Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Распоряжения Мэра и администрации города до 12.04.2005 г.

№ 2244 от 03.09.1998 О создании психолого-медико- педагогических консилиумов

03 Сентября 1998

В целях объединения усилий по раннему выявлению детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к социальной дезадаптации и девиантному поведению, своевременному предоставлению им оптимальных условий развития, в связи с существенным ростом количества детей, нуждающихся в специализированном обследовании и помощи в социально-трудовой адаптации и интеграции в обществе, руко- водствуясь президентской программой "Дети России" и Федеральной целевой программой "Дети-инвалиды":

1.Создать постоянно действующие психолого-медико-педагогичес- кие консилиумы на базе медицинских, специализированных, образова- тельных и реабилитационных учреждений города: - муниципальной городской детской поликлиники "Геолог"; - детской поликлиники муниципальной медико-санитарной час- ти ДСК; - детской поликлиники Сургутской центральной районной клини- ческой больницы; - детской поликлиники N1 муниципальной городской больницы N1; - детской поликлиники N2 муниципальной городской больницы N1; - муниципального учреждения "Реабилитационный центр "Зазеркалье"; - управления детских дошкольных учреждений открытого акцио- нерного общества "Сургутнефтегаз".

2.Утвердить Положение о психолого-медико-педагогическом кон- силиуме согласно приложению 1.

3.Предоставить психолого-медико-педагогической комиссии уп- равления опеки и попечительства Департамента по социальным вопро- сам и здравоохранению право контроля и координации деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов.

4. Утвердить Порядок взаимодействия психолого-медико-педаго- гической комиссии с учреждениями и организациями города по защите законных прав детей с нарушениями физического и психического раз- вития согласно приложению 2.

5. Городскому медицинскому управлению Департамента по соци- альным вопросам и здравоохранению, Комитету но образованию и нау- ке, Департаменту культуры, молодежной политики и спорта (Чемакин, Стрельцова,Черняк) обеспечить систематичность работы психолого-медико-педагогических консилиумов.

6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра города, директора Департамента по социальным вопросам и здравоохранению Кошелеву Л.Н. Первый заместитель Мэра города В.Ф.Новицкий



Приложение 1

к распоряжению

 администрации города

 от _______________N___

ПОЛОЖЕНИЕ

 о психолого-медико-педагогическом консилиуме

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Психолого-медико-педагогический консилиум (далее по тексту - Консилиум) является межведомственной коллегиальной структурой диагностического типа, деятельность которой направлена на своевре- менное определение потребности ребенка с отклонениями в развитии, в дифференцированной помощи, предоставляемой различными специали- зированными образовательными и реабилитационными учреждениями го- рода. 1.2.Консилиум создается и упраздняется распоряжением Мэра города. 1.3.Консилиум в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством Российской Фе- дерации и Ханты-Мансийского автономного округа, нормативно-право- выми актами, инструкциями и методическими рекомендациями Минис- терства общего и профессионального образования, Министерства здра- воохранения, Министерства социальной защиты населения и настоящим Положением. 1.4.Руководство работой и контроль за деятельностью консили- умов на территории города осуществляется психолого-медико-педаго- гической комиссией управления опеки и попечительства Департамента по социальным вопросам и здравоохранению (далее по тексту - ПМПК). 1.5.Консилиум работает во взаимодействии с образовательными, медицинскими, реабилитационными учреждениями города.

II. ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСИЛИУМА

2.1.Целью деятельности консилиума является наиболее раннее выявление детей с отклонениями в развитии и содействие в создании оптимальных условий их обучения, воспитания и развития, интеграция в общество, предупреждение социальной дезадаптации детского насе- ления с ограниченными возможностями здоровья.

III. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОНСИЛИУМА

 3.1.Комплексное обследование детей дошкольного и школьного возраста, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмо- циональном развитии, с целью дифференцированного подхода в воспи- тании, обучении, социальной адаптации. 3.2.Разработка индивидуальных рекомендаций педагогам для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей. 3.3.Ведение документации, отражающей развитие ребенка. 3.4.Организация взаимодействия между педагогическим составом школ, детских дошкольных учреждений и родителями. 3.5.Учет обследованных детей, уточнение структуры континген- та, внесение этих сведений в банк данных ПМПК, предоставление еже- месячных и годовых отчетов по установленной форме. 3.6.Консультативная и просветительская работа среди родите- лей и работников учреждений образования своего ведомства, террито- рии.

IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

4.1.Консилиум имеет право самостоятельно определять уро- вень готовности детей к школе и следующие формы и виды обучения детей: - речевая группа детского сада; - диагностическая группа детского сада; - класс выравнивания; - класс компенсирующего обучения. Все остальные случаи относятся к компетенции ПМПК . 4.2.Консилиум ОБЯЗАН: - предоставлять в установленном порядке председателю ПМПК от- четность и информацию по вопросам, входящим в компетенцию консилиума; - оказывать соответствующую консультативную помощь родителям, педагогам и медицинским работникам в пределах своей компетенции: - готовить и подбирать материалы для диагностики детей и под- ростков: - вести надлежащим образом документацию; - соблюдать конфиденциальность информации о детях и семьях, прошедших обследование на консилиуме; - в сложных и конфликтных случаях направлять детей в ПМПК.

V. СОСТАВ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСИЛИУМА

5.1.Консилиум работает на базе детских поликлиник города по территориальному принципу и на базе реабилитационного центра "За- зеркалье", управления детских дошкольных учреждений открытого ак- ционерного общества "Сургутнефтегаз" по специализации. 5.2.Медицинский состав консилиума комплектуется из штата ра- ботников базовых учреждений и персонально утверждается руководите- лем данного учреждения. 5.3.Педагогический состав (логопеды, психологи, дефектологи) персонально утверждается приказом председателя комитета по образо- ванию и науке по представлению председателя ПМПК. 5.4.В консилиуме обязательно должны быть представлены следующие специалисты: Председатель консилиума: представитель ПМПК Заместитель председателя консилиума: представитель базового учреждения Секретарь консилиума: Члены консилиума: врач-психиатр врач-невропатолог врач-педиатр педагог-дефектолог логопед психолог. 5.5.Консилиум работает по графику, утвержденному председате- лем ПМПК, с учетом ежедневной пропускной способности не более 10 человек. 5.6.В основе работы консилиума лежат следующие принципы: - принцип объективности в определении диагноза, т.е. вывод делается после многократных ответов и различных методик обследова- ния идентичного характера с учетом медицинской документации; - принцип качественного анализа, т.е. учитывается не только конечный результат, но и сам процесс работы (как ребенок преодолел трудности, как воспринял помощь, как заинтересовался заданием и пр.): - принцип доступности (задание должно отвечать возрастным возможностям ребенка и охватывать материал соответствующего обучения); - принцип обучения (каждое задание носит обучающий характер); - комплексный характер в установлении диагноза клинико-психо- лого-педагогического исследования с учетом генетических и всех видов медицинских исследований, равное участие врача-педиатра. 5.7.На обследование на консилиуме принимаются дети от трех лет и старше. 5.8.Запись на консилиум производится секретарем консилиума по телефону или по личной просьбе родителей. 5.9.Основанием для обследования на консилиуме являются: - заявление родителей либо общественной организации; - направление педагога школы либо врача поликлиники. 5.10.Обследование ребенка на консилиуме проводится только в присутствии родителей. 5.11.Для обследования на консилиуме должны быть представлены родителями (лицами, их заменяющими) следующие документы: - амбулаторная карта; - свидетельство о рождении (копия); - справка от психиатра, невропатолога, лор-врача, окулиста; - педагогическая характеристика со сведениями об успеваемости; - письменные работы по русскому языку и математике (домашние тетради и контрольные работы). 5.12.Медицинские сотрудники на основании амбулаторной карты и беседы с родителями заполняют анамнестическую часть карты конси- лиума. 5.13.Обследование ребенка проводится специалистами (психоло- гом, логопедом, педагогом-дефектологом) индивидуально. Данные обс- ледования протоколируются. 5.14.На основании полученных данных консилиум принимает кол- легиальное решение и дает рекомендации об условиях и виде коррек- ционно-развивающего обучения ребенка с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Решение носит рекомендательный харак- тер, оформляется в виде заключения на соответствующих бланках и заверяется подписями председателя и членов консилиума. Данное заключение выдается на руки родителям под расписку. Диагноз в заключении не указывается (приказ МЗ РФ N 245,1992 год). 5.15.Протоколы обследования с развернутым диагнозом направ- ляются в ПМПК и хранятся там в течение 10 лет. Протоколы на руки не выдаются. 5.16.На ребенка, проходящего обследование в консилиуме, за- водится карта, в которую вкладываются: - педагогическая характеристика на ребенка; - данные анамнеза: - выписка из протокола данного обследования (без диагноза); - заключение специалистов по результатам обследования с реко- мендациями. Карта ребенка хранится у заместителя председателя консилиума и выдается только специалистам, работающим в консилиуме. 5.17.В сложных случаях: - при несогласии родителей с заключением консилиума; - при невозможности для членов консилиума прийти к однознач- ному решению об обучении ребенка по программе общеобразовательной школы, ребенок направляется в ПМПК для решения данного вопроса. Решение ПМПК является окончательным. 5.18.Отчет о своей деятельности консилиум сдает ежемесячно и в конце года (годовой) в ПМПК. 5.19.В консилиуме ведется следующая документация: - журнал записи на консилиум; - журнал учета детей, прошедших обследование: - картотека индивидуальных карт детей с заключениями; - список специалистов консилиума и расписание их работы; - нормативные документы Министерства общего и профессиональ- ного образования, Министерства здравоохранения, Министерства соци- альной защиты населения по направлению деятельности. 5.20.На время заседаний специалисты консилиума освобождаются от основной работы. Время работы специалистов учитывается в общем объеме тарификационной нагрузки по основному месту работы. 5.21.Консилиум собирается по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. 5.22.График заседаний утверждается в ПМПК.

VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 6.1.Консилиум несет ответственность в случаях: - невыполнения либо выполнения не в полном объеме и не в ус- тановленные сроки функций, отнесенных к его компетенции; - несоблюдения действующего законодательства; - несвоевременной и недостоверной отчетности. 6.2.Персональную ответственность за деятельность консилиума несет его председатель.

 С Х Е М А 2

сети психолого-медико-педагогических консилиумов



ДЕПАРТАМЕНТ по социальным вопросам и здравоохранению
  Управление опеки и попечительства
Психолого-медико-педагогические Консилиумы на базе пяти детских поликлиник города (по кустовому методу) Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)
Психолого-медико-педагогический консилиум на базе УДДУ "Сургутнефтегаз" Психолого-медико-педагогический консилиум на базе МУ РЦ "Зазеркалье"
   
   

Примечание: Состав консилиума (медицинский,педагогический) представляе- ыми учреждениями из штата сотрудников в соответствии с утвержденными ПМПК графиками консилиумов. В день заседания консилиума специалисты освобождаются с основной работы. На базе детского психоневрологического диспансера проводят заседания комиссии.


Приложение 2

к распоряжению

администрации города

от __________ N ____

Порядок взаимодействия психолого-медико-педагогической комиссии управления опеки и попечительства Департамента по социальным вопросам и здравоохранению с учреждениями и организациями города по защите законных прав детей с нарушениями физического и психического развития.

В рамках президентской программы "Дети России" в соответствии с основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (На- ционального плана действий в интересах детей), утвержденными Ука- зом Президента Российской Федерации от 14.09.95 N 942, с Указом Президента Российской Федерации от 19.02.96 N 210 "О продлении срока действия президентской Программы "Дети России" ПМПК работает со следующими категориями детского населения города: - дети, имеющие физические и психические отклонения в развитии; - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в случаях, если они относятся к "группе риска", а также имеющих фи- зические и психические отклонения в развитии); - дети, находящиеся в особо трудных обстоятельствах (социальные сироты, социально дезадаптированные, испытывающие психоэмоцио- нальные перегрузки, кризисные ситуации); - дети-инвалиды, нуждающиеся в специализированных образова- тельных и реабилитационных условиях.

 I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА ЭТАПЕ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ДИАГНОСТИКИ

1. Все должностные лица учреждений и организаций обязаны со- общить в ПМПК о: - детях, имеющих отклонения в развитии в возрасте от 0 до 18 лет (трудности в поведении, обучении, общении, социально и педаго- гически запушенных, имеющих хроническую неуспеваемость в образова- тельных учреждениях). Информация может быть передана устно замес- тителю начальника управления опеки и попечительства, председателю ПМПК Пластининой Елене Николаевне,телефон N 32-16-82, письменно - факс N 32-16-92); - детях, находящихся в особо трудных обстоятельствах (соци- альное сиротство, социальная дезадаптация). На учет в ПМПК не ставятся дети из неблагополучных семей и семей, испытывающих материальные затруднения, не имеющие проблем в обучении и поведении. 2. Председатели психолого-медико-педагогических консилиу- мов обязаны после проведения консилиума в 5-дневный срок предоста- вить протоколы и списки детей, прошедших обследование на консилиу- ме с результатами обследования, рекомендациями и заключением в ПМПК. В сложных случаях (несогласие родителей с заключением конси- лиума, невозможность для членов консилиума прийти к однозначному решению по проблеме данного ребенка) в З-дневный срок ребенок с родителями направляется в ПМПК для решения данного вопроса. При себе иметь: направление председателя консилиума и резуль- таты обследования (протокол, индивидуальная карта ребенка, амбула- торная карта, самостоятельные работы ребенка, характеристика с места учебы, данные медицинского обследования) (формы 1-4 прилага- ются). 3. Специалистам консилиумов (логопедам, психологам) согласо- вывать диагностические методики в ПМПК. Без согласования с ПМПК комплекса диагностических методик применение их НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ.

II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА ЭТАПЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НЕОБХОДИМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ НУЖДАЮЩИМСЯ ДЕТЯМ

Учреждения и организации взаимодействуют между собой, обмен информацией происходит по мере необходимости и по запросам. Перевод ребенка из образовательного, реабилитационного учреж- дения одного вида в другой, вывод его из специализированного обра- зовательного либо реабилитационного пространства и интеграция в образовательные условия массового типа производится органами уп- равления образованием, социальной защиты, другими ведомственными организациями только на основании заключения консилиума либо пос- тановления ПМПК (в конфликтных и сложных случаях). Без заключения консилиума либо постановления ПМПК прием и от- числение в специализированные образовательные либо реабилитацион- ные учреждения ЗАПРЕЩЕН. Информация о приеме ребенка в специализированные, образова- тельные либо реабилитационные учреждения подается в ПМПК руководи- телем указанного учреждения в недельный срок со дня зачисления в учреждение (форма 5 прилагается). При отказе родителям в приеме ребенка в специализированное учреждение информация с мотивацией отказа передается письменно в ПМПК руководителем данного учреждения непосредственно при отказе. ПМПК со своей стороны в течение одного месяца сообщает заинтересо- ванным учреждениям и оргапизациям, физическим лицам о решении воп- роса о предоставлении специализированных условий образования, реа- билитации конкретно тому ребенку, которому было в этом отказано.

III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА ЭТАПЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ, РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ, ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В период профилактической, реабилитационной и коррекционной работы

учреждения и организации взаимодействуют между собой. Обмен информацией происходит но мере необходимости и по запросам. Информация о результатах аналитических срезов динамики разви- тия детей с ограниченными возможностями, проводимые консилиумами не реже двух раз в год, направляются председателями консилиума, в ПМПК к 15 декабря и 15 мая ежегодно. В случае отказа специалистами либо руководителями данных спе- циализированных учреждений конкретному ребенку в предоставлении необходимых коррекционных либо реабилитационных мероприятий, реко- мендованных консилиумом, председатель консилиума предоставляет данную информацию в ПМПК. При положительной динамике коррекционной и реабилитационной работы и переводе ребенка в массовые учреждения письменная инфор- мация в течение месяца подается в ПМПК,а также в учреждение, про- водившее реабилитационную работу с ребенком. ПМПК в свою очередь в течение месяца информирует заинтересованные учреждения и органи- зации о результатах проверок работы консилиумов и анализе прово- димых психокоррекционных и реабилитационных мероприятий, в прове- ряемых учреждениях, сообщает о фактах нарушения прав и интересов детей с ограниченными возможностями. При проведении плановых проверок состояния реабилитационной и психокоррекционной работы специализированных учреждений города ру- ководитель учреждения ставится в известность председателем ПМПК не позднее, чем за 1 неделю. Результаты проверок сообщаются председателем ПМПК руководите- лям данных учреждений и вышестоящего органа в недельный срок.

Форма 1

Н А П Р А В Л Е Н И Е

Дано ____________________________________________________________, ( ф.и.о.) "____"_____________19____года рождения школа _____________________ класс ______________________________ д/с ___________________________ группа _________________________ Направляется на ПМПК с целью ____________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Предварительное заключение _______________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Председатель консилиума ____________________________ Члены консилиума: ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________

Форма 2

ПРОТОКОЛ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

 Фамилия_________________________Имя_______________________________ Отчество __________________________Год рождения___________________ Дата обследования ________________________________________________ Домашний адрес ___________________________________________________ Кем направлен на консилиум _______________________________________ Сколько лет учился в каждом классе _______________________________ Сведения о родителях: Мать _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Отец _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Наследственность, со стороны других близких родственников (тубер- кулез, эндокринные, венерические, психические заболевания) __________________________________________________________________ Анамнестические сведения о ребенке _______________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Физическое состояние. Моторика. Состояние органов чувств__________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Неврологический статус ___________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Психическое состояние и данные психолого-педагогического обследо- вания ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ Легко ли вступает в контакт ______________________________________ __________________________________________________________________ Особенности эмоционально-волевой сферы ___________________________ __________________________________________________________________ Запас общих представлений ________________________________________ __________________________________________________________________ Восприятие пространства __________________________________________ __________________________________________________________________ Зрительное восприятие ____________________________________________ __________________________________________________________________ Особенности внимания _____________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Особенности памяти _______________________________________________ __________________________________________________________________ Особенности мышления _____________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Особенности восприятия картин и текстов __________________________ __________________________________________________________________ Особенности речи _________________________________________________ __________________________________________________________________ Школьные знания и навыки: состояние письма, счета___________________________________________ __________________________________________________________________ звуко-буквенный анализ ___________________________________________ __________________________________________________________________ математика________________________________________________________ Целенаправленная деятельность ____________________________________ __________________________________________________________________ Диагноз___________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Заключение________________________________________________________ __________________________________________________________________ Рекомендации______________________________________________________ __________________________________________________________________ Председатель консилиума Детский психиатр Дефектолог Логопед Детский психолог Детский невропатолог С обследованием ребенка на ПМПК согласен (а)______________________ Примечание: протокол заполняется подробно с указанием используемых методик.

 

Форма 3

Психолого-медико-педагогический консилиум (дошкольный,школьный) _______________________________ _______________________________ _______________________________ К А Р Т А N _____ Ф.И.О. ___________________________________________________________ Дата рождения ____________________________________________________ Школа N_______________________ класс____________________________ Д/с N ____________________________________________________________ Поликлиника N ____________________________________________________ Ф.И.О. родителя (законного представителя)_________________________ __________________________________________________________________ Паспорт серия _______________________ N__________________________ Свидетельство о рождении _______________________N_________________ Согласен на осмотр ребенка в ПМПК ________________________________ (подпись) Дата _____________________________________________________________

Форма 4

 Лист медицинского обследования для ПМПК Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________ 1. Заключение психиатра __________________________________________ _________________________________________________________________- __________________________________________________________________ 2. Заключение невропатолога ______________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Заключение окулиста ___________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. Заключение лор-врача___________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Заключение педиатра ___________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Заключение логопеда ___________________________________________ __________________________________________________________________

Форма 5

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ Фамилия_____________________________Имя___________________________ Отчество __________________________________Год рождения __________ В соответствии с постановлением ПМПК (заключением консилиума) от "_____"_______________199___г. N________________ посещает _________________________________________________________ (школа, класс, группа д/с) М.П. Руководитель образовательного учреждения ____________________________





Полезные ссылки