Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Образование

Основные итоги деятельности муниципальной системы образования г. Сургута в 2005-2006 учебном году

01 Сентября 2006

Основные итоги деятельности муниципальной системы образования г. Сургута в 2005-2006 учебном году

Повышение уровня образованности является одним из наиболее значимых показателей повышения качества жизни населения. Сохранение и поддержание динамичного развития сферы образования города как важнейшего условия социального и экономического развития города и региона - неизменный приоритет социальной политики Администрации города Сургута.

Обеспечение условий для удовлетворения потребностей личности, общества и рынка труда в качественном и доступном образовании - стратегическая цель муниципальной системы образования.

Приоритетные задачи департамента образования Администрации города Сургута, муниципальных образовательных учреждений по реализации государственной образовательной политики в 2005-2006 учебном году были определены на августовской педагогической конференции «От качества управления - к качеству образования»:

- повышение качества управления на различных уровнях для достижения нового современного качества образования;

- оптимизация сети образовательных учреждений;

- обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников, работников образования;

- укрепление и модернизация материально-технической базы;

- кадровое, научно-методическое, нормативно-правовое, информационное, финансовое и мотивационное обеспечение образовательного процесса.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществлялось за счет создания условий для стабильного, бесперебойного и безопасного функционирования образовательных учреждений и внедрения в практику управления инновационных механизмов, обеспечивающих дальнейшее эффективное развитие системы образования города.

Основные итоги деятельности муниципальной системы образования в 2005-2006 учебном году свидетельствуют о положительной динамике по большинству показателей результативности и эффективности ее функционирования и развития:

- обеспечивается расширенный спектр образовательных услуг и образовательных программ для обучающихся и воспитанников. В 110 образовательных учреждениях осуществляется реализация уровневых программ: общеразвивающих, специального коррекционного образования, повышенного уровня, дополнительного образования. В муниципальной системе образования представлено: 116 групп компенсирующего назначения для детей с проблемами в развитии в дошкольных образовательных учреждениях, 15 классов компенсирующего обучения, 62 класса специальных (коррекционных) I, IV, V, VII видов, 184 профильных классов по 20 профилям и специализациям в 10-11-х классах, 161 ребенок обучается на дому. 30 % обучающихся изучают учебные предметы на углубленном и повышенном уровнях. Обучение организовано по очной, очно-заочной, индивидуальной формам, в форме экстерната, на основе индивидуальных учебных планов. На всех уровнях образования отмечается рост вариативности форм, программ, уровней и видов образовательных услуг;

- повышается доступность и качество общего и дошкольного образования. Обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста (100% охват дошкольным образованием детей в возрасте от 4 до 7 лет) с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе, профильного обучения, развития спектра образовательных услуг в области специального коррекционного образования. Результаты ЕГЭ выпускников 11-х классов в 2006 году превышают российские и окружные показатели, рост по показателю качества составил в среднем 15-30% в сравнении с предыдущим годом, 34 выпускника 11 -х классов награждены золотой медалью и 44 - серебряной, снижено число обучающихся основной школы, оставленных на повторный курс обучения до 1%. Увеличивается число участников и победителей, призеров интеллектуальных конкурсов, программ, форумов: 281 победитель городских предметных олимпиад (2442 участника), 24 победителя окружных (63 участника), 9 участников Всероссийских олимпиад; в Российской научно-социальной программе «Шаг в будущее» на городском уровне - 61 победитель и призер (183 участника), на окружном уровне - 4 (10 участников), на российском - 5 (13 участников); в 38 научных обществах учащихся исследовательской деятельностью занимаются 1300 старшеклассников;

- обеспечена готовность образовательных учреждении для перехода на новый Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ (2004г) и новые образовательные стандарты с 1 сентября 2006 г в 1-х, 5-х, 10-х классах, которые дают возможность большей дифференциации образовательного процесса и направлены на формирование информационной и коммуникационной компетентности обучающихся, введения профильного обучения на основе индивидуального учебного плана;

- активизировалось участие образовательных учреждений города в инновационной деятельности: 26 образовательных учреждений стали обладателями 28 грантов в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (4 гранта Президента РФ, 24 гранта Губернатора ХМАО - Югры). 24 педагога стали участниками конкурса лучших учителей Российской Федерации, 23 - окружного конкурса «Лучший педагог (преподаватель) ХМАО-Югры», 2 руководителя общеобразовательных учреждения - участниками окружного конкурса «Лучший руководитель общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры». Сформирована целостная многоуровневая и многофункциональная система экспериментальных площадок как опорного механизма управления развитием муниципальной системы образования: 4 федеральных и 7 окружных экспериментальных площадок, 16 муниципальных опорных инновационных площадок. 14 учреждений в 2006 году подали документы на присвоение статуса федеральных и окружных экспериментальных площадок;

- оптимизируется сеть учреждений, внедряются модели интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства. Осуществлена интеграция общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования для их деятельности как единой образовательной системы (МОУ СОШ №32 и СДЮШОР №1; МОУ СОШ №34 и ДЮСШ №3; МОУ СОШ №33 и СДЮШОР «Югория»), совместная реализация общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования программ профильного обучения;

- осуществляется оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей. В учреждениях дополнительного образования, обучаются 11613 учащихся, дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях охвачено 19566 детей, летней оздоровительной кампанией - 20% обучающихся;

- внедряются новые формы и модели государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования. Более 2000 представителей деловой, культурной, научной общественности, общественных организаций, педагогов, родителей включены в деятельность коллегиальных органов, экспертных и аттестационных комиссий, координационных советов, органов управления образовательными учреждениями. 9992 учащихся активные участники 92 общественных организаций и объединений, органов ученического самоуправления. В 2005 году созданы городской родительский комитет, муниципальный совет по качеству образования;

- повышен уровень социальной поддержки участников образовательного процесса (обучающихся и воспитанников из малообеспеченных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогических работников). 2189 детям (19%) предоставлена льгота 50% и 100% по родительской оплате в детских дошкольных образовательных учреждениях (24 млн. 335 тыс. руб. из бюджета города), 2242 обучающихся получали бесплатное 2-х разовое питание (32 млн. 91 тыс. рублей), 8806 детей с ослабленным здоровьем - дополнительное питание (соки, фрукты) - 10 млн. 853 руб., 1038 воспитанников бесплатно посещали летние лагеря с дневным пребыванием детей, 1447 обучающихся общеобразовательных учреждений получили материальную помощь (Фонд всеобуча) на общую сумму 3 609 700 руб., повышена заработная плата работникам детских дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 2003 г. в 2 раза, средняя заработная плата педагогических работников возросла с 12268 руб. в 2004 году до 16969 руб. в 2006 году, а учебно-вспомогательного персонала с 9500 руб. до 15200 руб.за этот же период. В детских дошкольных учреждениях открыто 116 групп для детей с ослабленным здоровьем с пятиразовым питанием и комплексом лечебно-профилактических, коррекционно-педагогических мероприятий;

- осуществлено привлечение значительных финансовых средств окружного и муниципального бюджетов, внебюджетных средств для обеспечения безопасности обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях. В 2005 году на мероприятия по укреплению пожарной безопасности из бюджета округа выделено 78 млн.184 тыс. рублей, из городского бюджета на приобретение противопожарных средств - 618732 руб. в 2005 году и 1472820 руб. в 2006 году;

- разработана и внедрена муниципальная система оценки качества образования, развиваются новые формы и механизмы оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений. По результатам мониторинга профессиональных достижений педагогических работников 642 педагога (11,2% от общего числа педагогических работников) 74 учреждений получали выплаты стимулирующего характера за высокую результативность труда. Проект «Муниципальная оценка качества образования» представлен на участие в конкурсе на грант Губернатора ХМАО - Югры в номинации «Инновации в области управления муниципальной системой образования»;

- улучшена кадровая обеспеченность образовательных учреждений (в общеобразовательных учреждениях она составляет практически 100%, в детских дошкольных учреждениях количество вакансий уменьшено в 3 раза);

- расширено использование информационных и коммуникационных технологий в практике управления образовательным учреждением, образовательным процессом. В рамках Федеральных целевых программ «Электронная Россия», «Развитие единой информационной среды» за счет консолидированного бюджета (федеральных, окружных и муниципальных средств) приобретены 20 кабинетов информатики, оснащены компьютерным оборудованием и комплектом медиатеки 43 школьные библиотеки. Более 1000 педагогов прошли курсовую подготовку по применению информационных технологий по программе INTEL «Обучение для будущего». В 2006 году запланировано приобретение компьютерной техники на сумму более 10 млн. руб.;

- осуществляется укрепление и развитие материально-технической базы образовательных учреждений за счет бюджетного финансирования (в 2005 году- 36 млн. руб., в 2006 году - 33 млн. руб.), участия образовательных учреждений в реализации ведомственных программ, получения грантовой поддержки по результатам участия в конкурсах приоритетного национального проекта «Образование» (16 млн. 300 тыс. руб.), других конкурсах инновационных проектов и программ в области обучения и воспитания. По результатам муниципального мониторинга пяти образовательным учреждениям выделены дополнительные бюджетные ассигнования на развитие информационных ресурсов и материально-технической базы по 500 тыс.руб.;

- развивается эффективный рынок образовательных услуг. В 2005 году 28 образовательных учреждений оказывали дополнительные платные услуги, доход составил - 15 млн. 971 тыс. 300 руб., в 2006 году 46 образовательных учреждений предоставляют 265 видов платных дополнительных услуг по 6 направлениям, ожидаемый доход - более 19 мл. руб.

Достижение нового качества образования стало возможным за счет изменений в системе управления как структурных, так и содержательных:

- приоритетность качества образования и качества жизни обучающихся для систем управления образованием различных уровней;

- ориентация на достижение качества образования в рамках образовательной сети, а не отдельного образовательного учреждения;

- отход от «школоцентричной» модели организации общего образования, использование образовательных ресурсов других ведомств и социальных институтов, а также образовательного потенциала местного сообщества;

- реализация новых подходов в осуществлении финансирования образовательных учреждений и механизмов, стимулирующих высокие результаты педагогической работы и деятельности образовательных учреждении;

- развитие государственно-общественного управления и внедрение новых оценочных процедур качества образования;

- оптимизация сети образовательных учреждений и структуры управления департамента образования и образовательных учреждений.

Вместе с тем, наряду с положительными изменениями в системе образования есть целый ряд проблем, которые сдерживают развитие муниципальной системы образования. Недостаточная результативность реализации некоторых приоритетных направлений развития образования обусловлена неэффективными методами их осуществления со стороны администрации образовательных учреждений, недостаточной поддержкой со стороны различных окружных и муниципальных ведомств, отсутствием согласованности действий в реализации межведомственных проектов, программ.

Особенно актуальны вопросы, для решения которых будут сконцентрированы финансовые средства и управленческие воздействия в 2006-2007 учебном году и в среднесрочной перспективе:

- опережение темпов морального и физического износов зданий образовательных учреждений, темпов их капитального ремонта, обновления и реконструкции существующих и строительства новых учреждений. Муниципальные образовательные учреждения размещаются в 92 типовых и 21 приспособленных зданиях. Пять учреждений дополнительного образования не имеют собственных зданий. Срок эксплуатации зданий в среднем составляет 20 лет. В том числе более 30 лет - 15 зданий (13%), от 20 до 30 лет - 49 зданий (44%). Состояние зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования характеризуется высокой степенью изношенности. Требуется комплексный капитальный ремонт по сроку эксплуатации более 25 лет - 18-ти зданий (16%), комплексный капитальный ремонт по фактическому физическому износу - 12-ти зданий (11%); реконструкция или усиление отдельных элементов конструкций в связи с аварийным состоянием зданий 3-х образовательных учреждений;

- недостаток финансовых средств на приведение условий обучения в соответствие с изменяющимися требованиями к оснащению и организации учебного процесса, нормативными требованиями по обеспечению безопасности образовательных учреждений. Потребность в денежных средствах на устранение 3386 пунктов предписаний ОГПН в 2006 году составляет 137 млн. руб.;

- недостаточная сеть дошкольных образовательных учреждений в условиях роста детского населения дошкольного возраста ежегодно на 4000 детей. Охват дошкольным образованием в 2005-2006 году составлял 69,2%, очередность на 01.07.2006г. - 8201 ребенок;

- отставание уровня информатизации системы образования от современных требований к организации образовательного процесса и педагогическому менеджменту. 43% кабинетов информатики оснащено морально устаревшей техникой, 46% не имеют локальной информационной сети. Доступ к сети Интернет имеют 8% учреждений, не оснащены автоматизированными рабочими местами (АРМ) 80% административно-управленческого аппарата;

- снижение уровня здоровья обучающихся и воспитанников, растущая в связи с этим потребность в услугах специального коррекционного образования и создании соответствующих условий для их оказания, развитие здоровьеформирующей среды для всех обучающихся и воспитанников. По результатам углубленных медицинских осмотров в 2005 году только 8,1% дошкольников отнесено к первой группе здоровья (здоровые дети), 83,3% - имеют функциональные расстройства (в 2004 г. - 79,1%), 8,6% (в 2004 г. - 6,4%)- с хроническими формами болезней. Среди обучающихся общеобразовательных учреждений 8,7% имеют первую группу здоровья, 74% - дети с функциональными расстройствами, 17,3% - с хроническими формами заболеваний. Самые распространенные заболевания - нарушения зрения - 14,7%, заболевания органов пищеварения - 13,7%, болезни костно-мышечной системы - 28,6%;

- неэффективное использование отдельными руководителями образовательных учреждений имеющихся ресурсов и механизмов, способствующих привлечению дополнительных внебюджетных средств для развития учреждения;

- недостаточное использование воспитательного потенциала образовательного процесса в ряде учреждений по формированию у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способов к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, как следствие, низкая социальная активность у части обучающихся (1,5% выпускников 11-х классов не продолжают образование и не трудоустраиваются), отсутствие мотивации к обучению (17 обучающихся 9-х классов и 42 обучающихся 11-х классов выпущены со справками по итогам 2005-2006 учебного года), наличие случаев детской преступности и правонарушений (по данным ОДН УВД г. Сургута на профилактическом учете состоит 386 обучающихся общеобразовательных учреждений);

- неразработанность механизма объективной оценки результативности образования выпускников дошкольных учреждений, обучающихся начальных классов и основной школы.

На развитие положительных тенденций, сложившихся в системе образования г. Сургута в 2005-2006 учебном году, и минимизацию вышеперечисленных проблем будет направлена деятельность департамента образования и образовательных учреждений в среднесрочной перспективе до 2010 года.

Стратегические приоритеты и ресурсы развития муниципальной системы образования г. Сургута в 2007-2010 гг., способные обеспечить прорыв в «проблемных» сферах системы и ее последующее стабильно-устойчивое функционирование и развитие, определены в проекте Программы развития муниципальной системы образовании на 2007-2010 гг.:

- удовлетворение запросов потребителей в качественном образовании, повышение его доступности и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;

- развитие новых форм государственно-общественного управления образованием, обеспечивающих взаимодействие субъектов управления, бизнеса, общественных организаций;

- внедрение новых моделей финансирования образовательных учреждений и механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности, усилению ответственности за конечные результаты деятельности, повышению эффективности и прозрачности финансирования сферы образования.

Программа представляет собой совокупность проектов, объединенных едиными концептуальными подходами, общими целями и ресурсами, и направлена на реализацию государственно-общественного заказа, обеспечивающего гарантии доступности качественного образования, формирование у детей и молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда:

1. «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

2. «Школа - территория здоровья» (здоровьеформирующее образование). Подпроект «Специальное образование»

3. «Индивидуальная образовательная траектория старшеклассника» (профильное обучение)

4. «Дошкольное образование»

5. «Я, Сургут, Югра, Россия - Траектория индивидуального роста» (Развитие системы воспитания и дополнительного образования в муниципальном образовании города Сургута)

6. «Образовательный потенциал информационных технологий»

7. «Педагогические кадры системы образования Сургута»

8. «Инновационные технологии управления развитием образования». Подпроект «Муниципальная система оценки качества образования»

Программа пройдет общественную и профессиональную экспертизу в сентябре и в октябре 2006 года, будет заслушана на заседании Думы г. Сургута.

Списки победителей

Буклет: основные итоги деятельности

Полезные ссылки