3 июля исполнилось 65 лет государственной инспекции безопасности дорожного движения.
У каждого в жизни свое призвание. Своя стихия. Кому убегать, а кому догонять. Лучше конечно не нарушать, советуют сотрудники инспекции безопасности дорожного движения. На одного постового в городе Сургуте приходится 625 единиц автотранспорта - это три нормы, а потому на посту скучать не приходится. Всегда найдется какой-нибудь лихач, с которым госавтоинспектор с радостью поговорит по душам. Так что не летите низко, постовой не дремлет, это только на первый взгляд их служба не видна...
История Сургутского ГИБДД началась в 65 году, тогда за порядком на дорогах следили всего два милиционера ГРОВД. Отдельная структура инспекторов дорожного движения появилась намного позже. 8 декабря 1974 года приказом начальника районного отдела внутренних дел сформировалась группу ГАИ , в состав которой вошли три инспектора - рядовой Зяблов , капитаны Ширин и Слепов. Спустя всего лишь год отдел ГАИ был признан лучшим среди других подразделений ОВД. Как это ни странно, но первыми помощниками госавтоинспекторов на дороге в то время были таксисты. "Свои люди" - инспекторы в штатском имели рации , по которым и передавали всю информацию в дежурную часть. В тот же демократичный для ГАИ период существовала необычная система наказаний. Нарушитель должен был искупить свою вину ночным дежурством. Стоит отметить , что практически никто не отказывался , а некоторые так втягивались, что со временем сознательно приходили работать в ГАИ.
Большая часть сотрудников ГИБДД вышла из водителей. Прежде чем присягнуть закону многие из них работали в народной дружине от предприятий , выполняя по сути обязанности инспекторов, кто-то был дальнобойщиком , кто-то обычным водителем. Камо Асликян -зам.начальника ГИБДД - старослужащий не раз напоминал новичкам , что форму они одели , чтобы делать водителей свободнее, помогать им.
Солидарность водителей и постовых инспекторов нынче только вспоминается. Даже в первые становления в городе новой силовой структуры - ГАИ, отношения водителей и инспекторов строились на взаимопонимании.
Батальон ГИБДД с годами пополнялся новыми профессионалами. Но костяк, те кто устанавливал правила на дорогах Сургута, по-прежнему в первых рядах. Авторитет многих старослужащих с годами только укрепился. К примеру, экипаж Павла Усачева и Вячеслава Мамонтова водители уважали за бескомпромиссность, но предпочитали объезжать стороной. Их лица знали все водители, особо отличившихся узнавали и инспекторы.
Павел Усачев и Вячеслав Мамонтов за время службы отличились не только на дороге. За спасение жизней на пожаре они были награждены правительственными наградами.
Еще одна легенда ГИБДД - Вера Кузнецова - единственная женщина дознаватель, выезжающая на аварии . Дорога не прощает неопытность - эту истину Вера Васильевна усвоила давно.
Премудростям службы , да и жизни Вера Кузнецова научит кого угодно . Наперед знает все дорожные оказии. Сама за рулем никогда никуда не спешит, хоть и живет по жесткому графику. Слишком много видела последствий , особенно страшно когда погибают невинные дети. По ее признанию, в профессии дознавателя один негатив.
СТАТИСТИКА
В среднем за год в ДТП погибает:
- 120 человек - данные сравнимые с авиакатастрофой.
- Около 700 человек получают тяжелые травмы, и годы проводят на больничной койке.
Информацией обо всех нарушениях правил дорожного движения и ДТП владеет майор ГИБДД старший инспектор административной практики Наталья Рахимова. По долгу службы ей приходится быть недоверчивой ко всем нарушителям. Это сродни профессиональной болезни накопленной ею за 20-ть с лишним лет .
Первое здание госавтоинспекции находилось по ул. Просвещения - в деревяшке по соседству с Горкомом комсомола, дорнадзору выделено было три кабинета. Другой адрес по ул. Майской. Символично, что один из подъездов здания был отведен под мед вытрезвитель.
Известное всем нынешнее здание появилось только в 1986 году и строилось при непосредственном контроле Григория Чинчевича . В 85 году , когда объединились службы города и района он возглавил единую систему ГАИ . Старослужащие сегодня вспоминают , что именно при Чинчевиче началось формирование главных принципов деятельности госавтоинспекторов. Как это не парадоксально, но именно со времен Чинчевича водителей научили уступать дорогу пешеходам. А сотрудников ГИБДД беречь честь мундира. Именно с тех пор и произошло негласное разделение госавтоинспекторов на принципиальную сургутскую гвардию и всех остальных.
Но вместе с тем после первого этапа реформирования госавтоинспекции стало понятно, что смягчение административного законодательства не лучшим образом скажется на дорожной ситуации. Законодатели, ровняясь на московских инспекторов, существенно вредят регионам , городам с другим ритмом жизни.
СТАТИСТИКА
За 6 месяцев 2001 года совершено рекордное количество
ДТП:
206 случаев ДТП,
45 человек погибло,
246 получили тяжелые
травмы.
К тому, что про сотрудников ГАИ каждый день появляются новые анекдоты, сами инспекторы уже привыкли , иногда даже смеются сами над собой. Но очевиден нынче и другой факт. Когда инспектор первым приходит на помощь , мнение о нем у самого категоричного участника дорожного движения меняется.
Вячеслав Беспрозванных - первый инспектор нового поколения, награжденный медалью за отличие в охране общественного порядка. Неоднократно выполнял свой долг в Чеченской республике.
У каждого инспектора есть своя особенность , к примеру у Беспрозванных - это чутье на пьяных водителей и угонщиков .
СТАТИСТИКА
Из 100 водителей, совершивших ДТП, 90 человек в алкогольном опьянении.
Однажды возвращаясь с дежурства , экипаж Вячеслава оказался ближе всех к месту убийства . Вызов ими был принят. И тогда вся эта ситуация не казалось столь легкой и веселой , как сейчас. Трое мужчин были задержаны на квартире.
Страх и служба , казалось бы несовместимые вещи , но они всегда рядом. На полигоне УВД "Лебяжье" сотрудники ГИБДД учатся действовать в чрезвычайных ситуациях и стреляют холостыми. Главный на учениях Виталий Морозов - трижды участник войны реальной Чеченской . Он так же как и многие ребята дорожно-постовой службы знает истинную цену безопасности и спокойствия на дорогах. 10 человек участников последней чеченской кампании представлены к правительственной награде.
По настоящему мужская профессия привлекает и представительниц слабого пола . Впрочем, слабыми их никак не назовешь . Она не леди со свистком и жезлом, она инспектор дорожного движения. Принципиальность , жесткость и законность - вот что главное на дороге. Улыбки от леди-инспекторов будут получать примерные водители. Не до улыбок будет нарушителям и при встречи с юными инспекторами движения . В составе отряда молодой смены постовых сегодня более 100 ребят 13-14 лет .
Школа Юных инспекторов дорожного движения появилась больше 20 лет назад. Интересно , что для многих подростковое увлечение перерастало в дело жизни . Не исключено что многие юные лица сегодняшних инспекторов мы встретим на дорогах уже в ближайшее будущее. Из юных, они вырастут в настоящих инспекторов, в форме со свистком и жезлом.
Спустя 27 лет профессиональные кадры ГИБДД не набирают, а подбирают, по уму по совести , по внутреннему стремлению и тому чувству , которое как бы не упрощали и не оговаривали еще присутствует на службе.
Наталья Хлопунова