В соответствии с Федеральным законом от 22.08.95 №151-ФЗ "О пожарной безопасности", распоряжением Правительства РФ от 24.02.95 №277-р "Об утверждении плана подготовки решений Правительства РФ по реализации Федерального закона "О безопасности", пунктом 2 статьи 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 15.10.98 №67-оз (в редакции от 19.03.2001) "О пожарной безопасности", постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа от 03.11.99 №188 "Об Окружной целевой программе "Пожарная безопасность на период до 2002 года", в целях принятия комплексных мер по усилению пожарной безопасности в городе Сургуте городская Дума РЕШИЛА:
- Утвердить городскую целевую программу "Пожарная безопасность на 2001-2003 годы" (далее именуется - Программа) согласно приложению.
- Возложить на Отряд государственной противопожарной службы № 1 Управления государственной противопожарной службы УВД Ханты-Мансийского автономного округа функцию заказчика и координатора Программы.
- Администрации города включить Программу в перечень городских целевых программ, финансовая поддержка которых осуществляется за счет средств бюджета города в 2001-2003 годах.
- Принять к сведению участие предприятий города в реализации Программы согласно заключенным договорам.
- Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, объемы финансирования подлежать корректировке с учетом утверждаемых расходов бюджета города.
- Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комиссию городской Думы по соблюдению законности и законодательным инициативам (Попов Д.В.), заместителя Мэра города Иванова С.В.
Мэр города | А.Л.Сидоров |
Приложение к
решению городской Думы
от 30.05.2001 года № 36 - III ГД
П А С П О Р Т
городской целевой программы "Пожарная безопасность
на 2001-2003 годы"
Наименование Программы | городская целевая программа "Пожарная безопасность на 2001-2003 годы" |
Заказчик Программы | Отряд государственной противопожарной службы №1 Управления государственной противопожарной службы УВД Ханты-Мансийского автономного округа |
Основной разработчик Программы | Отряд государственной противопожарной службы №1 Управления государственной противопожарной службы УВД Ханты-Мансийского автономного округа |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 21.12.94 №69-ФЗ (в ред. от 22.08.95 №151-ФЗ, от 18.04.96 №32-ФЗ, от 24.01.98 №13-ФЗ) "О пожарной безопасности", распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.02.95 №277-р, пункт 2 статьи 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 15.10.98 №67-оз (в ред. от 19.03.2001) "О пожарной безопасности", постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа от 03.11.99 №188 "Об Ок-ружной целевой программе "Пожарная безопасность на период до 2002 года" |
Цель и задачи Программы | обеспечение необходимых условий для укрепления пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья граждан города |
Перечень основных мероприятий Программы |
|
Исполнитель, соисполнители Программы | Исполнитель: Отряд государственной противопожарной службы №1 (пожарные части государственной противопожарной службы). Соисполнители:
|
Объемы и источники финансирования Программы | Для реализации мероприятий городской целевой программы потребуется из бюджета города 278104 тысячи рублей, в том числе по годам:
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
Организация контроля за выполнением Программы | координирует выполнение городской целевой программы Отряд государственной противопожарной службы №1; исполнитель несет ответственность за качественное, рациональное и целевое использование средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы; соисполнители - за качественное и своевременное выполнение мероприятий Программы; исполнитель представляет информацию о ходе реализации мероприятий в администрацию города, городскую Думу не реже одного раза в полугодие (к 10 июля и 10 января следующего года); ход выполнения мероприятий Программы может быть рассмотрен по решению депутатов городской Думы, Мэра города. |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Состояние пожарной безопасности и оперативной обстановки с пожарами в городе Сургуте на действующих объектах, расположенных на территории города, характеризуется как сложное, комплексно-проблематичное. Успешное решение проблем возможно лишь при объединении усилий и средств всех служб предприятий, учреждений и организаций города.
За последние 4 года (1997-2001 годы) в городе зарегистрировано 3805 пожаров, в результате которых погибло 94 и травмировано 169 человек.
В результате принятия целевой Программы "Пожарная безопасность в городе Сургуте на 1997-1999 годы" и реализации ее мероприятий ежегодно повышалась техническая оснащенность служб пожарной охраны современными средствами тушения пожаров и результативность обеспечения пожарной безопасности.
В 2000 году по сравнению с 1999 годом в городе сократилось количество пожаров с 932 до 855 (8,26%). Снижен прямой материальный ущерб на 231933 рубля (4,20%).
Количество убыточных пожаров уменьшилось на 18,22% (1999 г. - 258 пожаров; 2000 г. - 211). Материальный ущерб, нанесенный ими, снизился на 3,92%.
По состоянию на 14.05.2001 на территории города произошло 229 пожаров, их количество по сравнению с 2000 годом снизилось на 136, т.е. на 37,3%. Материальный ущерб, нанесенный пожарами, снизился на 23,2%, а гибель людей в результате пожаров - на 15,4% (с 13 до 11 человек), на 52,6% снизилось количество пожаров в жилом секторе.
За период с 1997 год по 1 марта 2001 года спасено материальных ценностей предприятий и имущества жителей города на сумму 66508219 рублей, при пожарах спасено 269 человек, оказавшихся в зоне огня. Ежегодно снижается количество людей, травмированных на пожарах.
Соисполнители целевой Программы "Пожарная безопасность в городе Сургуте на 1997-1999 годы" ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Сургутгазпром", ОАО "Тюменьэнерго" почти не принимали участие в реализации мероприятий программы, их доля финансирования не достигла и 10%.
Общее финансирование мероприятий Программы за 1997-1999 годы составило 73512 тысячи рублей, - 50% от планируемой суммы (144169 тыс.рублей). Поэтому ряд важных и жизненно необходимых мероприятий остались невыполненными или частично выполненными, не удалось достигнуть ощутимых результатов в организации предупреждения и тушения пожаров.
В результате проведенного анализа выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, установлено, что, несмотря на принимаемые меры организационного и практического характера со стороны руководителей предприятий различных форм собственности, противопожарное состояние многих объектов города остается неудовлетворительным.
Вследствие многочисленных нарушений при монтаже и эксплуатации оборудования, невыполнения в полном объеме планово-предупредительных мероприятий силового и осветительного электрооборудования имеются предпосылки к возникновению пожаров на объектах города (комитет по здравоохранению, центр медицинской профилактики, школы №4, 20, библиотека №4, детские клубы "Пламя", "Романтик", "Космос", жилые дома №72а, 59, 71, 70, 51, 49, 57, 40, 80а, 78е, 257а, 260, 37е, 263, 259, 64а, 84, 50а, 37, 265, 63, 43, 270, 272/2, 26, 5б по ул. Аэродромной).
При имеющейся угрозе возникновения пожаров на объектах не выполняются мероприятия по обнаружению пожара и безопасной эвакуации людей: не проведены монтаж, ремонт автоматической пожарной сигнализации; не выполнены системы оповещения людей при пожаре; на окнах установлены глухие металлические решетки; для отделки коридоров, лестничных клеток в подъездах жилых домов применяются легковоспламеняющиеся строительные материалы; на лестничных клетках устроены кладовые и подсобные помещения; двери основных выходов открываются не по направлению движения (в школах №7,8,13,21,20,26,34,38,39, вспомогательной школе-интернат №1, ДДУ "Ивушка", детской поликлинике "Геолог", центре медицинской профилактики, кожно-венерологическом диспансере, комитете по здравоохранению, центре репродукции и родовспоможения, краеведческом музее, общежитиях по ул. Ленинградской 7, районном эксплуатационном участке №2 городского муниципального унитарного предприятия; Сургутской детской юношеской спортивной школе, общежитиях УНИМО №4,5,9).
Отсутствие систем противопожарного водоснабжения на территориях Северной и Восточной промышленных зон не позволяет ликвидировать возможные возгорания с минимальными потерями.
На сегодняшний день крайне остро стоят вопросы обеспечения пожарной безопасности на объектах ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Тюменьэнерго", ООО "Сургутгазпром" и других ведущих предприятий города.
В целом по объектам города в 2000 году выявлено и предложено к исполнению 36258 противопожарных мероприятий, из которых 16370 - капитального характера, невыполнение их может привести к возникновению пожаров и невозможности успешной их ликвидации.
Необходимость принятия Программы вызвана проблемами в области пожарной охраны, их решением, обуславливается характером и масштабом современных темпов стремительного развития в городе производственных, коммерческих, торговых предприятий, широким использованием в промышленности, строительстве, быте новейших легковоспламеняющихся, горючих веществ и материалов, возведением в городе зданий архитектурной уникальности и повышенной этажности с концентрацией в них большого объема материальных ценностей и с одновременным пребыванием людей. При этом наблюдается отставание развития системы пожарной охраны от темпов развития города.
Городская целевая программа "Пожарная безопасность на 2001-2003 годы" позволит стабилизировать обстановку с пожарами в городе и снизить потери от возможных пожаров.
1. Система программных мероприятий
В соответствии со статьями 8,10, 18, 24 Федерального закона "О пожарной безопасности", статьями 4, 5, 24 Закона Ханты-Мансийского автономного округа "О пожарной безопасности" необходимо в 2001-2003 годах подготовить и внести на рассмотрение городской Думы и Мэра города проекты решений и распоряжений по вопросам пожарной безопасности:
- городскую целевую программу "Пожарная безопасность на 2004-2006 годы" (П квартал 2003 года);
- постановление "Об усилении пожарной безопасности в городе Сургуте";
- постановление "Об утверждении Положения о внештатных инспекторах по пожарному надзору в городе Сургуте";
- постановление "Об утверждении Положения о дружинах юных пожарных";
- постановление "Об утверждении Положения о добровольных пожарных дружинах (командах)";
- постановление "О порядке хранения и реализации пиротехнических изделий и порядке проведения массовых мероприятий с их применением".
2.Укрепление кадров
В настоящее время из-за слабой материально-технической базы пожарной охраны работа по профессиональному отбору кадров не соответствует современным требованиям. Несоответствие психологических и физических качеств части работников пожарной охраны профессиональным требованиям сопровождается высоким уровнем заболеваемости, травматизма, текучести кадров, в результате этого снижается боеготовность служб и, как следствие, эффективность деятельности пожарных подразделений. Отсутствие в ОГПС-1 испытательной пожарной лаборатории не позволяет своевременно устанавливать причины пожаров, проводить огневые испытания на соответствие строительных и отделочных материалов и веществ установленным нормам.
Затраты на выполнение мероприятий, связанных с качественным улучшением личного состава пожарной охраны города, созданием в городе Сургуте пункта профессионального отбора кадров, специализированных классов в средних общеобразовательных школах, приобретением и оснащением пункта, классов компьютерным оборудованием, программно-методическими комплексными программами, созданием на базе ОГПС-1 испытательной пожарной лаборатории штатной численностью 8 человек, определены Окружной целевой программой "Пожарная безопасность на период до 2002 года".
Объемы финансирования на реализацию раздела 2 "Укрепление кадров" мероприятий Программы составят по:
п.2.1. (создание на базе ОГПС-1 испытательной пожарной лаборатории) - 4100 тыс. руб.
п.2.2. (оборудование учебного класса профилактики, противопожарной пропаганды и агитации) - 197 тыс. руб.
п.2.3. (создание в средних общеобразовательных школах дружин юных пожарных) - 257 тыс. руб.
п.9.1.1. (развитие пожарно-технического лицея) - 6800 тыс. руб.
п.9.1.4. (подготовка абитуриентов для поступления в специальные учебные заведения МВД) - 156 тыс. руб.
2.4. Социальная защита
В настоящее время в подразделениях ОГПС-1 201 семья сотрудников и работников нуждается в получении жилья и улучшении жилищных условий.
В соответствии с мероприятиями Программы для удовлетворения потребности в приобретении, строительстве жилья для сотрудников Отряда государственной противопожарной службы №1 и учебного центра, нуждающихся в улучшении жилищных условий (на 2001-2003 годы), требуются ассигнования в размере 18000 тыс. рублей при усредненной стоимости одного квадратного метра жилой площади 11 тыс. рублей.
Для получения субсидий (кредитов) на приобретение и строительство жилья в других регионах России 62 ветеранам пожарной охраны потребуются ассигнования в 2001-2003 годах в размере 3000 тыс. рублей.
В соответствии с законом РФ "О пожарной безопасности" для введения стимулирующей оплаты труда сотрудников пожарной охраны по пункту 2.4.3. необходимо 75360 тыс. рублей
3.Развитие информационной сети в области пожарной безопасности, создание системы связи и оперативного управления подразделениями пожарной охраны
С целью сокращения времени оперативного реагирования на каждое сообщение о пожаре на 1,5-2 минуты, уменьшения потерь от пожаров, обеспечения руководителя тушением пожара необходимой информацией при ликвидации пожара и проведении первоочередных аварийно- спасательных работ необходимо обеспечить развитие и внедрение в городе автоматизированных систем связи и оперативного управления подразделениями пожарной охраны на базе локальных сетей РС, объединенных в оперативную информационную сеть Отряда государственной противопожарной службы №1 и объединение системы пожарной связи с системами информационной поддержки служб жизнеобеспечения города и предприятий города.
В настоящее время обеспеченность подразделений ОГПС-1 ЭВМ, ПЭВМ от штатной положенности, предусмотренной Приказом МВД Российской Федерации от 20.05.93 №036, составляет 82%.
При увеличении количества аварий и пожаров, когда необходимо осваивать большие объемы информации для оперативного принятия решений по осуществлению взаимодействия со специальными службами жизнеобеспечения, отсутствие данного оборудования не позволяет в полной мере решать эти вопросы. В помещениях ОГПС-1 и его подразделений необходимо в соответствии с разделом 3 мероприятий Программы провести по:
- п.3.1. монтаж прямых линий связей между центральным пунктом пожарной связи ОГПС-1, пожарными частями и объектами жизнеобеспечения города - 127 тыс. руб.;
- п.3.2. монтаж перехода от аналоговых каналов связи к групповым цифровым потокам - 800 тыс. руб.;
- п.3.3. расширение станции "Хайком-300" - 1200 тыс. руб.;
- п.3.4. установку и внедрение электронной карты города - 1352 тыс. руб.;
- п.3.5. установку и внедрение радиосистемы "Стрела" - 623 тыс. руб.;
- п.3.6. приобретение ПЭВМ - 1260 тыс. руб.;
- п.3.7. приобретение множительной техники - 245 тыс. руб.;
- п.3.8. объединение ПЭВМ - 900 тыс. руб.
4.Капитальное строительство объектов Отряда государственной противопожарной службы №1
Темпы строительства пожарных депо в городе значительно отстают от темпов гражданского и промышленного строительства, в связи с чем радиус обслуживания пожарных депо в 2 раза выше нормативного (НПБ 101-95 "Нормы проектирования объектов пожарной охраны"), что резко повышает вероятность гибели и травмирования людей, приводит к росту ущерба от пожаров.
Для города Сургута с учетом численности населения (276,6 тыс. человек), площади территории (21 тыс. га), количества существующих пожарных депо (4) необходимо дополнительно построить 4 пожарных депо на 18 пожарных автомобилей.
Мероприятиями раздела 4 Программы "Строительство объектов пожарной охраны" предусмотрено строительство:
- пожарно-технического центра по ремонту и обслуживанию пожарно-технического вооружения и средств связи (пункт4.1.);
- в 26 микрорайоне города пожарного депо, для завершения строительства которого потребуется 75000 тыс. рублей (п.4.1);
- привязки пожарного депо в 5 микрорайоне города (п.4.2. -15000 тыс. рублей, в том числе 12000 тыс. руб. в ценах 1991 г.).
- отдельного поста ПЧ-118 в поселке Дорожном (п.4.5.) - 2000 тыс. рублей.
Кроме того планируется:
- разработка проектно-сметной документации объектов, предусмотренных п.4.3. мероприятий, расходы по которой составят 5000 тыс. рублей;
- завершение оборудования опорного пункта по тушению крупных пожаров и ликвидации аварий на базе пожарного депо по ул.Затонская (п.4.4. - 400 тыс. рублей);
- капитальный ремонт ПЧ-64 (ремонт кровли, фасада здания), на что потребуется 7130 тыс. рублей (п.4.6).
5.Создание исторической базы пожарной охраны
Для обобщения накопленного опыта, пропаганды пожарно-технических знаний, сохранения и поддержки сложившихся традиций:
1. Подготовить и издать книгу об истории становления, развития и функционирования службы пожарной охраны в городе Сургуте "Огнеборцы Сургута" (п.5.1. - 196 тыс. рублей).
2. Завершить оборудование музея истории пожарной охраны города Сургута (п.5.2. - 276 тыс. руб.)
6.Совершенствование организации пожаротушения и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ
Согласно статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасно-сти" минимальная численность подразделений ГПС устанавливается из расчета 1 единица личного состава на 650 человек населения.
По состоянию на 01.01.2001 года население города Сургута составило 276600 человек. Численность ГПС составляет 365 единиц, по нормативам численный состав ГПС (276600:650) должен составить 426 единиц, значит для доведения численности согласно нормативу необходимо в 2002-2003 годах увеличить ее на 63 единицы.
Согласно утвержденному бюджету города на 2001 год на содержание 1 единицы численного состава ГПС необходимо 318 тыс. руб., на содержание 63человек потребуется 20 млн.руб.
Планируется проведение семинаров, сборов со специалистами проектных организаций, инженерами по производственной безопасности, начальниками добровольных пожарных дружин и муниципальных пожарных частей не реже одного раза в три года. Общие затраты на организацию и проведение этих мероприятий составят 225 тыс. рублей.
7.Совершенствование противопожарной пропаганды
Существенное значение среди форм и методов ведения противопожарной пропаганды имеют:
1. Трансляция телерадиопередач с мест пожаров, а также иной информации по вопросам пожарной безопасности. Назрела необходимость создания в городе телерадиостудии для оперативного информирования населения о пожарах, проведения противопожарной пропаганды с использованием современных средств телевидеоаппаратуры и систем радиотрансляционной связи. Общие затраты на реализацию данного проекта составят 600 тысяч рублей.
2. Изготовление и размещение в местах массового пребывания людей стендов "01 сообщает". Затраты на изготовление, ремонт, размещение и обновление информации стендов составят 510 тысяч рублей.
3. Проведение смотров-конкурсов среди жилищно-коммунальных служб города на лучшую организацию работ по обеспечению противопожарной защиты жилого фонда (180 тыс. рублей).
4. Организация конкурсов среди журналистов города на лучшую публикацию статей на противопожарную тематику (150 тыс. рублей).
5. Разработка, изготовление и распространение памяток, буклетов, плакатов на противопожарную тематику (250 тыс. рублей).
8.Развитие Сургутского учебного центра УГПС УВД ХМАО
Для создания резерва кадров противопожарной службы, ГО и ЧС, профессиональной ориентации школьников города Сургута, подготовки абитуриентов (студентов колледжа и молодежи города и округа для поступления в высшие учебные заведения МВД и МЧС) необходимо:
1. Выделение обособленных помещений под размещение пожарно-технического лицея для прохождения первоначальной подготовки кадров.
2. Организация сборов по противопожарной подготовке лицеистов (2310 тыс. рублей).
3. Развитие материально-технической базы учебного центра (34500 тыс.руб.).
9.Механизм реализации Программы
Отряд государственной противопожарной службы №1, являющийся основным исполнителем Программы, обеспечивает организацию выполнения мероприятий Программы в соответствии с Положением об общем порядке и правилах разработки, утверждения городских целевых программ, утвержденным решением городской Думы от 26.04.2001 №20-IIIГД, Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 №594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для государственных нужд". Дирекция Программы, создаваемая государственным заказчиком, осуществляет формирование пакета заявок на участие в реализации конкретных мероприятий Программы и предконтрактную проработку договоров. Обеспечение федеральных государственных нужд в рамках реализации Программы осуществляется посредством заключения на конкурсной основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции с объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 №305.
Во исполнение названного Указа в ОГПС-1 создана конкурсная комиссия из представителей структурных подразделений. Утверждено Положение о конкурсной комиссии по определению поставщиков пожарно-технической продукции для нужд службы и о проведении конкурсов, основными целями которых являются:
- оптимизация цен и выбор наиболее предпочтительных условий поставки пожарно-технической продукции и выполнения работ (услуг) для ОГПС-1;
- расширение круга потенциальных контрагентов;
- повышение уровня защищенности от заключения сделок с недобросовестными подрядчиками и поставщиками.
Заказчик Программы в установленные сроки информирует администрацию города и городскую Думу о реализации Программы.
10.Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются заказчиком. Текущее управление осуществляется дирекцией Программы. Дирекция в своей деятельности руководствуется Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, Положением об общем порядке и правилах разработки, утверждения городских целевых программ.
Отряд государственной противопожарной службы №1 несет ответственность за выполнение Программы, рациональное использование выделяемых средств бюджета города, конкурсное размещение и исполнение заказов на поставку пожарнотехнической продукции.
При необходимости администрация города с участием заказчика и соисполнителей организуют экспертные проверки хода реализации Программы, обращая особое внимание на соблюдение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование выделяемых средств и конечные результаты. По результатам экспертных проверок готовятся предложения о целесообразности продолжения работ и корректировки объемов финансирования, уточнения льгот или применения санкций к участникам реализации Программы.
11.Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы
В результате выполнения намеченных в Программе мероприятий предполагается уменьшить количество случаев гибели и травмирования людей при пожарах, обеспечить относительное сокращение потерь от пожаров на 15-20 процентов, создать эффективную координированную систему пожарной безопасности и укрепить материально-техническую базу пожарной охраны.