Несколько лет назад существовал документ под названием "Обязательные требования к оснащению автомобилей охранными устройствами". Подготовлен он был специалистами консалтинговой фирмы для автомобильного отдела одной страховой компании. По сути, это шпаргалка, пользуясь которой, страховые агенты проверяли выполнение автовладельцами требований компании по оснащению автомобиля противоугонными устройствами.
Теперь нужно усвоить одну важную вещь. Защита автомобиля от угона - это не товар, а услуга. И качество этой услуги складывается как минимум из двух составляющих.
Первая - это подбор охранных устройств. Делать это нужно с учетом целого ряда факторов, начиная с "криминогенности" автомобиля, характера его эксплуатации, способа хранения и заканчивая психологией владельца. Шаблона здесь нет, да и быть не может. Но есть кое-какие соображения общего характера. Если речь идет о защите отечественного автомобиля с карбюраторным двигателем (а пока что таких большинство), то ее следует строить с приоритетом механических средств, причем как традиционных, так и "эксклюзивных". К последним можно отнести, например, защитный бандаж (кожух) для подкапотной сирены. Сигнализацию же лучше выбрать простую, недорогую, но надежную, и обязательно дополнить ее второй сиреной (тоже с автономным питанием), спрятанной в салоне.
Подход к оборудованию иномарок несколько иной. Начнем с того, что в своем подавляющем большинстве современные машины комплектуются штатной противоугонной электроникой - транспондерным иммобилайзером (его метка встраивается в ключ) или полнокомплектной охранной системой с функцией звукового оповещения. Но, увы, технология массового произ- водства автомобилей нередко сводит достоинства этих устройств на нет. Ведь, изучив схему подключения штатной противоугонной системы на примере одного автомобиля и найдя способ ее нейтрализации, можно успешно применять эту же схему на любой другой машине той же марки. Классический пример - замена бортового компьютера на принесенный с собой, который, будучи должным образом перепрограммированным, в руках угонщиков работает как "мастер-ключ", то бишь универсальная отмычка. Именно таким образом пытались угнать автомобиль Тойота Ландкрузер, который в свое время был героем рубрики "Примеряем на себя". К счастью, в последний момент что-то или кто-то спугнул угонщиков. Так что не питайте иллюзий насчет "родных" иммобилайзеров. Особенно если автомобиль новый и дорогой. В любом случае это устройство стоит "укрепить", поставив дополнительный иммобилайзер или сигнализацию, причем обязательно с беспроводными блокировками электроцепей! Таких блокировок должно быть три или даже четыре. А из механических средств защиты иномарок лучше выбирать не универсальные, а только те, что предназначены для данной модели автомобиля.
Вторая и, пожалуй, более весомая составляющая - это технология и качество монтажа. Вы можете красноречиво доказывать совершенство той или иной популярной сигнализации, восхищаться набором ее противоугонных функций, расхваливать продуманные алгоритмы работы и радоваться легкости программирования. Но если все электронное "хозяйство" суперсторожа примитивно примитивно уложено под обивку в ногах водителя, эффект будет мизерным. Механический блокиратор, даже если он сделан из самой прочной в мире стали, но безграмотно установлен, угонщики обезвредят за считанные секунды...
Как не нарваться на халтуру? Прежде всего, держитесь подальше от "мастеров", обещающих поставить любую систему за пару часов, и никогда не оборудуйте автомобиль в случайных местах - "гаражные" сервисы частенько грешат связями с угонщиками, но редко соблюдают правильную технологию монтажа. Установка сигнализации в мастерской при автосалоне, где вы покупали автомобиль, - тоже не лучший вариант: "фирменные" электрики вряд ли станут утруждать себя поиском нетрадиционных решений и скорее всего сработают по шаблону. Но, отказываясь от их услуг, обязательно проясните гарантийную политику продавца - нередко торговцы автомобилями отказывают клиентам в гарантийном ремонте электрооборудования, если сигнализация установлена в другом месте. Лучше всего, пожалуй, обратиться в специализированный центр, причем из числа тех, что работают уже не первый год и пользуются хорошей репутацией. Как правило, такие фирмы работают с узкой номенклатурой охранных систем (установщикам невыгодно связываться с гарантийными ремонтами, поэтому предлагаемые клиентам сигнализации проходят "естественный отбор" на надежность), хорошо знают особенности монтажа, применяют собственные технологические наработки и во многих случаях дают бессрочную гарантию. Здесь вас предупредят о возможных проблемах, связанных с установкой сигнализации именно на вашу машину (например, на некоторых автомобилях после разрыва цепей датчиков зажигается лампочка), а еще порекомендуют механические средства защиты. Кстати, имейте в виду, что на оборудование автомобиля может уйти не пара часов, а целый рабочий день, а то и два.
И еще. При установке электронного охранного комплекса вас наверняка спросят, какие дополнительные (сервисные) функции вы хотите использовать. Быстро разобраться в этом вопросе и понять, что для вас является главным, а что - второстепенным, непросто. Если система позволяет запрограммировать пошаговое открывание дверей (первым нажатием на кнопку брелока открывается только водительская дверь, вторым - все остальные), эту функцию стоит использовать, особенно если вы часто ездите в одиночку. Автоматическое запирание дверных замков после включения зажигания, запуска двигателя или после достижения определенной (небольшой) скорости тоже повышает уровень персональной защиты, по крайней мере - от "барсеточников", а иногда и от тех, кто не прочь вышвырнуть вас из машины. Удобства, которые предоставляет режим охраны с работающим двигателем, вы оцените зимой: запустив мотор и закрыв машину, можно подняться домой, собраться и позавтракать. Проверка зоны действия пейджера (примерно через пять минут после постановки на охрану система посылает короткий "контрольный" радиосигнал) - тоже полезная функция, особенно если дистанционный извещатель вы все время носите с собой. А вот функцию пассивной постановки на охрану рекомендуем активировать только в том случае, если алгоритм ее работы полностью исключает запирание ключей в салоне.
Как найти "хорошие" установочные центры? Поспрашивайте у знакомых, загляните на популярные сайты в сети Интернет, где этот вопрос обсуждается в конференциях.