Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Постановления Мэра и администрации города до 12.04.2005 г.

№ 155 от 09.09.1998 О городском звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

09 Сентября 1998

Во исполнение Закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 N 68-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 24.06.97 N 232 "О Ханты-Мансийской окружной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", для решения задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и действиям в случае их возникновения:

  1. Преобразовать Сургутское городское территориальное звено Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в городское звено территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  2. Утвердить Положение о городском звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению 1.
  3. Функции по защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возложить на структурные подразделения администрации города, службы жизнеобеспечения, предприятия и организации, расположенные в городе, независимо от их организационно-правовых форм согласно приложению 2.
  4. Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (Лапин) совместно с заинтересованными предприятиями и организациями, расположенными в городе, определить состав сил и средств местного функционального звена окружной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок их привлечения к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  5. Постановление главы администрации города от 13.06.95 N 106 "О создании городского территориального звена Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" считать утратившим силу.

Первый заместитель Мэра города В.Ф.Новицкий

Приложение 1

к постановлению

администрации города

от ________________N____

 

П О Л О Ж Е Н И Е

о городском звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

  1. Настоящее Положение определяет принципы построений, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов функциональных звеньев, а также регулирует основные вопросы деятельности городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - городское звено ППЧС).
  2. Положение разработано для государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, в обязанности которых входят функции предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
  3. Городское звено ППЧС создается для предупреждения чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - ЧС), а в случаях их возникновения - для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения материального ущерба.
  4. Городское звено ППЧС является элементом территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  5. Деятельность городского звена ППЧС организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа и Уставом города Сургута, постановлениями и распоряжениями Мэра города, другими нормативными правовыми актами в области предупреждения и действий в ЧС и настоящим Положением.
  6. Основными задачами городского звена ППЧС являются:
    • проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты здоровья и жизни людей, обеспечение сохранности материальных и культурных ценностей, защиты окружающей среды при возникновении ЧС;
    • разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС ;
    • осуществление федеральных и окружных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту человека и окружающей среды, повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее по тексту - организации), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее по тексту - объекты) при возникновении аварий, катастроф и других стихийных бедствий;
    • обеспечение готовности органов и пунктов управления, систем оповещения и связи, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - силы и средства);
    • сбор, обработка и выдача необходимой информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
    • прогнозирование и оценка социально-экологических последствий ЧС;
    • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения, осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС;
    • обучение и подготовка населения к действиям в ЧС, подготовка и повышение квалификации членов комиссии по ЧС;
    • создание резервов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
    • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
    • ликвидация ЧС в полном объеме, контроль и помощь в проведении работ;
    • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
    • реализация прав и обязанностей населения города в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
  7. Городское звено ППЧС объединяет органы управления, силы и средства органов местного самоуправления и организаций, находящихся на территории города, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
  8. Городское звено ППЧС организуется на территории города по территориально-производственному принципу, учитывая особенности расположения микрорайонов города, поселков, расположенных в черте города, предприятий промышленности.
  9. Городское звено ППЧС состоит из служб жизнеобеспечения города и нижестоящих функциональных звеньев, имеет два уровня: местный и объектовый. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования объектовых звеньев определяется положениями об этих звеньях, утвержденными соответствующими начальниками гражданской обороны предприятий, организаций.
  10. Объектовые функциональные звенья, входящие в городское звено ППЧС создаются под руководством администрации города по согласованию с управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ханты-Мансийского автономного округа.
  11. Каждый уровень городского звена ППЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - органы управления по делам ГО и ЧС), органы повседневного управления, силы и средства для ликвидации ЧС, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы оповещения и связи, информационного обеспечения.
  12. Координирующими органами городского звена ППЧС являются:
    • на местном уровне, охватывающем территорию города - комиссия по чрезвычайным ситуациям города;
    • на объектовом уровне, охватывающем территорию объекта или организации;
    • объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям потенциально опасных объектов (на других объектах - комиссии по ЧС создаются при наличии соответствующей материально-технической базы). Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям соответствующих уровней, состав этих комиссий утверждается постановлением Мэра города и решениями руководителей организаций.
  13. Общее руководство:
    • городским звеном ППЧС на территории города осуществляет Мэр города - начальник гражданской обороны города;
    • объектовыми функциональными звеньями - руководители предприятий и организаций.
  14. Основными задачами комиссии по чрезвычайным ситуациям города являются:
    • организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС;
    • организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов,прогнозирование ЧС;
    • обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;
    • организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий города от ЧС природного и техногенного характера;
    • участие в осуществлении федеральных и окружных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации городских программ, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС;
    • создание резервов финансовых и материальных ресурсов города;
    • организация взаимодействия с другими комиссиями по ЧС, военным командованием гарнизона и общественными организациями города по вопросам п редупреждения и ликвидации ЧС;
    • принятие решений о направлении сил и средств на оказание помощи этим комиссиям в ликвидации последствий ЧС;
    • руководство работами по ликвидации ЧС, организации привлечения трудоспособного населения к ним;
    • планирование и организация эвакуации населения, размещения и возвращения его после ликвидации ЧС в места постоянного проживания;
    • организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
    • руководство подготовкой и обучением населения, должностных лиц органов городского звена ППЧС к действиям при возникновении ЧС.
  15. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
    • руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов экономики при возникновении ЧС;
    • организация работ по созданию и поддержанию в состоянии готовности на потенциально опасных объектах локальных систем контроля и оповещения;
    • обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководства ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;
    • руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
    • организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в ЧС.
  16. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского звена ППЧС являются:
    • на местном уровне - начальник гражданской обороны города - Мэр города, осуществляющий прямое руководство деятельностью комиссии по чрезвычайным ситуациям и управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (далее по тексту - управление ГОЧС города);
    • на объектовом уровне - отделы (секторы, штабы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Управление ГОЧС города является структурным подразделением администрации города.
  17. Органами повседневного управления городского звена ППЧС являются:
    • дежурные службы и специализированные подразделения функциональных звеньев;
    • дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения предприятий, учреждений и организаций;
    • служба оперативных дежурных управления ГОЧС города;
    • дежурные службы аварийно-спасательных формирований города. Органы повседневного управления городского звена ППЧС осуществляют управление и контроль за функционированием нижестоящих звеньев. Размещение органов повседневного управления городского звена ППЧС осуществляется на городских и загородных пунктах управления, которые обеспечиваются необходимыми средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаются в постоянной готовности к использованию.
  18. Силы и средства городского звена ППЧС подразделяются на:
    • силы и средства наблюдения и лабораторного контроля;
    • силы и средства ликвидации ЧС.
  19. Силы и средства наблюдения и лабораторного контроля состоят из:
    • сил органов надзора;
    • служб учреждений, организаций города, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия их факторов на состояние здоровья населения города;
    • служб, учреждений наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, состоянием атмосферного воздуха;
    • сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
    • городской ветеринарной службы и службы защиты растений.
  20. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
    • военизированных и невоенизированных противопожарных и противофонтанных формирований, поисковых, аварийно-спасательных, ремонтно-восстановительных и аварийно-технических групп и команд, относящихся к федеральным органам исполнительной власти, расположенным на территории города;
    • учреждений и формирований служб экстренной медицинской помощи;
    • учреждений срочной ветеринарной помощи и службы защиты растений;
    • частей и подразделений противопожарной службы, расположенных на территории города;
    • городских и объектовых формирований гражданской обороны;
    • службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропорта Сургут;
    • восстановительного и пожарного поездов Сургутского отделения Свердловской железной дороги;
    • аварийно-спасательных служб и формирований подразделений речного флота и водолазно-спасательная служба города. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, комплектуемые с учетом работы в автономном режиме в течение 3 суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее по тексту - силы постоянной готовности).
  21. Силы постоянной готовности могут привлекаться к выполнению аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ комиссией по ЧС, управлением ГОЧС города по согласованию с руководителями привлекаемых сил (на контрактной основе с возмещением про-зводственных затрат).
  22. Специально подготовленные силы и средства воинских частей, расположенных на территории города, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ. Силы и средства УВД города Сургута и Сургутского района привлекаются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
  23. Решениями руководителей организаций и объектов экономики на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, аварийно-ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.
  24. Информационное обеспечение функционирования городского звена ППЧС осуществляется информационно-управляющим звеном, которое включает:
    • средства связи передачи данных;
    • информационный пункт городской комиссии по ЧС, абонентские пункты объектовых комиссий по ЧС;
    • информационные пункты управления сил и средств ликвидации ЧС.
  25. Основными функциями информационных пунктов городского звена ППЧС являются:
    • сбор и общая обработка данных, полученных от информационных пунктов, диспетчерских служб города, в том числе своевременное информирование населения и органов управления о факте ЧС;
    • обеспечение обмена информацией между различными звеньями городского звена ППЧС, комиссиями по ЧС города и объектов экономики и пунктами управления сил и средств ликвидации ЧС;
    • планирование и организация оперативного информирования населения с использованием автомобилей с громокоговорящей связью, радио, телевидения и других средств массовой информации о сложившейся обстановке и порядке действий;
    • доведение до населения информации об обстановке и порядке действий, о возможностях обеспечения питьевой водой, продуктами питания и предметами первой необходимости, о местах размещения пунктов первой медицинской помощи, лечебных учреждений и расселения эвакуируемых.
  26. Сбор информации и обмен ею между различными звеньями городского звена ППЧС, комиссией по ЧС города и объектов экономики осуществляется путем передачи формализованных донесений. Порядок сбора информации в области защиты населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между всеми органами городского звена ППЧС и органами исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа определяются нормативными документами Правительства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
  27. Деятельность городского звена ППЧС включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по предупреждению и действиям в ЧС в мирное время. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением органа исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа или комиссии по ЧС города в пределах масштабов сложившейся ЧС устанавливается один из следующих режимов функционирования городского звена ППЧС:
    • режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
    • режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации;
    • режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и в период ликвидации ЧС и ее последствий.
  28. Основные мероприятия, осуществляемые при функционировании городского эвена ППЧС в различных режимах, в зависимости от обстановки:
    1. В режиме повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической, и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий:
      • осуществление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территорий;
      • планирование и выполнение государственных, окружных и городских долгосрочных целевых программ и мер по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности и защите населения, уменьшению ущерба, а также повышению устойчивости функционирования предприятий, учреждений, организаций при возникновении ЧС;
      • совершенствование подготовки органов управления ГОЧС города, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действий при ЧС природного и техногенного характера;
      • создание и пополнение резервов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения ликвидации ЧС.
    2. В режиме повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационно-химической, биологической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС или угрозы начала войны:
      • принятие на себя непосредственного руководства деятельностью местного и объектовых звеньев ППЧС, комиссиями по ЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по ее нормализации;
      • усиление дежурно-диспетчерских служб;
      • усиление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
      • принятие мер по защите населения, природной среды и повышению устойчивости работы предприятий, учреждений, организаций, объектов;
      • повышение готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации возможных ЧС, уточнение планов их действий и выдвижения при необходимости в район предполагаемых действий.
    3. В чрезвычайном режиме - при возникновении ЧС и ликвидации ее последствий, а также в случаях применения противником современных средств поражения:
      • организация защиты населения;
      • выдвижение оперативных групп в район ЧС для непосредственного руководства работами;
      • выдвижение сил и средств в район ЧС для проведения работ;
      • организация работ по ликвидации ЧС;
      • проведение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики по обеспечению жизнедеятельности населения, попавшего в зону поражения;
      • осуществление постоянного усиленного контроля за состоянием природной среды в районах ЧС, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
  29. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. ЧС классифицируются в зависимости от численности людей, пострадавших в этих ситуациях с нарушением условий жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов ЧС. ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные и федеральные. Ликвидация локальной ЧС осуществляется силами и средствами объекта экономики (предприятия, учреждения, организации) независимо от его организационно-правовой формы. Ликвидация местной ЧС осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления с привлечением аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных формирований объектовых функциональных звеньев в соответствии с решением комиссии по ЧС города. Ликвидация территориальной ЧС осуществляется силами и средствами органа исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа. При недостаточном количестве собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной и территориальной ЧС комиссии по ЧС города и объектов экономики могут обращаться за помощью в вышестоящие комиссии по ЧС или непосредственно к начальнику по ЧС Уральского регионального центра. Вышестоящая комиссия по ЧС в необходимых случаях может взять на себя координацию или общее руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь. При недостатке имеющихся в городе и в округе сил и средств комиссия по ЧС округа обращается в Правительство Российской Федерации для привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти. Для ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, войска гражданской обороны РФ, подразделения Центроспаса, другие воинские формирования в соответствии с действующим законодательством РФ. Ликвидация ЧС считается законченной после окончания проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  30. Оперативные группы комиссии по ЧС города и комиссий по ЧС объектов экономики предназначены для организации выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений по локализации и ликвидации ЧС, защите населения и окружающей среды и их реализации непосредственно в районе бедствия. Состав оперативных групп формируется, как правило, из состава комиссий по ЧС в зависимости от характера и масштабов ЧС. Основными задачами оперативной группы в районе бедствия являются:
    1. В режиме повышенной готовности:
      • организация выявления причин, оценки характера возможной ЧС, прогнозирования развития обстановки, и подготовка предложений по предупреждению ЧС, предстоящей ее локализации и ликвидации;
      • координация действий территориальных органов или непосредственное руководство осуществлением разработанных мер по предотвращению ЧС.
    2. В режиме чрезвычайной ситуации:
      • организация оценки масштабов ЧС и прогнозирование развития обстановки;
      • подготовка конкретных предложений по выбору плана действий из числа ранее разработанных типовых планов локализации и ликвидации ЧС, по корректировке выбранного плана в соответствии со сложившейся обстановкой, по использованию сил и средств ликвидации ЧС, по привлечению финансовых, продовольственных, медицинских и других материально-технических ресурсов (средств для жизнеобеспечения населения, оборудования для выполнения неотложных работ, социальной помощи пострадавшим и др.), по распределению материальных и финансовых средств, поступающих в виде помощи от организаций и граждан;
      • координация и контроль действий органов управления в зоне бедствия по эвакуации населения, оказанию необходимой помощи пострадавшим и другим неотложным мерам;
      • непосредственное руководство работами по ликвидации ЧС во взаимодействии с администрацией города и руководством предприятий (организаций и учреждений) в зонах бедствия.
  31. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в городе создаются:
    • городские чрезвычайные резервные фонды финансовых и материальных ресурсов, финансирование содержания которых,проведение операций с их материальными ценностями осуществляется за счет средств бюджета города, внебюджетных средств, а также за счет средств, поучаемых от реализации материальных ценностей чрезвычайных резервных фондов;
    • объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации. Кроме того могут быть использованы другие источники финансирования. Номенклатура, объемы, дислокация, а также порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
  32. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей ЧС они могут быть выделены из других резервов города или по ходатайству администрации города из резервов Ханты-Мансийской окружной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  33. Общественные объединения или организации могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления ГОЧС при наличии у участников ликвидации от общественных объединений (организаций) соответствующей подготовки и аттестации.
  34. Финансирование городского звена ППЧС и его функциональных звеньев осуществляется на каждом уровне за счет бюджета города и средств организаций. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством ХМАО и нормативными актами администрации города. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств бюджета города, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостатке указанных средств в городе администрация города обращается к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа по вопросу оказания необходимой финансовой или материальной помощи.
  35. Оплата расходов организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении к работам.
  36. В соответствии с объемом и перечнем мероприятий, составом сил и средств, необходимых для предупреждения ЧС, защиты жизни и здоровья населения, как в мирное, так и в военное время, учитывая размещение на территории города предприятий энергетического комплекса, нефтегазодобывающей отрасли, относящихся к объектам особой важности, постановлением Правительства Российской Федерации город Сургут отнесен к городу III категории.
  37. Официальный статистический учет и статистическую отчетность о ЧС и масштабах ведет управление ГОЧС города.
  38. Организационно-методическое руководство планированием действий городского звена ППЧС осуществляет управление ГОЧС города. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС обеспечивается структурными подразделениями администрации города, комиссиями по ЧС, управлениями и штабами по делам ГО и ЧС всех уровней, общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей. Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС используются средства массовой информации.
  39. Экспертиза предлагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения, процессам, которые могут влиять на состояние защиты населения и территорий от ЧС, организуется Департаментом по землепользованию, природопользованию и экологии администрации города, межрайонным комитетом по защите окружающей среды в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам, правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
  40. Надзор и лабораторный контроль в области защиты населения и территорий города от ЧС проводятся в соответствии с задачами, возложенными на городское звено ППЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случаях их возникновения. Надзор и контроль в указанной области осуществляется администрацией города в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
  41. Обучение населения способам защиты при ЧС организуется управлением ГОЧС города осуществляется на занятиях и тренировках по месту работы, учебы и жительства, через средства массовой информации и в ходе специальных учений. Подготовка специалистов органов управления местного звена ППЧС, ее функциональных звеньев на объектовом уровне осуществляется на базе учебно-методических центров ГО МЧС Рф, на учебно-материальной базе противопожарной службы МВД РФ.
  42. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного в данной ситуации снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование в рамках городского звена ППЧС на основе планов действий управления ГОЧС ХМАО, основных мероприятий управления ГОЧС города, годового плана комиссии по ЧС, штабов ГО и комиссий по ЧС организаций и объектов экономики. Обьем и содержание указанных мероприятий определяется исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
  43. В целях совершенствования организации городского звена ППЧС, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств городского звена ППЧС в его функциональных структурах планируются и проводятся учения и тренировки. Основные понятия:
    • Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
    • Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
    • Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действий характерных для них опасных факторов.
    • Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) - единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, природного и техногенного характера, целью создания которой является объединение усилий органов государственного управления всех уровней, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, их материальных и финансовых ресурсов на решение проблем предупреждения и ликвидации ЧС, а также разработка комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями или применением противником современных средств поражения.
    • Зона чрезвычайной ситуации - территория или акватория, на которой в результате возникновения ЧС или распространения ее последствий из других районов произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных или растений и возникла угроза здоровью и жизни населения, а также нанесения ущерба объектам экономики или окружающей природной среде.
    • Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям - структурное подразделение администрации города, предназначенное для повседневного управления и контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне, предупреждения ЧС и обеспечения готовности городского звена ППЧС к действиям по организации ликвидации ЧС на подведомственных территориях в пределах своей компетенции при возникновении ЧС.
    Классификация чрезвычайных ситуаций:
    • К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате торой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
    • К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс.минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
    • К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.
    • Население - граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно находящиеся на территории города.
    • Территория - земельное, водное, воздушное пространство в пределах города, объекты производственного и социального назначения, а также окружающая природная среда.

Приложение 2 к постановлению администрации города от ________________N____

Ф У Н К Ц И И по защите населения и территории города Сургута от чрезвычайных ситуаций


Управление внутренних дел города Сургута и Сургутского района, Отряд государственной противопожарной службы N 1.

  • Обеспечение общественного порядка и охраны материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях. Тушение пожаров и проведение первоочередных аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях.
  • Руководство созданием и функционированием звеньев противопожарной службы, службы охраны общественного порядка городского звена ППЧС.
  • Городской отдел регионального управления федеральной службы безопасности РФ по Тюменской области Предоставление комиссии по чрезвычайным ситуациям города информации о возможных предпосылках и характере чрезвычайных ситуаций, об их причинах, о планах, намерениях и конкретных действиях преступных групп и отдельных лиц по умышленному созданию чрезвычайных ситуаций.
  • Осуществление мероприятий по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций и при оказании иностранными государствами содействия в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Сургута. Участие, в случаях необходимости, специальных сил и средств органов безопасности в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе ситуаций, созданных в результате действий террористов и других экстремистских элементов.

Районная горно-техническая инспекция управления Тюменского округа Госгортехнадзора Российской Федерации

  • Организация и осуществление контроля за состоянием потенциально опасных объектов на территории города.
  • Прогнозирование возможности возникновения аварий, катастроф на объектах промышленности города.
  • Руководство созданием и деятельностью функционального звена Госгортехнадзора городского звена ППЧС.
  • Контроль за химически опасными и взрывоопасными объектами города.

Городское медицинское управление, _Государственное унитарное предприятие "Сургутфармация"

  • Организация разработки методических основ подготовки медицинской службы гражданской обороны города и организация ее работы при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуа ций.
  • Организация взаимодействия входящих в нее сил и средств, а также подготовки, усовершенствования и аттестации кадров специалистов медицинской службы.
  • Обеспечение функционирования и развития медицинской службы гражданской обороны города. Разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной медицинской помощи и лечения пострадавшего населения с учетом характера чрезвычайной ситуации и степени поражения пострадавших.
  • Организация и координация работ по оказанию экстренной помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций.
  • Организация работ по эвакуации пострадавших и больных из зон чрезвычайных ситуаций.
  • Обеспечение поставок необходимых лекарственных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  • Сбор, обработка и анализ данных о пострадавших и больных в зоне чрезвычайной ситуации. Подготовка доклада и представление сведений Мэру города - начальнику гражданской обороны и председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям.
  • Создание запасов медицинского имущества и лекарственных средств поддержание их на необходимом уровне.
  • Разработка методических основ обучения и подготовки населения приемам оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

Открытые акционерные общества "Сургутнефтегаз", "Тюменьэнерго", "Сибгазтранс", "Сибнефтепровод", "Сургутнефтепродукт", предприятие "Сургутгазпром", Сургутское управление магистральных нефтепроводов

  • Организация и обеспечение наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах, входящих в состав указанных предприятий, и на прилегающих к ним территориях.
  • Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах города, входящих в состав указанных предприятий.
  • Обеспечение участия сил ведомственных аварийно-спасательных формирований, входящих в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
  • Взаимодействие со структурными подразделениями администрации города и района при организации и проведении аварийно-спасательных, ремонтно-восстановительных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.
  • Руководство созданием и деятельностью объектовых функциональных звеньев городского звена ППЧС, на которые возлагаются функции по предупреждению и ликвидации последствий аварий на объектах топливно-энергетического комплекса.
  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав отрасли.

Управление транспорта и связи администрации города, филиал "Сургуттелекомсеть" акционерного общества "Хантымансийскокртелеком"

  • Организация и осуществление мероприятий по устойчивому функционированию систем централизованного оповещения и связи федерального, регионального и местного управлений во всех режимах функционирования городского звена ППЧС.
  • Обеспечение средствами и каналами связи органов управления городского звена ППЧС, осуществляющих руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
  • Руководство созданием и деятельностью службы оповещения и связи гражданской обороны города.

Межрайонный комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов, Департамент по землепользованию, природопользованию и экологии, Сургутское гидрометеобюро

  • Прогнозирование опасных гидрометеорологических и других природных явлений, высокого уровня загрязнения природной среды и предполагаемых масштабов, связанных с ними чрезвычайных ситуаций.
  • Обеспечение контроля экологической обстановки в городе, планирование и осуществление мер по ее улучшению.
  • Методическое руководство работами по ликвидации экологических чрезвычайных ситуаций.
  • Проведение оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивного и химического загрязнения, обусловленного авариями и катастрофами.
  • Прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в различных природных сферах города, организация и осуществление мероприятий по их предотвращению и ликвидации.
  • Предоставление гидрометеорологической и гелиогеофизической информации и данных об уровнях загрязнения природной среды администрации города, руководству городского звена ППЧС.

Управление жилищно-коммунального хозяйства, управление архитектуры и градостроительства, управление капитального строительства администрации города, строительные организации города

  • Разработка методов проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, промышленных сооружений в районах с экстремальными условиями, разработка методик оценки и прогнозирования опасных природных и техногенных процессов, разработка новых и совершенствование существующих методов инженерной защиты территорий.
  • Нормативное обеспечение строительства и инженерной защиты объектов в экстремальных условиях.
  • Расчет ущерба, причиненного объектам и имуществу граждан вследствие чрезвычайной ситуации, расчет потребности в материальных ресурсах, необходимых для проведения аварийно-спасательных, ремонтно-восстановительных и других неотложных работ, а также для полного восстановления объектов, которым нанесен ущерб.
  • Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, непосредственно входящих в состав отрасли.
  • Обеспечение участия специализированных строительно-монтажных и проектных организаций в проведении аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.
  • Координация и руководство восстановительными работами в зонах чрезвычайных ситуаций.
  • Руководство созданием и деятельностью инженерной службы гражданской обороны города в системе городского звена ППЧС:
    • защита города, прилегающих поселков, комплекса зданий и сооружений промышленной зоны от аварий, катастроф и стихийных бедствий;
    • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав отрасли.

Управление транспорта и связи администрации города, муниципальное предприятие "Дорожное ремонтно-строительное управление",открытое акционерное общество "Северавтотранс", Сургутский речной порт открытого акционерного общества _"Обь-Иртышское речное пароходство", фирма "Сургутавиа", государственное унитарное предприятие "Сургутское отделение Свердловской железной дороги"

  • Организация и проведение мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на транспортных средствах и транспортных коммуникациях.
  • Осуществление контрольных функций компетентного органа РФ по обеспечению перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.
  • Осуществление контрольных функций по обеспечению перевозок опасных грузов автомобильным, воздушным и водным транспортом.
  • Обеспечение перевозок необходимых средств для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление перевозок по плану эвакуационных мероприятий города.
  • Участие сил ведомственных формирований в пределах их производственных возможностей в проведении аварийно-спасательных, ремонтно-восстановительных и других неотложных работ в районах чрез вычайных ситуаций.
  • Участие в функционировании городского звена ППЧС по вопросам:
    • транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • выделение сил и средств для поиска и спасения людей на воде;
    • поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации;
    • выделения сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.

Городской центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора

  • Наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города.
  • Осуществление предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения.
  • Организация работ по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций силами формирований постоянной готовности.
  • Организация и участие в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
  • Организация и осуществление оперативного контроля и измерений радиоактивного и химического загрязнения в зонах чрезвычайных ситуаций.
  • Сбор, обобщение, анализ и подготовка доклада руководству городского звена ППЧС данных по санитарно-гигиенической и противоэпидемической обстановке в зонах чрезвычайной ситуации и по городу.
  • Участие в деятельности медицинской службы гражданской обороны города.

Управление финансов, комитет по управлению имуществом, комитет по экономике и прогнозированию, управление торговли администрации города

  • Координация работ по размещению предприятий, учреждений, организаций на территории города с учетом требований промышленной и экологической безопасности.
  • Обеспечение финансирования работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание материальной помощи пострадавшему населению.
  • Создание страховых и резервных фондов, запасов материальных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  • Организация обеспечения пострадавшего населения товарами первой необходимости.
  • Руководство созданием и функционированием соответствующих резервных фондов городского звена ППЧС.

Комитет по образованию и науке администрации города

  • Организация обучения студентов,учащихся ПТУ,школьников основам безопасности жизнедеятельности.
  • Организация проведения научных исследований в интересах совершенствования и развития городского звена ППЧС, координация этих исследований и оказание практической помощи в их проведении.
  • Организация подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Соединения, части и учреждения Министерства обороны РФ, дислоцированные в Сургутском гарнизоне

  • Организация работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с хранением, эксплуатацией и транспортировкой вооружений, военной техники и обезвреживанием боеприпасов. Обеспечение контроля за радиационной, химической и бактериологической обстановкой в районах расположения объектов Министерства обороны Российской федерации на территории города и округа.

Сургутский лесхоз, отделение авиационной базы охраны лесов.

  • Прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда города.
  • Организация и обеспечение проведения мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций,связанных с пожарами в лесном фонде.
  • Координация деятельности предприятий, учреждений и организаций при тушении лесных и других природных пожаров, а также при проведении связанных с пожарами первоочередных аварийно-спасательных работ.
  • Защита лесов от пожаров и других бедствий.
  • Участие в создании и деятельности противопожарной службы гражданской обороны города.
  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав отрасли лесной промышленности.

Полезные ссылки