В связи с изменившимися социально-экономическими условиями,
руководствуясь действующим природоохранным законодательством, в
целях выработки более эффективного механизма, компенсирующего
негативные последствия техногенного воздействия на природу на
территории города Сургута , городская Дума РЕШИЛА:
1. Принять Программу <Охрана природы и рациональное
использование природных ресурсов города Сургута> на 2000 и
последующие годы.
2. Администрации города разработать и утвердить мероприятия по
реализации Программы.
3. Контроль за выполнением настоящего решения городской Думы
возложить на депутата городской Думы Ясавеева Х.Н. и заместителя Мэра
города, директора Департамента по землепользованию,
природопользованию и экологии Браташова В.А.
4. Настоящее решение вступает в силу с момента официального
опубликования.
Мэр города А.Л.Сидоров
Приложение
к решению городской Думы
от 10 апреля 2000г №255-IIГД
ПРОГРАММА
охраны природы и рационального использования
природных ресурсов города Сургута на 2000 и последующие годы
ВВЕДЕНИЕ
Состояние природной среды и сохранение здоровой среды обитания
человека становится одним из ведущих показателей благосостояния
общества и человека. Однако анализ природоохранной деятельности и
состояния природной среды показывает, что необходимо дальнейшее
обеспечение комплексного решения проблем сбалансированного развития
экономики и улучшения состояния окружающей среды.
С начала проведения экономических реформ и спада производства
природоохранные вопросы отошли на второй план. Решением YIII сессии
городского Совета народных депутатов 18 февраля 1993 года утверждена
первая редакция Программы <Охрана природы и рационального
использования природных ресурсов г. Сургута на 1993 и последующие
годы>. В 1995 году была произведена ее корректировка. Программа имела
долгосрочный характер и сроки ее выполнения, учитывая экономическое
положение, определить было сложно. В выполнении мероприятий
Программы были задействованы все предприятия, организации и
учреждения, расположенные на территории города.
В ходе реализации Программы не удалось решить многие
организационные проблемы, так как система управления
природопользованием и охраной природы в целом несовершенна,
консолидировать усилия всех природоохранных ведомств и создать
единую систему управления пока не удалось.
Полученный опыт по реализации Программы и мероприятий по ее
выполнению сыграли положительную роль. Важность и необходимость
решения экологических проблем города позволили создать сначала
небольшую муниципальную службу рационального природопользования
и охраны природы, а в 1998 году в структуре администрации города -
Департамент по землепользованию, природопользованию и экологии.
Практика реализации Программы позволила определить реальные рубежи
выполнения отдельных мероприятий и включить в нее новые положения.
I. СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ
Наблюдение за фоновым загрязнением атмосферного воздуха
показывает, что концентрации загрязнителей в последние годы
снижаются. Это вызвано в первую очередь спадом производства, а также
принятыми мерами по переводу котельных на газовое топливо,
совершенствованием технологии сжигания газа на ГРЭС и котельных,
развитием сети контрольно-регулировочных пунктов регулировки
двигателей, проведением контроля токсичности отработанных газов
автомобилей, расширением контроля качества горюче-смазочных
материалов на автозаправочных станциях. Озеленение и уборка улиц
города уменьшили количество пыли. Превышения предельно-допустимых
концентраций загрязнителей практически не бывает. Но снижения
вредных выбросов пропорционального спаду производства не произошло.
Основной проблемой остается транспорт. По-прежнему отсутствует
постоянная система контроля за вредными выбросами, не выработана
система внедрения предприятиями города специального оборудования по
снижению токсичности отработанных газов автотранспорта.
Департаментом по землепользованию, природопользованию и
экологии начата работа по изучению технологий и оборудования по
снижению токсичности отработанных газов автотранспорта с
последующей рекомендацией для внедрения автотранспортными
предприятиями города.
Одним из самых опасных загрязнителей остается бенз(а)пирен-3,4,
его концентрации в среднем по городу 1,2-1,5 ПДК. Надежных показателей
об его источниках пока нет. Федеральная природоохранная служба по-
прежнему его не нормирует и не контролирует. Департаментом по
землепользованию, природопользованию и экологии в 1996 году начаты
научно-исследовательские работы по этой проблеме. Решить ее пока не
удалось.
Проведенная геохимическая съемка показала наличие в грунтах и в
снегу до 1,5-5,0 ПДК по девяти элементам тяжелых металлов, нитратам,
фенолу, этилбензолу. По результатам контроля за состоянием атмосферы,
проведенного в 1992 - 1994 годах по этим металлам, концентрации
превышали 10 ПДК. В результате озеленения и запрета использования в
городе привозимых с Урала песков эти показатели начали снижаться.
Несмотря на ввод в эксплуатацию полигона захоронения твердых
бытовых отходов и временного полигона захоронения промышленных
отходов, некоторые территории города продолжают захламляться
мусором. В городе не создана пока единая система санитарной очистки.
Мало положительного опыта и в других городах России. Тем не менее
ситуация заметно улучшается. Существенно улучшилась работа
коммунальных служб города. Большинство улиц города закреплено за
специализированными предприятиями. За городскими предприятиями
закрепляются зоны и они несут ответственность за их санитарное
состояние. Начата работа по очистке водоохранной зоны. Озеленение
города стало его визитной карточкой, но все же территории жилой и
особенно промышленной зоны еще не достаточно озеленены. Из-за
непродуманного строительства инженерных сооружений отдельные
участки леса в границах города обводнены и усыхают.
Огромная территория и хорошая ее продуваемость пока
рассредоточивают вредные вещества, но имеющиеся загрязнения на
состоянии здоровья людей сказываются отрицательно. Если не принимать
соответствующих мер, то суровые климатические условия, плюс загрязне-
ния воды и воздуха могут сделать территорию опасной для жизни людей.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДНОЙ
СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Стратегической целью является создание и поддерживание эколо-
гически безопасной среды с целью обеспечения физического, психоло-
гического и социального благополучия населения. Для этого необходимо:
- обеспечение рационального природопользования;
- сохранение видового и ландшафтного разнообразия природы,
ландшафтно-архитектурных особенностей местности;
- стабилизация и улучшение экологической обстановки.
На первом этапе необходимо остановить ухудшение качества
природной среды, а потом снизить до допустимых значений средние
уровни содержания в атмосфере и воде наиболее опасных для здоровья
населения веществ, реализовать специальные программы восстановления
нарушенных экосистем и ликвидации ущерба, нанесенного природной
среде и отдельным ее элементам.
В первую очередь финансовые и материальные ресурсы необходимо
направить на неотложные меры по строительству природоохранных
объектов, обновлению технологических процессов, озеленение и
санитарную очистку территорий. При этом необходимо задействовать все
механизмы наведения порядка и технологической дисциплины.
Важнейшим условием является проведение единовременного учета (инвен-
таризации) фактов загрязнений и паспортизация источников выбросов и
сбросов.
Для достижения поставленных целей необходимо:
- довести до 100очистку хозбытовых стоков;
- построить ливневые очистные сооружения;
- построить комплекс сооружений по утилизации отходов (полигон
по утилизации твердо-бытовых отходов, промышленных, токсичных
отходов, установки по сбору и утилизации отдельных отходов ртути,
отработанных масел, кислот и др.);
- провести санитарную очистку захламленных территорий,
ликвидировать несанкционированные свалки;
- разработать и реализовать непосредственные меры по учету
экологических требований во всех звеньях производства и потребления;
- создать единую систему муниципальных норм и правил хозяй-
ственной деятельности, нагрузки на природную среду (на основе
законов, нормативов в пределах своей компетенции);
- обеспечить экологически обоснованное размещение промышлен-
ных и жилых объектов с учетом критериев антропогенных нагрузок на
природную среду;
- разработать и ввести в действие хозяйственный механизм ра-
ционального природопользования;
- осуществить меры по предотвращению аварий на опасных в эколо-
гическом отношении объектах;
- осуществить на предприятиях, транспорте и других объектах меры
по уменьшению поступлений в природную среду газообразных, жидких
и твердых вредных веществ до допустимых величин;
- продолжить работу по озеленению и сохранению зеленых
насаждений в городе;
- организовать проведение эффективной экологической экспертизы
программ и проектов всех видов хозяйственной деятельности;
- создать единую автоматизированную систему экологического контроля;
- продолжить работу по повышению уровня экологического
образования и воспитания населения города, расширить массовую
пропаганду природоохранных знаний.
III.НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА 2000 И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ
3.1 Обеспечение экологической безопасности:
- установить критерии и выявить зоны и объекты повышенной
экологической опасности;
- закончить инвентаризацию и ранжирование объектов
хозяйствования опасных для природной среды и человека в случае
аварийного выброса (сброса), а также при обычной эксплуатации
используемых, производимых или хранимых химических и
радиоактивных веществ;
- разработать и осуществить всеми предприятиями и организациям
на основании проведенной инвентаризации систему мер по
максимальному снижению степени риска возникновения экологически
опасных ситуаций на хранилищах химических веществ, складах ГСМ,
транспорте, других объектах;
- провести оценку загрязнения природной среды в местах
расположения предприятий промышленными выбросами, которые
содержат канцерогенные, токсичные и другие опасные вещества, и на
основе данных определить режим безопасного проживания населения;
- продолжить создание единой системы ведения комплексного
территориального кадастра, позволяющего осуществлять в т.ч. и
комплексное управление природопользованием и охрану природы.
3.2. Снижение загрязнения воздуха:
- осуществить меры по реконструкции устаревших произ-
водств, оснастить эффективным газоочистным и пылеулавливающим
оборудованием предприятия, загрязняющие атмосферу в городе, внедрять
более прогрессивные технологии;
- разработать и осуществить комплекс мер по снижению токсич-
ности выбросов на автотранспорте;
- организовать работу передвижной лаборатории по контролю за
вредными выбросами на автотранспорте;
- разработать комплексную схему движения всех видов городского
пассажирского транспорта;
- продолжить работу по ликвидации малых котельных;
- продолжить и расширить контроль за качеством поступаемых и
отпускаемых ГСМ, состоянием запорной и дыхательной арматуры на
складах ГСМ;
- продолжить работу по переводу автотранспорта на газовое топливо.
3.3 Снижение загрязнения водных объектов и обеспечение питьевой водой:
- продолжить работу по реконструкции канализационных очистных
сооружений (КОС);
- продолжить работу по проектированию и строительству очистных
сооружений ливневой канализации (ЛОС);
- продолжить строительство ливневых коллекторов. Промышленным
предприятиям, где это необходимо, ввести в эксплуатацию локальные
очистные сооружения;
- провести комплекс мероприятий по проектно-изыскательским и
строительным работам, направленным на предотвращение загрязнения
водных объектов;
- организовать выполнение проекта благоустройства и очистки водо-
- охранной зоны, при необходимости разработать программу выноса
загрязняющих объектов и предприятий за пределы водоохранной зоны;
- продолжить работу по улучшению качества питьевой воды;
- организовать работу по обустройству водохранилища на реке Сайме.
3.4 Санитарная очистка:
- продолжить работу по разработке системы управления отходами;
- приступить к строительству второй очереди полигона для
захоронения твердых бытовых отходов;
- закончить проектирование и приступить к строительству поли-
гонов для утилизации промышленных нетоксичных и токсичных отходов;
- разработать и реализовать программу по строительству в городе
комплекса предприятий (установок) по переработке отдельных отходов
(ламп дневного света, электролита, аккумуляторов, масел и др.);
- продолжить работу по изучению различных методов и технологий
утилизации отходов.
3.5.Благоустройство, озеленение и охрана жилой, промышленной и
зеленой зон:
- продолжить работу по инвентаризации зеленых насаждений;
- продолжить работу по обустройству парков за рекой Саймой,
Кедровым Логом, скверов города;
- закончить обустройство питомника древесно-кустарниковых пород;
- продолжить озеленение территорий в жилой и промышленной
зонах, не используемых для промышленных целей;
- провести санитарную очистку и благоустройство лесных массивов
в жилой и промышленной зонах и закрепить их территории за
организациями и службами города;
- продолжить работу по содержанию и благоустройству зеленой
зоны города Сургута.
3.6. Обеспечение радиационной безопасности:
- продолжить работу по изучению радиационной обстановки в городе;
- создать систему контроля за радиационной обстановкой,
деятельностью предприятий, организаций и учреждений,
эксплуатирующих источники ионизирующего излучения;
- создать систему своевременного оповещения населения информацией об
угрозе радиационной опасности, уровнях радиоактивного загрязнения
природной сферы и сельскохозяйственной продукции;
- запретить приемку в эксплуатацию установок и источников
- ионизирующего излучения без создания и ввода в действие
системы контроля радиационной обстановки.
3.7. Предотвращение загрязнения природной среды опасными хи-
мическими веществами.
Провести инвентаризацию производств, процессов, при которых в
природную среду поступают канцерогенные и токсичные вещества, и
разработать комплекс технических, организационных и правовых норм (в
пределах компетенции) по предотвращению поступления их в природную среду.
3.8.Защита населения от шума и электромагнитного излучения:
- осуществить паспортизацию основных магистральных улиц по
фактору шума. При необходимости разработать комплексную схему и
программу защиты населения от шума;
- продолжить работу по проведению санитарно-гигиенической
паспортизации источников электромагнитного воздействия на человека и
окружающую среду с созданием карты существующей и прогнозируемой
электромагнитной обстановки;
- разработать и внедрить систему организационных и инженерно-
технических мероприятий по снижению электромагнитных излучений до
нормативных уровней;
III. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
4.1. Создать систему экологической пропаганды и просвещения
населения через средства массовой информации с использованием
местного материала.
Для этого необходимо:
- готовить ежегодные доклады администрации города, используя
сведения всех природоохранных органов о состоянии природной среды
города, для широкого информирования населения;
- организовать единую систему экологической информации,
пропаганды экологических знаний по радио, телевидению, в печати;
- организовать выпуск экологических бюллетеней, содержащих
стандартные количественные данные о состоянии природной среды;
- организовать изготовление фотостендов, фотовитрин, других
средств наглядной информации по разделам природоохранной тематики и
размещение их при проведении культурно-массовых мероприятий.
4.2 Создание системы всеобщего и непрерывного образования и
воспитания населения города в области охраны природы и рационального
природопользования:
а) ввести в детских садах, школах специальные программы экологи-
ческого воспитания и образования с использованием местного материала;
б) проводить теоретическую и методическую подготовку учителей
по современным экологическим проблемам, для чего:
- проводить экскурсии для учителей биологии, географии, химии,
физики по ознакомлению с экологическими проблемами региона;
- проводить встречи учителей со специалистами города Сургута с
целью расширения и углубления экологических знаний;
в) подготовить необходимые наглядные средства обучения:
- фотоальбом редких и исчезающих видов флоры и фауны региона;
- сборник статистических данных по изменению состояния природной среды
в регионе;
- бюллетени о состоянии природной среды;
- ландшафтные карты и кадастры природных ресурсов;
- компьютерные программы по экологическому обучению и
моделированию;
- видеофильмы (экологические проблемы региона, антропогенные
формы рельефа, здоровье и среда, оптимизация природопользования).
4.3. Изучение и учет общественного мнения.
Проводить изучение общественного мнения по вопросам охраны
природы и рационального природопользования.
V. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
В целях реализации функций и полномочий, определенных
законодательством по охране природы и природопользованию (Закон
РСФСР <Об охране окружающей природной среды>, < Земельный кодекс
РСФСР>, Закон РФ <Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации> и другие):
а) продолжить работу по совершенствованию структуры
муниципальной службы управления природопользованием и охраны
природы, основными принципами которой являются:
- объединение ведомств, осуществляющих контроль и управление
компонентами природной среды;
- использование современных методов управления и средств сбора,
обработки, хранения и предоставления информации.
Для этого необходимо:
б) развивать муниципальную систему управления природопользова-
нием и охраны природы;
в) создать единую систему ведения комплексного территориального
кадастра;
г) совершенствовать систему ведения экологических паспортов
предприятий, отраслей, территорий;
д) создать систему обеспечения безопасности при авариях и раз-
рушениях от сильнодействующих ядовитых веществ;
е) разработать систему обмена научно-технической информацией по
природопользованию и охране природы с региональными, республи-
канскими и отраслевыми органами информации;
ж) обеспечить органы управления, проектные, общественные
организации, население оперативной и достоверной информацией о
состоянии природной среды.
VI.ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ И
РАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ
6.1.Финансирование природоохранных мероприятий осуществляется
из источников, предусмотренных законодательством:
- средств бюджета города;
- внебюджетных средств экологических фондов;
- собственных средств предприятий, учреждений, организаций.
6.2. Довести уровень финансирования природоохранных
мероприятий Программы <Охрана природы и рациональное использование
природных ресурсов города Сургута> на 2000 и последующие годы до 5
от расходной части бюджета города.
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ различных источников выделения средств на мероприятия
по охране природы показывает, что уровень финансирования зависит от
исторического времени и особенностей конкретной страны. Cложилось
устойчивое апробированное мнение, что на природоохранные мероприятия
для получения положительного эффекта в каждой стране необходимо
направлять не менее 5стоимости валового национального продукта. В
противном случае не удается остановить и в достаточной мере
компенсировать разрушение природной среды. Для города Сургута
представляется целесообразным на данном этапе выделение на эти цели
доли расходной части бюджета города в размере не менее 3с
последующим доведением ее в будущем до 5 Это позволит
стабилизировать экологическую обстановку и в перспективе улучшить,
повысить комфортность и качество жизни в городе.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
Сегодня