Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Культура

Сургутский художественный музей приглашает на выставку <Графические циклы СЕРГЕЯ ЭЙЗЕНШТЕЙНА>

21 Февраля 2014

С 27 февраля по 30 марта 2014 года Сургутский художественный музей и Государственный центральный музей кино (Москва) представят выставку изобразительного наследия Сергея Эйзенштейна - великого режиссера театра и кино, художника, сценариста, заслуженного деятеля искусств РСФСР, автора знаменитых эпохальных кинокартин «Иван Грозный», «Александр Невский», «Броненосец Потемкин».
В Сургуте будут представлены детские и отроческие рисунки (1912-1917) великого режиссёра, графические работы, которые он выполнил во время путешествий по Мексике (1931-1932 гг.), рисунки периода эвакуации «Москва - Алма-Ата» (1942-1948), театральные эскизы (1917-1922), плакаты к фильмам.
Выставку будет сопровождать экспозиция фотографий разных лет и культурно-просветительская программа из ретроспективы фильмов Мастера: «Броненосец Потемкин», «Генеральная линия», «Октябрь», «Да здравствует Мексика!», «Александр Невский», «Иван Грозный» и фильмы о Сергее Эйзенштейне – «Сергей Эйзенштейн», «Неизвестный Эйзенштейн», «Дом мастера», а также фильмы его учеников - представителей «Школы Эйзенштейна»: «О бедном гусаре замолвите слово» (Эльдар Рязанов, 1980), «Чапаев» (Георгий и Сергей Васильевы, 1934), «А зори здесь тихие» (Станислав Ростоцкий, 1972), «Изящная жизнь» (Борис Юрцев, 1932), «Трактористы» (Иван Пырьев, 1939).
Эйзенштейн-рисовальщик не так давно и не так широко известен публике, как Эйзенштейн-режиссер и теоретик кино. Но в жизни великого Мастера графика была неотъемлемой частью его творчества, отражением его мироощущения. В своих мемуарах Сергей Михайлович писал: «Начнем с того, что рисовать я никогда не учился…», но на «Мосфильме» соратники режиссера по «Невскому» и «Грозному» непременно получали его рисунки, сделанные, как правило, «простым» (графитовым) карандашом на обычных листочках, попавшихся под руку. И эти «рисуночки» ждали, их просили, даже требовали. Художники делали по ним свои многоцветные, детально проработанные эскизы декораций и костюмов. Операторы продумывали композицию и освещение будущих кадров. Гримеры, бутафоры, портные держали их перед глазами во время своей кропотливой работы. Прокофьев, прежде чем писать музыку, непременно хотел посмотреть если не снятый материал, то рисунки Эйзенштейна. А Черкасов, исполнитель роли Ивана Грозного, полушутливо жаловался, что Сергей Михайлович его «выгибает под картинку»…
Выставка будет проходить в Сургутском художественном музее (Музейный центр, ул. 30 лет Победы, 21/2, 3 этаж). Телефоны для справок: 51-68-10, 51-68-11, 51-68-13 и на сайте музея www.shm-surgut.ru

 

Полезные ссылки