Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

main

Презентация культурно-образовательных проектов, реализуемых образовательными организациями совместно с учреждениями культуры города

18 Января 2019

Стратегия государственной культурной политики, утвержденная в 2016 году, определила основные векторы развития культуры, подняв ее на уровень национальных приоритетов.

В Сургуте межведомственное взаимодействие учреждений культуры и образования на протяжении 6 лет переросло в системное сотрудничество, имеющее целью духовно-нравственное воспитание и развитие школьника, формирование читателя, слушателя, зрителя, носителя традиционных для российской культуры ценностей и норм.

Начало системному сотрудничеству положило введение федеральных государственных образовательных стандартов, неотъемлемой частью образовательной деятельности в которых стала внеурочная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Проекты, реализуемые совместно общеобразовательными учреждениями и учреждениями культуры расширили образовательную среду до пределов города, где каждый объект, каждое событие, каждое взаимодействие является системным и несет воспитывающий потенциал. За это время 6 учреждений культуры – участников взаимодействия получили статус ресурсных центров.

Всего в межведомственных проектах, реализуемых в рамках внеурочной деятельности, в 2018/19 учебном году принимают участие 25 общеобразовательных учреждений, 12000 учащихся. Нормативной основой сотрудничества учреждений различной ведомственной принадлежности является ежегодное распоряжение Администрации города «О межведомственных мероприятиях по организации внеурочной деятельности».

В рамках межведомственного взаимодействия около 4000 учащихся принимают участие в проектах МБУК «Централизованная библиотечная система», направленных на формирование читательской компетентности учащихся: «Читательская копилка», «Книжкина больница», «Юные пушкинисты», «СТАРТ – творческая мастерская», «Подарки своими руками», «Друзья черного лиса», «Школа Самоделкина», «Сказочный теремок», «Югорский следопыт».

В 2017 году МБУК «Централизованная библиотечная система» выступила с инициативой реализации программы по социальной адаптации детей мигрантов «Сургут – Югра – Россия», участие в которой принимают школьники муниципальных общеобразовательных учреждений № 7 и 12.

При поддержке МБУК «Централизованная библиотечная система» реализуется муниципальный проект департамента образования «Семейное чтение», целью которого является формирование читательских компетенций учащихся, устойчивого интереса к чтению у детей на основе сотрудничества семьи, школы и библиотечной системы. Участниками Семейных чтений ежегодно становятся более 6000 школьников, родителей (законных представителей) учащихся.

Актуальны и интересны школьникам краеведческие проекты, направленные на сохранение исторической памяти о становлении и развитии Югорской земли.

300 учащихся СОШ № 1 и № 7 заняты в проекте МБУК «Сургутский краеведческий музей» «По следам черно-бурого лиса», разработанном по модульному принципу. Учащиеся поэтапно осваивают модули проекта «Богатство родного края», «Путешествие с Крошкой- этнографом», «Эхо памяти».

Более 100 учащихся СОШ № 18 им. В.Я. Алексеева и № 19 являются участниками проектов историко-культурного центра «Старый Сургут» «Экология Земли», «Живые ремесла», «Вместе делать историю», «Наследие земли Югорской».

Новый взгляд на возможности использования музейного пространства реализован в проектах МБУК «Сургутский художественный музей» «Семь граней творчества» и «Музей без барьеров», участниками которых стали школьники начальной школы «Перспектива».

Интересны ежегодные календарные проекты музеев с привлечением школьников города «Ночь в музее», «День кадет в музее». В последнем на протяжении двух лет активно участвуют кадеты лицея им. генерал-майора Хисматулина В.И., военно-патриотических объединений школ города.

Совместный проект Детской школы искусств № 2 и общеобразовательных учреждений № 20, 22 им. Г.Ф. Пономарева, 29 «Мир искусств для тебя» создал возможности для учащихся школ, территориально удаленных от центра города, для занятий музыкой.

И отдельно остановлюсь на уникальном монолитном проекте «Филармония для школьников», который на протяжении 6 лет, шаг за шагом, концерт за концертом формирует юного сургутянина как компетентного слушателя и ценителя классических музыкальных произведений. Сегодня участниками проекта являются 12 муниципальных общеобразовательных учреждений, около 5000 учащихся. МАУ «Сургутская филармония» является инициатором проектов «Филармония для дошкольников», «Творчество без границ», позволяющем через выездные программы творческих коллективов филармонии обеспечить доступ к живому прослушиванию музыкальных произведений школьникам любого возраста.

 

Городской культурно-образовательный проект «Уроки литературы в театре» реализуемый в сотрудничестве с Сургутским музыкально-драматическим театром стал уникальным ресурсом формирования читательской компетенции средствами театрального искусства. В течение года 2018 года более 9500 обучающихся 4-6, 10-11-х классов стали участниками 14 событий, в том числе спектаклей «Иди, куда влечет тебя свободный ум» (по произв. А.С. Пушкина), «Вечер русских водевилей» (по произв. Д. Ленского, В. Сологуба), «Имена на поверке» (по произведениям поэтов, погибших в годы ВОВ), «Шинель», «Среди миров, мерцаний и светил» (по произв. поэтов Серебряного века). За два года (2017-2018 год) участниками 28 событий стали более 13000 учащихся.

Подпроект «Театральный уикенд» предполагает участие педагогических работников и членов их семей с марта 2018 года, когда состоялся премьерный показ спектакля к празднованию Дня театра. Стоимость билета на спектакль для семьи из 4 человек составляет 500 рублей.

В рамках проекта МАУ театр актера и куклы «Петрушка» «Театр открывает двери» школьники и дошкольники имеют возможность просмотра кукольных спектаклей на базах образовательных учреждений. В 2018/19 учебном году проект реализуется на базах 3 общеобразовательных (СОШ 46 с УИОП, 22 им. Г.Ф. Пономарева, НШ № 30) и 2 дошкольных образовательных учреждения (№ 92 «Веснушка», № 45 «Волчок»).

На протяжении трех лет муниципальные общеобразовательные учреждения являются участниками филармонического проекта БПОУ ХМАО-Югры «Сургутский музыкальный колледж» «Школа музыки», в рамках которого в формате лекций-концертов в Органном зале колледжа учащиеся знакомятся с образцами классической и современной музыки. Ежегодно в проекте принимают участие около 1000 школьников.

Новым этапом развития хорового движения в муниципальных образовательных организациях стало сотрудничество департамента образования и Колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского, результатом которого в 2017 году стал проект «Поет школьный хор», позволивший расширить возможности участия школьных хоровых коллективов в Пасхальных хоровых Ассамблеях, в том числе за счет проведения колледжем курсов повышения квалификации учителей музыки, организации профессионального сопровождения хоровых коллективов школ города педагогами колледжа.

В 2018 году стартовали новые проекты с Колледжем русской культуры, Сургутской филармонией и департаментом образования среди них:

1.              Проекты реализуемые департаментом образования Администрации города с Колледжем русской культуры

Радуга звуков

Создать условия для раскрытия и развития творческого и музыкального потенциала дошкольников, с целью развития творческих способностей детей 5 – 7 лет, через организацию Орф-оркестра в рамках дополнительного образования детей.

 

Участие в КПК на тему «Раннее эстетическое развитие детей. Оркестр Карла Орфа повысить квалификацию 48 учителей музыки в (100%) ДОУ.

На сегодняшний день все дошкольные учреждения имеют наборы Орф- инструментов, в том числе концертных, а для подготовки детей введено 19 ставок педагога дополнительного образования (от 0,25 до 1 ставки во всех ДОУ).

Результатом внедрения Орф-педагогики станет:

2.              продуктивная деятельность детей, родителей и педагогов - концертные программы «Я – артист», выставки рисунков, поделок «Я живу в Сургуте», разработка совместных творческих проектов «Мой Сургут»;

3.              организация детского оркестра с использованием Орф - инструментов;

4.              тесное взаимодействие с Филармонией города Сургута;

5.              участие в городском фестивале детского творчества «Звездная капель», в рамках отдельной номинации;

6.              Организация фестиваля (конкурса) детских оркестров осенью 2019 г.

Поет школьный хор Сургута

 

 

Цель проекта:

сохранение и развитие отечественных традиций хорового искусства;

и формирование единого культурно

- образовательного пространства.

Задачи проекта:

- приобщить подрастающее поколение к культуре и истории своей страны;

- способствовать развитию грамотности русского языка и расширять представление о хоровом и музыкальном искусстве в целом;

- сохранить и укрепить традиции русской хоровой школы

В реализации проекта осуществляется совместно с Сургутским колледжем русской культуры им. А.С. Знаменского, участвуют педагоги и хоровые коллективы 18 школ. 100% педагогов, школ - участников проекта прошли КПК по теме «Актуальные вопросы работы с детским хоровым коллективом в общеобразовательном учреждении». В рамках проекта осуществляется:

 – методическая консультативная помощь руководителям хоровых коллективов на базе общеобразовательных учреждений;

– Методическая консультативная помощь руководителям хоровых коллективов на базе Сургутского колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского. Посещение слушателями курсов повышения квалификации занятий с хоровыми коллективами колледжа;

– Лекционно-практические семинары, мастер-классы. Защита выпускной квалификационной работы «Дирижирование школьным хором» в рамках фестиваля детского творчества «Радуга детства» в номинации «Хоровое пение».

В ходе реализации проекта осуществляется экспертиза Концепции развития хорового движения в образовательных организациях и осуществляется подготовка к участию школьного хора в городских мероприятиях:

-     фестивале детского творчества «Радуга детства (номинация «Хоровое пение»);

-     Международные Пасхальные хоровые Ассамблеи;

-     Дни славянской письменности и культуры

 

 

 

Наследники Югры

 

Цель проекта – формирование у школьников осознанного интереса к историческому и культурному наследию Югры на основе метода интервьюирования.

Задачи проекта:

1. Формирование у учащихся исследовательского интереса в области краеведения, истории Югры на основе интервьюирования старожилов Югры;

2. Ознакомление учащихся с различными способами выполнения журналистских заданий, умение работать как самостоятельно, так и в команде

Период реализации проекта

Проект реализуется в течение учебного года (с сентября по август).

Механизм реализации Проекта

1. Первая встреча участников Проекта с социальными партнерами;

- Колледж русской культуры им. А.С. Знаменского, РОО «Общество русской культуры»;

- МБУК «Сургутский краеведческий музей»;

- Централизованная библиотечная система г. Сургута

2. Образовательная сессия с участниками Проекта (деловая игра Кейс – стадии (моделирование конкретных ситуаций)

- Модератор: Гаврилов Виктор Викторович, доцент кафедры филологического образования и журналистики

3. Практики (интервьюирование общественности города);

4. Подготовка и защита итоговых проектов.

Результаты Проекта

Участники Проекта приобретают навыки проектной и поисково- исследовательской деятельности.

В рамках реализации проекта планируется создание "Портфеля юного журналиста", подготовка проектных, научно-исследовательских работ учащимися, для представления в рамках муниципального этапа соревнований юных исследователей «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее».

Работы обучающих получивших высокую оценку оцифровываются и представляются в виртуальном музее

2. Проекты реализуемые департаментом образования Администрации города с МАУ Сургутская филармония

Школьный симфониче-ский оркестр

 

Цель проекта - сохранение, развитие и популяризация духового инструментального и оркестрово-ансамблевого исполнительства на основе создания и сопровождения школьных оркестров.

Задачи проекта:

-   приобщение школьников к духовому музыкальному искусству;

-   содействие в развитии массового любительского исполнительства на медных и деревянных духовых и ударных инструментах;

-   укрепление / модернизация материально-технической базы духовых коллективов как основы для организации концертно-гастрольной деятельности

В школах Сургута созданы условия для деятельности шести школьных оркестров. Оркестр МБОУ СОШ № 20 основан в 1997 году, с 2014 года создан оркестр МБОУ СОШ № 45. В 2018 году департаментом образования Администрации города была поддержана инициатива Якова Семеновича Черняка, директора Сургутской Филармонии о поддержке и популяризации духового движения. Одним из поводов детально рассмотреть инициативу стало изучение мнения родительской общественности.

В результате работы с управленческими командами были определены 4 площадки (МБОУ СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов, СОШ № 13, СОШ № 19, средняя школа № 9) и представлены весной 2018 года руководством филармонии и департамента образования концептуальные основы проекта «Духовой оркестр». В ходе работы были согласованы этапы и направления реализации проекта, период прослушивания, даны установки по приобретению инструментов.

На сегодняшний день обучаются в рамках проекта в объединениях 221 школьник, прошли прослушивание 405 детей. В каждой образовательной организации сформировано расписание занятий. В реализации проекта задействовано 11 штатных единиц (руководитель оркестра – 6, концертмейстер -5, аниматор-1). Общая сумма, затраченная на приобретение инструментов в 2018 году составила 10 738 680,00 рублей.

Проведение отчетного концерта духовых творческих коллективов с приглашением представителей Духового общества Югры состоится в мае 2019 г. Согласовывается совместное выступление школьного оркестра МБОУ СОШ№45 с оркестром "Сургут Экспресс- Бэнд". Рассматривается участие школьных оркестров в окружном фестивале детских духовых оркестров.

 

Малышам о большом искусстве

 

Цель проекта:

воспитание в дошкольнике способностей и потребностей открывать самого себя, формирование музыкального вкуса, базовых человеческих ценностей

Задачи проекта:

− развитие способности познавать себя в единстве с миром и диалоге с ним;

− развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

− становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Основные направления проекта связаны:

- с созданием условий для эстетического, духовно-нравственного и художественно-творческого развития ребенка;

- с проведением культурно-просветительской работы с семьей;

- с совместной продуктивной деятельностью детей, родителей, педагогов и артистов сургутской Филармонии.

В ходе реализации проекта родители с детьми получают ряд преимуществ, участвуя в:

- событиях, проводимых сотрудниками и артистами Сургутской филармонии;

- - разработке совместных творческих проектов на конкурс «Мой Сургут»;

- совместной продуктивной деятельности детей, родителей и педагогов в рамках концертной программы «Я – артист», организации детского оркестра «Весенние звоночки» с использованием Орф - инструментов.

Нестандартный урок в Филармонии

Формирование у учащихся ценностного отношения к музыкальному и культурному наследию России, мировой музыкальной культуры.

Укрепление ценности семьи. Создание дополнительного культурного пространства и тем для общения детей и родителей.

Участие школьников, в том числе вместе с родителями в событиях, концертах, уроках, мероприятиях в Сургутской филармонии в субботние дни.

В настоящее время определяются векторы сотрудничества, формируется механизм реализации данного проекта.

3. Проект с участием учреждениями культуры

Культурно-образовательный проект «Главные слова»

Формирование и последовательное укрепление у подрастающего поколения способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Партнеры Проекта:

1.     МАУ ТАиК «Петрушка»;

2.     Сургутское благочиние;

3.     МБУК «Централизованная библиотечная система»;

4.     МБУК «Сургутский краеведческий музей»;

5.     БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет».

Промежуточные результаты Проекта:

Сентябрь, встреча с директором МАУ ТАиК «Петрушка» Блиновой Аленой Анатольевной на тему «Счастье» с просмотром театральной постановки «Птица счастья» (54 учащихся и 30 педагогов из 27-ми ОУ).

Сентябрь, встреча с Ирзабековым Василием Давыдовичем, писателем, публицистом, культурологом, главным редактором интернет-журнала «Живое слово», автором и ведущим телевизионных программ «Неравнодушный разговор» и «Тайна русского слова» на тему «Подвиг» (50 учащихся и 20 педагогов из 20-ти ОУ).

Ноябрь, встреча с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры филологического образования и журналистики Виктором Викторовичем Гавриловым на тему «Любовь» (35 учащихся и 32 педагога из 35-ти ОУ).

 

Межведомственное взаимодействие в реализации проектов внеурочной и внеучебной деятельности учащихся – формат сотрудничества, неоднократно подтвердивший свою эффективность, позволивший оптимизировать кадровые, материально-технические, финансовые ресурсы учреждений образования и культуры, проектировать единое культурно-образовательное пространство города с учетом индивидуальных потребностей обучающихся, социального заказа родителей (законных представителей).

Опыт Сургута по организации межведомственного сотрудничества в организации внеурочной и внеучебной деятельности учащихся неоднократно транслировался в округе и был предложен к изучению и использованию другими территориями.

Полезные ссылки