Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Полезная информация

О результатах социологического исследования на тему: «Социально-политическая толерантность в молодежной и школьной среде»

31 Декабря 2015

Информация директора МКУ «Наш город»

Д.В.Сердюкова

 

Социологическое исследование, посвященное изучению проблемы социально-политической толерантности молодежи, проведено в период с мая по сентябрь 2015 года. Опрос осуществлялся методом формализованного интервью с использованием гнездовой (кластерной) выборки. Объём выборки - 420 человек, молодёжь от 14 до 30 лет (квотирование осуществлялось по половозрастному признаку).

Итоги социологического исследования, проведённого в г. Сургуте в 2014 году на тему «Отношение горожан к проявлениям экстремизма, национализма», показали, что в представлениях сургутян, группой населения, наиболее подверженной влиянию ксенофобии и экстремизма, является именно радикально настроенная молодежь (34%) и подростки из «неблагополучных семей» (30,8%). С учётом этого, а также принимая во внимание тот факт, что молодежь может являть собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности, как динамичный субъект российского социума, зачастую наиболее подверженный влиянию различных интолерантных установок, мы ставили перед собой задачу определить существует ли в молодёжной среде города Сургута ксенофобия и каковы ее истинные причины.

Результаты опроса молодых людей, позволили установить, что в массовом сознании молодёжи города Сургута отсутствуют националистические или расистские установки. Основная часть опрошенных (79%) не испытывает неприязни к представителям каких-либо национальных групп и не против видеть человека другой национальности своим одноклассником (сокурсником), коллегой, начальником или соседом.

Между тем, фактически две трети опрошенных, считают, что межнациональные отношения в городе «Внешне спокойные, но ощущается некоторая напряженность» (63%), о том что ситуация спокойная, мирная, заявили всего 22,2% респондентов. Причём наиболее высокая степень тревожности «Ситуация напряженная, возможны конфликты» отмечается среди представителей татар / башкир и украинцев / белорусов. Наиболее спокойно в этом плане чувствуют себя представители народов Кавказа и Средней Азии.

На фоне в целом благоприятной обстановки, у части респондентов (около 20%) фиксируется негативное отношение к представителям ряда национальностей, и в два раза больше молодых людей (42%), заявили об отрицательном отношении к тем или иным группам приезжих. Исходя из этого, мы предполагаем, что главным вектором проявления интолерантности является именно отношение к мигрантам.

Результаты парных корреляций свидетельствуют о том, что в сознании молодых людей происходит отождествление понятий иноэтничности и иноземности. Так, объектом интолерантного, неприязненного отношения являются преимущественно представители народов Кавказа (74%) и Средней Азии (34,2%)[1], их же в первую очередь респонденты отнесли к мигрантам (между тем, вероятно, они имеют российское гражданство). Подавляющее большинство респондентов, отмечающих негативное отношение к представителям других национальностей, относятся к самому многочисленному этносу г. Сургута – русским (и в меньшей степени такие суждения были присущи представителям татар / башкир и украинцам / белорусам). Негативное отношение к мигрантам отмечали представители и «славянских» и «неславянских» этносов (народов Кавказа).

При этом, несмотря на то, что в представлениях большинства опрашиваемых, основной причиной межнациональной конфронтации выступают языковые и культурные различия, в исследовании рассматривались преимущественно социально-экономические и социально-политические факторы возникновения межэтнической конфликтности, связанные с большим притоком мигрантов.

В ходе опроса нами были проверены гипотезы о наличии взаимосвязи между установками молодежи на интолерантное поведение и уровнем их социально- экономического положения, уровнем их удовлетворённости собственным социальным статусом и достижениями (то есть социальной удовлетворённостью). Установлено, что респонденты, находящиеся в зоне риска нетолерантного поведения, оценивают своё материальное положение хуже, нежели респонденты относящиеся, к представителям других национальностей лояльно. Среди них (среди нетолерантных респондентов), в два раза больше молодых людей, чувствующих некоторую социальную неудовлетворённость (своим социальным положением, личными достижениям, успехами и уровнем дохода семьи). Полученные данные позволяют утверждать, что отношение к представителям иных национальностей, мигрантам напрямую зависит от социального самочувствия респондентов. В свою очередь причины собственного «социального аутсайдерства» они видят во внешних обстоятельствах, в других людях, в частности мигрантах, с появлением которых, связываются ожидания ухудшения жизни местного населения.

Результаты опроса сургутской молодёжи показали, что отношение к социальному неравенству, равно как и к людям других национальностей, зависит от субъективной оценки молодыми людьми своего материального положения (чем эта оценка хуже, тем ниже уровень терпимости и выше вероятность проявления социальной девиации). Кроме того, отношение и степень поддержки политических институтов со стороны молодых людей также коррелирует с уровнем их толерантности/интолерантности - со стороны группы респондентов с интолерантными установками степень доверия и поддержки политических институтов заметно ниже. Это свидетельствует о том, что респонденты с низким уровнем межнациональной толерантности более критично оценивают действия органов власти, а на уровень доверия к власти влияет и межэтнический фактор.

Между тем, подавляющее большинство интолерантно настроенных молодых людей, можно отнести к наиболее защищённым группам в социально-экономическом плане, субъективная оценка своего материального положения со стороны таких респондентов, оказалась весьма хорошей (хотя и ниже, чем со стороны респондентов, лояльно относящихся, к представителям других национальностей). Лишь 4,5% из них отнесли себя к бедным слоям населения.

Это говорит о том, что причины формирования интолерантных установок не сводятся исключительно к социально-экономическому фактору, а являются совокупностью экономических, социальных, культурно-языковых, этнодемографических критериев. В данном контексте стоит отметить ещё одну причину формирования нетолерантного сознания у части молодежи, выявленную по результатам опроса - это стереотипы массового сознания большинства. Например, чем старше молодой человек, тем более негативно он высказывался по отношению к тем или иным народам. Таким образом, можно предположить, что интолерантное отношение к представителям других национальностей, мигрантам, формируется в частности ценностным миром взрослых, проявляясь у молодых людей в ходе их социализации.

В отношении оценки вероятности возникновения в городе конфликтов, столкновений на той или иной почве, было выявлено, что каждый второй респондент считает маловероятным возможность конфликтов на религиозной, политической почве, считает низкой степень угрозы террористических актов или угрозы со стороны молодёжных группировок экстремистской направленности. В то же время 54,8% молодых людей считают средней степень опасности межнациональных конфликтов, 22,1% оценивают степень вероятности таких конфликтов как высокую. В случае возникновения конфликтной ситуации на почве национализма, большинство молодых людей будут ожидать решения проблемы от органов власти (49,5%), либо не станут ничего предпринимать (21,2%). Однако, часть ответов молодых людей свидетельствует о готовности выступить в защиту национальных интересов, в частности, применяя «жесткие» методы решения конфликта. В данном случае необходимо отметить наличие зависимости выбора стратегии поведения, в случае возникновения национальной конфронтации, от изначальных установок молодых людей по отношению к людям другой национальности. К тем, кто выражает готовность к агрессивным методам, в большей степени относятся именно респонденты с интолерантными установками. Кроме того, среди молодых людей, одобряющих применение «жёстких» мер решения конфликтов, вполовину больше респондентов со средним или низким уровнем достатка, чем среди молодёжи, которая при возникновении конфронтации прибегнет к обращению в органы власти, и в два с половиной раза больше тех, кто высказывается негативно в отношении политического курса страны.

Исходя из результатов исследования, можно заключить, что уровень социально-политической толерантности молодёжи города Сургута достаточно высок. Большинство молодых людей не придают особого значения социально-экономическим, идейно-партийным, конфессиональным и иным различиям. Между тем, в молодёжной среде фиксируется достаточно высокий уровень латентной конфликтности межнациональных отношений (63% молодых людей ощущают некоторую напряженность), причины которой, носят в частности социально-экономический, политический подтекст. При этом, чем старше молодой человек, тем выше уровень тревожности. Среди таких респондентов в основном представители славянских этносов, тогда как молодые люди из числа народов Средней Азии и Кавказа, расценивают межнациональные отношения как мирные, спокойные. В то же время в случае возникновения конфликтной ситуации на почве национализма, именно представители народов Средней Азии и Кавказа будут готовы выступить в защиту национальных интересов, в частности применяя «жесткие» методы решения конфликта. В свою очередь русские, украинцы / белорусы, татары / башкиры, могут поддержать протестные действия, только если возникнет угроза безопасности жизни (личной/семьи).

Необходимо также понимать, что, несмотря на то, что наиболее интолерантны по результатам исследования, оказались молодые люди в возрасте 24-30 лет, их негатив носит более скрытый характер. И если мнения молодёжи 24-30 лет в отношении готовности участвовать в акциях протеста, делятся практически поровну (46,6 против 47,9% в пользу не готовых), то молодёжь 18-23 лет выражает однозначную готовность принять в них участие (79,9%). Они же (молодёжь 18-23 лет), склонны к более критичному восприятию дифференциации, и отличаются отсутствием устойчивой системы взглядов и убеждений. Что делает их мишенью радикально настроенных организаций, использующих, разобщенную молодежь в своих политических интересах. Соответственно, однонаправленная профилактика националистических настроений среди молодых людей, будет являться недостаточной. При этом, исходя из оценок респондентов, среди информационно-просветительских мер, направленных на пропаганду толерантного поведения, наибольшей эффективностью будут пользоваться мероприятия именно практической направленности, предполагающие непосредственное участие в них молодых людей.

[1] Среди 21% респондентов, ответивших «Да» на вопрос: «Вызывают ли у Вас чувство раздражения и неприязни представители каких - либо национальностей, и если да, то каких?»

Полезные ссылки