного движения и Основных положений. Смысл основных новшеств сводится к следующему:
Отныне право проверять документы у водителей имеют только сотрудники милиции, а также в установленных случаях работники Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ (ранее этим правом были наделены дружинники и внештатные сотрудники милиции).
В пункт 2.7 Правил, содержащий перечень действий, которые запрещены водителю, включены следующие важные положения:
- употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.,
- управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Р.Ф.,
- пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Судить об актуальности введения последнего положения можно на основании исследования, проведенных за рубежом в связи с динамичным ростом количества мобильных телефонов у населения. По данным специалистов лишь только факт наличия телефона в транспортном средстве повышает риск его попадания в ДТП 2 раза, а использование телефона водителем в процессе движения - в 9 раз.
- к транспортным средствам, водителям которых предписано включать проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета, отнесены также автомобили осуществляющие погрузку и транспортировку поврежденных, неисправных, а также иных транспортных средств в предусмотренных законом случаях. Соответствующие изменения внесены в пункт 3.4 Правил и пункт 16 Основных положений.
Важное изменение касается, прежде всего, водителей транспортных средств, используемых в крупных городах, - любителей особого стиля езды - так называемого "слалома". В соответствии с пунктом 9.4 Правил "при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия" (ранее разрешался в таких случаях и обгон).
Проблема стоянки транспортных средств в городах является сегодня, пожалуй, одной из наиболее сложных. В целях повышения пропускной способности городских улиц Правила допускают стоянку на краю тротуара при условии, что это не будет препятствовать движению пешеходов. Многие водители понимают это по своему и ставят автомобили поперек тротуара, оставляя пешеходу узкий проход. В этой связи в пункт 12.2 Правил внесено важное уточнение: ставить автомобиль можно будет только в один ряд и только параллельно краю проезжей части, если иной порядок размещения не установлен знаками и разметкой.
Для создания более благоприятных условий работы маршрутным автобусам и троллейбусам теперь будет разрешена остановка другим транспортным средствам ближе 15 метров от обозначенных остановок только с одной целью - для посадки или высадки пассажиров (ранее разрешалась любая остановка) и при условии, что это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств ( пункт 12.4 Правил).
В разделе 21 Правил установлено, что обучать вождению теперь может только "аттестованный" соответствующим образом водитель, то есть имеющий документ на право обучения, а не просто любой водитель со стажем более 3-х лет, как это было до настоящего времени. Таким образом, повышается ответственность лиц осуществляющих подготовку водителей и запрещается обучение в частном порядке у "сомнительных" специалистов. Помимо этого на всех механических транспортных средствах используемых для обучения вождения кроме опознавательного знака "Учебное транспортное средство" должны быть оборудованы дополнительные педали привода сцепления и тормоза, а также зеркалом заднего вида для обучающего.
Введен термин "Организованная перевозка группы детей", которая должна осуществляться со специальными правилами на автобусах, а также, в крайнем случае, на грузовых автомобилях с кузовом фургоном. Действовавшая ранее норма (пункт 22.6 Правил) допускала перевозку детей и на грузовом автомобиле с бортовой платформой, то есть, как и обычную перевозку взрослых.
Несколько изменены габаритные параметры транспортных средств, при которых им разрешено движение по дорогам общего пользования без специальных разрешений: габаритная ширина транспортного средства теперь не должна превышать 2,55 метров - для рефрижераторов и изотермических кузовов вместо 2,5 метров в прежней редакции (пункт 23.5 Правил).
Согласно ГОСТу Р 51256-99 изменен порядок дорожной разметки. Так, в приложении №-2 к Правилам закреплено использование нового вида дорожной разметки - временно имеющей оранжевый цвет. Установлено также, что в случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.
Край проезжей части на двухполосных дорогах теперь может обозначаться вместо сплошной линии прерывистой с длиной штрихов в два раза короче промежутков между ними.
Введение разметки в виде расположенных в шахматном порядке квадратов черного и белого цветов, обозначающей искусственную неровность (лежачий полицейский), позволит обеспечить безопасность при проезде искусственных неровностей, особенно в темное время суток. Появилась также разметка, наносимая на проезжую часть для дублирования предупреждающих и запрещающих дорожных знаков, а также дополнительной таблички "Инвалид" (в местах стоянки для них).
Важным нововведением является и то, что транспортное средство может быть представлено на государственный технический осмотр в течение 30 суток после его регистрации в ГИБДД МВД России или иных уполномоченных на то органах. Более того, при возникновении непредвиденных обстоятельств, например болезнь или командировка владельца, этот срок может быть продлен. Данная норма включена и в Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденное постановлением Правительства РФ. От 31 июля 1998 г. №-880. Кроме того, в это же Положение включена еще одна важная норма, в соответствии с которой внесение в регистрационные документы на транспортное средство изменений, связанных с изменением сведений о собственнике (представителе собственника) или заменой государственного регистрационного знака, а выдача в связи с этим нового талона о прохождении государственного технического осмотра производится без проверки технического состояния транспортного средства.
Внесенные постановлением Правительства РФ изменения упомянутые нормативные правовые акты направлены на повышение безопасности движения на российских дорогах.