Галерея современного искусства «Стерх»
19-23 ноября 2008 года.
Пресс-релиз выставочного проекта
«ТРАНС-АРТ. ИНТУИЦИЯ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ»
в рамках межрегиональной Программы
«РЕЛЬЕФЫ ЦВЕТА»
Выставочный проект, адресованный незрячим и зрячим людям, с участием известных современных художников Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска.
Способен ли человек, лишенный возможности видеть, создавать и воспринимать искусство?
Существуют ли границы человеческого восприятия и можно ли их раздвинуть?
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Поразмышлять на эти неожиданные темы и получить уникальный опыт познания мира средствами современного искусства предлагает галерея «Стерх» - организатор синтетического выставочного проекта «ТРАНС-АРТ. ИНТУИЦИЯ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ».
"Для художника слепота не может быть бедствием, она становится орудием…", - считал великий Борхес, который, потеряв зрение, отчетливо видел реальность в неведомых нам измерениях. Участники проекта совершают активную попытку пробудить и продемонстрировать уникальные возможности «внутреннего зрения» и раскрепостить сознание.
Транс-арт – это способность увидеть искусство с помощью других (не зрительных) органов восприятия.
Ретроспектива творчества незрячего художника Олега Зиновьева (Санкт-Петербург). В прошлом живописец по фарфору, художник-мультипликатор, полностью потеряв зрение, он не только не оставил творчество, но сумел выработать уникальный выразительный стиль в графике и скульптуре. По словам художника, слепота обострила его внутреннее видение, научила концентрироваться на главном. И в этом смысле то, что Олег Зиновьев делает в искусстве сегодня – это его высшее и самое ценное достижение.
Художник работает с глиной, шамотом, деревом.
Заслуживают внимания и живописные работы Зиновьева. Олег Ефимович рисует акварелью, гуашью, маслом и фломастерами. Использует вырезанные ножницами из картона трафареты. По памяти пытается воссоздать образы, а затем воплощает их на холсте.
«Интуиция тела в пространстве» - это многослойный и многозначный проект, рассчитанный на прямой диалог его авторов с теми, кому адресованы их высказывания. Строго говоря, он не является выставкой тактильного искусства – скорее стоит говорить о дискурсе невизуального или «сверхвизуального» восприятия, в котором можно рассматривать художественные опыты современных художников - участников проекта.
Святослав Пономарев, Герман Виноградов и Вера Сажина широко известны, как устроители перформансов, рассчитанных не только, и не столько на зрительный эффект, сколько на эмоциональный и духовный отклик.
Участники проекта одновременно являются создателями уникального сенсорного пространства, предназначенного для активного освоения, и устроителями синтетических действ, вовлекающих посетителей в процесс трансформации реальности.
Главной целью этой художественной демиургии становится создание специфической среды, акцентирующей невидимые глазу образы, смыслы и ощущения и переживания.
· Вера Сажина, художница, поэт, музыкант, имеющая самое прямое отношение к традициям тувинского шаманизма, представляет авторскую обрядовую куклу. Древние тотемы, духи предков и природы рождаются из лоскутков, лент, кусочков кожи, бусин и пуговиц. Это не копирование и не подражание традиции - Сажина создает авторские произведения, осознанно обращаясь к аутентичной культурной практике, так же как и во время своих захватывающих перформансов, основой которых является горловое пение.
Также в экспозиции представлены авторские живописные работы.
· Святослав Пономарев – художник, фотограф, музыкант, основатель Театра Тибетской Музыки PURBA. Его художественные проекты представляют собой своеобразные опыты по моделированию ритуальных пространств, включающие в себя инсталляции и музыкальный перформанс.
Проект «Алфавит», представляемый художником в Сургуте - это художественное исследование границы знака, звука, тактильного ощущения поверхности. В основу инсталляции положены семь букв, предстающие в разных символических интерпретациях. Это своеобразная материализация знака, который неожиданно переходит из сферы условного в мир объектов, с которыми может быть установлен прямой тактильный контакт. Семь букв, подобно семи нотам или семи цветам радуги, выступают здесь как универсальные первоэлементы языка и обретают «тело», имеющее объем, фактуру, звучание и даже запах.
Не менее интересны эксперименты Святослава Пономарева в поле актуальной фотографики. На выставке представлены его работы из цикла «Сияющая тьма», в котором фотография становиться для художника средством обнаружения внутреннего света в наблюдаемом мире, фиксации невидимой и неосознаваемой стороны существования.
Посетителям выставки также представится возможность стать участниками цельных, мощных и удивительно красивых музыкальных перформансов Святослава Пономарева, которые всегда привлекают большое количество зрителей. Они опираются на древнейшие ритуальные практики тибетской традиции Бон и воспроизводят свойственные многим ритуальным действиям переходы от первичных состояний хаоса к упорядочиванию. В поле звучания тибетских акустических инструментов автором строится песочная мандала – один из важнейших сакральных символов буддизма.
· Герман Виноградов – известнейший перформансист, художник, музыкант, поэт постоянный участник многих крупных художественных событий, широко известен, как устроитель ярких мистериальный действ. В них художник виртуозно соединяет все стихии и материи: огонь, звук, воздух, воду, запахи, лед, железо....
Моделируя специфическое подвижное пространство и пробуждая его к жизни, художник как бы создает некое силовое поле, в котором человеческое сознание раскрепощается, открывая возможность новых глубоких психических переживаний.
Инструменты, используемые во время перформанса «Прикосновение к звуку», на этот раз будут играть роль интерактивных звуковых объектов, составляющих часть экспозиции.
Специальная детская программа познакомит юных посетителей с искусством фелтинга - изготовления игрушек и украшений из непряденой шерсти войлока методом мокрого валяния. Мастер-класс, во время которого дети с ограниченными возможности по зрению смогут попробовать себя в этом виде творчества, проводит новосибирская художница Гузель Костына. (Можно сделать разнообразные вещи - игрушки, броши, бусы, панно, при определенном навыке - палантины и шарфы... )
Валяние возникло еще в древности и развивалось во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Существует, также, красивая легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер.
Мягкий на ощупь и фактурный, войлок позволяет комбинировать шерсть, шелк и пряжу, добиваться самых разных оттенков и создавать рисунки удивительной красоты.
Кроме того валяние обладает еще и психотерапевтическим действием – оно успокаивает, возвращает душевное равновесие и способствует развитию тактильной сенсорики.
Программа