Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

main

Концепция развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании городской округ город Сургут до 2030 года

10 Ноября 2017

Введение

Концепция развития физической культуры и спорта МО городского округа город Сургут до 2030 года (Далее – Концепция) разработана в соответствии с основными положениями Федерального Закона от 04 декабря 2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и с использованием положения Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года» утвержденной распоряжением правительства ХМАО-Югры от 22 марта 2013 года № 101-рп, положения стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года" утвержденной Решением Думы г. Сургута от 8 июня 2015 г. N 718-VДГ.

Концепция определяет цель, задачи, основные направления развития отрасли физической культуры и спорта на период до 2030 года и механизмы решения поставленных задач.

В настоящей Концепции сформулированы:

- анализ и оценка состояния сферы физической культуры и спорта в городе Сургуте;

- стратегические цели, задачи и принципы реализации Концепции в городе Сургуте;

- основные направления развития физической культуры и спорта и мероприятия, направленные на их реализацию;

- система управления реализацией Концепции, механизмы реализации, включая нормативно-правовую основу взаимодействия органов местного самоуправления, организаций и учреждений в сфере физической культуры и спорта на территории города.

- оценка результативности и эффективности реализации Концепции, основные критерии и показатели оценки реализации.

Концепция разработана с учетом показателей мониторинга социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут, данных федерального статистического наблюдения «Сведения о физической культуре и спорте» за 2016 год.

  1. Оценка состояния сферы физической культуры и спорта

В 2013 году в городе разработана и утверждена муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2030 годы» (постановление администрации города Сургута от 13.12.2013 № 8989). Благодаря мерам, принятым в рамках реализации программы была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии города.

В Сургуте созданы благоприятные условия для развития физической культуры и спорта, но несмотря на это, существует ряд нерешенных проблем. По данным статистической отчётности на 01.01.2017 г. численность занимающихся физической культурой и спортом в городе составила 103 753 человека или 28,88%, это на 3,7% ниже среднеокружного показателя (32,5 %).

Одной из причин низкого показателя является недостаточная обеспеченность города спортивными сооружениями- 21,3 % (2015 год – 21,2%) (по нормативу единовременной пропускной способности, чел.), в том числе (по нормативу площади, кв.м.):

- 15,93% - плавательными бассейнами (2015 год – 16,87%),

- 18,60% - плоскостными сооружениями (2015 год – 18,69%),

- 56,9% - физкультурно-спортивными залами (2015 год – 57,25%).

Несмотря на то, что материально-техническая база ежегодно пополняется новыми спортивными сооружениями, в целом она остается недостаточной и не соответствует современному уровню.

Так же одним из факторов низкого показателя процента систематически занимающихся физической культурой и спортом является нехватка квалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта. Процент обеспеченности тренерско-преподавательским составом составляет 40,9 % от норматива.

Существуют проблемы в организации физкультурных занятий в образовательных учреждениях. В общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования к внеучебным занятиями по физической культуре и спорту в привлечено 25,44% учащихся (федеральное статистическое наблюдение «Сведения по физической культуре и спорте» 1-ФК за 2016 г.).

Вопросами вовлечения занятого в экономике населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, которыми ранее активно и целенаправленно занимались профсоюзные комитеты, в настоящее время в учреждениях и организациях практически никто не занимается. В результате только 19,08 % занятого в экономике населения города регулярно занимаются физической культурой и спортом. Данный факт обусловлен отсутствием личных мотиваций, заинтересованности и потребности в физкультурных занятиях у значительной части населения, а также отсутствием в рабочих коллективах специалистов, отвечающих за пропаганду здорового образа жизни и привлечения работников к занятиям физической культурой и спортом.

 Ориентируясь на основные цели и задачи, обозначенные в Стратегии социально-экономического развития города Сургута на период до 2030 года, перед администрацией муниципального образования городской округ Сургут поставлена задача по созданию условий для занятий физической культурой и спортом как можно большего числа различных категорий и групп населения, в частности, поэтапного повышения количества населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, к 2030 году до 35 %.

  1. Цель, задачи и основные принципы

 Целью Концепции является создание оптимальных условий для физического и духовного совершенствования граждан, обеспечение равных возможностей заниматься физической культурой и спортом независимо от доходов и благосостояния, а также совершенствование системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений.

Основными задачами в сфере физической культуры и спорта являются:

  1. Формирование у населения устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, повышению уровня образованности в данной области;
  2. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спорта в городе Сургуте и повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в вопросах развития и совершенствования системы управления в сфере физической культуры и спорта;
  3. Развитие инфраструктуры отрасли в городе Сургуте, укрепление и эффективное использование материально – технической базы для занятий физической культурой и спортом;
  4. Совершенствование кадровой политики в сфере физической культуры и спорта;
  5. Использование механизмов муниципально-частного партнёрства в реализации настоящей Концепции;
  6. Стимулирование и поддержка деятельности немуниципальных организаций в сфере физической культуры и спорта;
  7. Совершенствование системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений города Сургута.
  8. Совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди лиц с ограниченными физическими возможностями.

 

Реализация настоящей Концепции должна основываться на следующих принципах:

  1. Соблюдение баланса интересов органов власти и всех категорий граждан и организаций, являющихся потребителями услуг и работ в сфере физической культуры и спорта.
  2. Использование программно-целевого метода при реализации приоритетных направлений Концепции путем внесения изменений в действующую целевую программу, разработки и утверждения планов развития в сфере физической культуры и спорта.
  3. Интеграция и консолидация усилий Администрации города, управления по физической культуре и спорту Администрации города, производственных предприятий и организаций разных форм собственности, средств массовой информации, общественных организаций в решении основных задач, предусмотренных Концепцией.

 

  1. Основные направления развития физической культуры и спорта и мероприятия, направленные на их реализацию.
  2. Формирование у населения понимания значимости и необходимости занятий физической культурой и спортом посредством совершенствования просветительской и информационно-пропагандистской системы вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом по месту жительства, учебы и работы, а также привлечение населения к соревновательной деятельности, в том числе:
    • Формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, включающей в себя пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни, профилактику негативных явлений среди различных возрастных групп за счет использования средств и возможностей радио, телевидения, телекоммуникационной сети «Интернет», печатной продукции; проведение мероприятий, демонстрирующих возможности и достижения людей систематически занимающихся физической культурой и профессионально занимающихся спортом, в образовательных учреждениях, предприятиях и организациях вне зависимости от формы собственности; использование наглядных лекционных форм; формирование единой информационной среды по вопросам физической культуры и спорта (развитие видов спорта в городе, знаменитые спортсмены, консультирование по вопросам здорового образа жизни, в том числе онлайн и т.д.).
    • Привлечение детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством совершенствования и применения инновационных методов физического воспитания в образовательных учреждениях; оснащение спортивных залов и площадок современным оборудованием и инвентарем; кадровое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности образовательных учреждений; проведение дополнительных (факультативных) занятий.
    • Разработка и внедрение нового формата проведения спортивно-массовых и зрелищно –массовых мероприятий, организованных для детей и взрослых, спортсменов-любителей любого возраста и профессионалов и т.д., с учетом современных тенденций и условий жизни; повышение зрелищности, привлекательности мероприятий для участников и зрителей.
  3. Усиление роли органов местного самоуправления, а также их взаимодействие с учреждениями, организациями вне зависимости от формы собственности в вопросах развития и совершенствования системы управления в сфере физической культуры и спорта, и нормативно-правовой базы отрасли, в том числе:
    • Проведение полной инвентаризации и аудита отрасли, оценка и уточнение ресурсов и возможностей города, а также внешних факторов, оказывающих влияние на развитие физической культуры и спорта.
    • Совершенствование нормативно-правовой базы физической культуры и спорта в городе; разработка регламентов и нормативов в сфере физической культуры и спорта, обеспечивающих соблюдение интересов и прав граждан и обязательных для выполнения всеми организациями сферы физической культуры и спорта на муниципальном уровне. Подготовка предложений о разработке и внесении изменений в федеральное законодательство и законодательство автономного округа, регулирующего вопросы в сфере физической культуры и спорта.
    • Развитие системы и форм межотраслевого взаимодействия в целях обеспечения эффективного функционирования и развития физической культуры и спорта в городе.
    • Корректировка и обеспечение необходимыми ресурсами муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2030 годы».
    • Совершенствование системы и методов сбора и обработки информации и статистических данных в сфере физической культуры и спорта, а также системы обмена данными между всеми организациями в сфере физической культуры и спорта.
    • Совершенствование, обеспечение принятия и соблюдения единой системы оплаты труда работников в сфере физической культуры и спорта, предусматривающей меры стимулирования «молодых специалистов».
    • Совершенствование системы оценки эффективности и результативности функционирования отрасли «физическая культура и спорт», деятельности органов местного самоуправления, организаций и учреждений, занимающихся вопросами физической культуры и спорта.
    • Максимальная реализация возможностей участия города Сургута в окружных, федеральных программах и проектах развития физической культуры и спорта.
  4. Развитие и поддержка негосударственного сектора в сфере предоставления услуг физической культуры и спорта. Привлечение средств различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, привлечение инвестиций на развитие физической культуры и спорта, в том числе:
    • Создание условий формирования конкурентной среды для негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере физической культуры и спорта, посредством предоставления субсидий на оказание услуг, льготных условий аренды муниципального недвижимого имущества и других мер, тем самым повышая качество и разнообразие оказываемых услуг.
    • Привлечение инвестиций для развития инфраструктуры физической культуры и спорта города, посредством муниципально-частного партнерства и заключения концессионных соглашений.

 

  1. Развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в соответствии с климатическими особенностями региона. Обеспечение эффективного использования спортивных объектов, улучшение материально – технической базы учреждений физической культуры и спорта, в том числе:

4.1. Строительство спортивных сооружений с учетом интересов и потребностей жителей города, а также применения нормативов обеспеченности спортивными сооружениями, данных инвентаризации спортивных объектов и т.д.

4.2. Систематическое обновление и укрепление материально-технической базы учреждений физкультурно-спортивной направленности.

4.3. Обеспечение оптимальной и эффективной эксплуатации спортивных сооружений города посредством увеличения продолжительности времени работы спортивных организаций, эффективного использования спортивных объектов образовательных учреждений во внеурочное время и т.д.

 

  1. Совершенствование системы подготовки спортивного резерва, улучшение условий для деятельности организаций спортивной подготовки, в том числе:
    • Создание оптимальных условий для развития детско-юношеского спорта, подготовки спортивного резерва, спорта высших достижений путем оптимизации деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
    • Осуществление поддержки одарённых спортсменов, занимающихся в организациях спортивной подготовки и организациях, реализующих федеральные стандарты спортивной подготовки посредством организации системы стимулирования и поощрений (стипендии, единовременные выплаты).
    • Разработка и внедрение новых эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизация системы научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд города с использованием потенциала и возможностей городских организаций и учреждений в сфере науки, здравоохранения, образования, бизнеса, физической культуры и спорта и т.д.
    • Развитие и поддержка наиболее перспективных для города видов спорта, физкультурно-спортивных организаций и спортсменов, показывающих высокие результаты и достойно представляющих город на спортивных мероприятиях различного уровня, совершенствование механизмов обеспечения социальных гарантий выдающимся спортсменам и их тренерам.
    • Создание на базе наиболее успешных учреждений и организаций города центров развития видов спорта, с привлечением к участию в их работе ведущих городских и окружных организаций в сфере науки, образования, бизнеса и т.д.

 

  1. Подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента и права в сфере физической культуры и спорта, в том числе:
    • Совершенствование кадровой политики в сфере физической культуры и спорта; изучение потребности в квалифицированных специалистах отрасли и взаимодействие с высшими учебными заведениями города в части оказания образовательных услуг по подготовке востребованных специалистов; организация повышения квалификации и переподготовки специалистов отрасли.
    • Создание системы профессионального развития, роста и повышения квалификации специалистов, создание условий преемственности между поколениями кадров сферы спортивной подготовки.

 

  1. Развитие массового физкультурно-оздоровительного и спортивного движения, в том числе:
    • Привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом населения, занятого в экономике посредством создания коллективов физической культуры в учреждениях, организациях и предприятиях всех форм собственности; включение производственной физкультуры в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда.
    • Мотивация населения к занятиям физической культурой, спортом и выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ВФСК ГТО), путем введения льгот, выполнившим нормативы испытаний (тестов) ВФСК ГТО (льготы на посещение спортивных сооружений и объектов, премии или дополнительные выплаты за прохождение нормативов (например, для студентов надбавка к стипендии), для работающего населения- дополнительные дни к отпуску и т.д.).
    • Организация физкультурно-спортивного движения в городе путем организации деятельности клубов по месту жительства, клубов в образовательных учреждениях, общественных организациях и т.д., предлагающих комфортные условия и разнообразные физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги; создания условий для присвоения спортивных разрядов, спортивных званий.
    • Создание уполномоченного органа (совета) для объединения различных общественных организаций, клубов, федераций по видам спорта, учреждений, предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности в единую систему, которая в свою очередь будет действовать в рамках общепринятой стратегии развития физкультурно-спортивного движения в городе.
    • Оказание финансовой и имущественной поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по месту жительства.
  2. Повышение качества организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе:
    • Систематическое применение методов физического воспитания в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в обществе, наравне с социальной, психологической поддержкой.
    • Обеспечение доступности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг для маломобильных групп населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством расширения сети отделений и групп для систематических занятий адаптивной физической культурой и спортом в учреждениях, организациях независимо от их ведомственной принадлежности, дооборудования и оснащения спортивных объектов специализированным оборудованием и инвентарем.
    • Взаимодействие с организациями независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляющими деятельность в сфере адаптивной физической культуры и спорта.

 

  1. Управление реализацией Концепции

Общее управление реализацией Концепции осуществляется управлением физической культуры и спорта Администрации города Сургута (далее по тексту Управление), которое обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий в рамках Концепции всех участников Концепции.

Управление может передавать некоторые функции, связанные с реализацией настоящей Концепции (например, пропагандистского и просветительского характера, проведения независимой экспертизы и оценки, организации и проведения научных разработок и т.п.) организациям, ведомствам, участвующим в реализации Концепции.

На Координационный совет по физической культуре и спорту возложены функции по межотраслевой координации и рассмотрению вопросов в сфере физической культуры и спорта, обеспечению согласованности действий органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, фондов, иных организаций и граждан по указанным вопросам. Обеспечение деятельности Координационного совета осуществляет Управление.

 

  1. Механизмы реализации Концепции.

Реализация основных направлений деятельности по выполнению Концепции предполагает использование следующих механизмов:

- корректировка и приведение в соответствие с Концепцией действующих, разработка и принятие новых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере физической культуры и спорта, также разработка рекомендаций для организаций и учреждений города по вопросам применения и соблюдения нормативно-правовых актов;

- корректировка и обеспечение выполнения, в соответствии с основными положениями Концепции, ведомственной целевой программы в сфере физической культуры и спорта;

- обеспечение функционирования Координационного совета по вопросам физической культуры и спорта;

- обеспечение эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств, направленных на развитие физической культуры и спорта;

- заключение соглашений о сотрудничестве и коллективных договоров по вопросам реализации и развития физической культуры и спорта и совместной работы в указанной сфере деятельности между органами местного самоуправления, организациями и предприятиями города;

- совершенствование на муниципальном уровне и реализация в полном объёме мер, направленных на соблюдение законных прав граждан на равные права и возможности для занятий физической культурой и спортом, особенно в части контроля за соблюдением требований по обеспеченности и доступности для граждан спортивных объектов и сооружений при организации территориального планирования, строительстве и развитии инфраструктуры города.

  1. Ожидаемые результаты

Реализация настоящей Концепции позволит создать оптимальные условия для привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом по месту жительства, учебы и работы, продолжить развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, укрепить материально-техническую базу и создать условия для развития спорта высших достижений и спортивного резерва, создать условия для занятий физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, граждан старшего поколения и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите.

 Ожидаемые результаты реализации цели Концепции выражается в целевых показателях развития физической культуры и спорта:

  1. Увеличение в период с 2016 по 2030 годы доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 28,88 % в 2016 году до 35 % в 2030 году;
  2. Удовлетворенность населения города состоянием отрасли и предоставлением услуг в сфере физической культуры и спорта и деятельности органов власти, организаций в сфере физической культуры и спорта в городе Сургуте более чем у 60 % населения города;

 

  1. Порядок мониторинга и оценки результативности и эффективности реализации Концепции

Управление ежегодно готовит доклад о ходе реализации Концепции, а также разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по повышению эффективности реализации Концепции. Доклад должен содержать отчет о ходе реализации Концепции, причины невыполнения и отклонения от плановых показателей, если таковые имеются, и предложения по корректировке Концепции в случае необходимости. По тем мероприятиям и направлениям Концепции, где ожидаемый эффект в течение года не был достигнут, должны быть разработаны предложения по корректировке осуществляемых мер или же по устранению соответствующего направления работы как бесперспективного.

Показатели, позволяющие оценить ход реализации Концепции и результаты её выполнения в рамках основных направлений Концепции:

- наличие нормативно-правовой базы в части обеспечения, регламентов, нормативов (в том числе финансовых) в сфере физической культуры и спорта; - увеличение процента обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта с 21,3 % в 2016 году до 37 % в 2030 году;

- увеличение процента граждан, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике с 19,08 % в 2016 году до 25% в 2030 году;

- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 15,05 % в 2016 году до 20 % в 2030 году;

- исполнение Поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта (утв. Президентом РФ 11 июня 2017 г. N Пр-1121) в части деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку до 100 % в 2030 году;

- увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения с 25,44 % в 2016 году до 40 % в 2030 году;

-увеличение доли граждан, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) с 15 % в 2016 году до 50% в 2030 году.

Полезные ссылки