Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Комитет по земельным отношениям

main

Информация по итогам семинара Финансово - хозяйственная деятельность дачных некоммерческих объединений

11 Июля 2016

Бухгалтерский учёт и отчётность в садоводческих, дачных, гаражных объединениях.

 

Согласно ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) обязанность по ведению бухгалтерского учета распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, в том числе и на садоводческие, дачные и гаражные некоммерческие объединения.

Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Некоммерческие организации вправе применять упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Упрощенная система бухгалтерского учета

1.При организации бухгалтерского учета организация, применяющая упрощенные способы, должна исходить из требования рациональности, т.е. ее учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6).

  1. Для ведения бухгалтерского учета организация, применяющая упрощенные способы, может сократить количество синтетических счетов в принимаемом ей рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

Например, для учета затрат, применять  счет 20 "Основное производство" (вместо счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства");

  1. Для систематизации и накопления информации организация, применяющая упрощенные способы, может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета.
  2. Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов.
  3. Руководитель организации, применяющей упрощенные способы, может принять ведение бухгалтерского учета лично на себя.

Как следует отражать в учете всевозможные взносы, вносимые членами садоводческого, дачного и гаражного некоммерческого объединения? Обратимся к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н  (далее - План счетов).

Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других лиц, Планом счетов предназначен счет 86 "Целевое финансирование". Средства целевого назначения, полученные в качестве финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Планом счетов определено, что аналитический учет по счету 86 "Целевое финансирование" следует вести по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления. Иными словами, к счету 86 "Целевое финансирование" следует открыть субсчета, например:

86-1 "Вступительные взносы";

86-2 "Членские взносы";

86-3 "Целевые взносы";

86-4 "Дополнительные взносы";

86-5 "Прочие поступления".

На каждом из открытых субсчетов следует вести учет поступивших средств в отношении каждого члена организации.

Порядок регулярных поступлений от членов определяется учредительными документами. Задолженность членов организации по взносам отражается по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование" на основании устава товарищества, решения общего собрания членов, решений правления, оформленных протоколами. При поступлении денежных средств составляется запись по дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (на соответствующих субсчетах).

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации.

Земли общего пользования предоставляются садоводческому товариществу как юридическому лицу в собственность, из чего следует, что стоимость земельных участков, являющихся собственностью товарищества как юридического лица, должна быть отражена на его балансе.

Земельные участки следует учитывать в качестве объектов основных средств. Основным документом, которым следует руководствоваться, формируя информацию об основных средствах, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01). Правила этого бухгалтерского стандарта применяются с учетом Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".

Важной особенностью бухгалтерского учета земельных участков является тот факт, что они не подлежат амортизации, что следует из п. 17 ПБУ 6/01, согласно которому не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются, в частности земельные участки. В остальном бухгалтерский учет земельных участков особенностей не имеет и осуществляется в общем порядке.

Садоводческим, дачным, гаражным объединением могут быть приобретены или созданы иные объекты основных средств, которые также должны учитываться на счете 01 "Основные средства". Но в отношении иных объектов основных средств необходимо напомнить, что в соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Следует отметить, что некоммерческая организация согласно п. 1 ст. 6 Закона N 66-ФЗ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. При этом следует вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с осуществлением уставной и предпринимательской деятельности. Расходы на содержание садоводческого, гаражного объединения (общехозяйственные расходы), предварительно учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", по окончании отчетного периода следует распределить пропорционально доходам от осуществляемых видов деятельности и отражать по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в части, относящейся к предпринимательской деятельности, и по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в части, относящейся к уставной деятельности садоводческого товарищества.

Бухгалтерская отчётность

При формировании бухгалтерской отчетности организации, применяющей упрощенные способы, следует исходить из того, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н, пункт 6).

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Упрощенная система налогообложения

На основании положений гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дачные и гаражные некоммерческие партнерства вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения установленных указанной главой Кодекса ограничений.

Согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. При этом учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 Кодекса.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 256 Кодекса не подлежит амортизации амортизируемое имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности. Таким образом, стоимость принятых на баланс объектов основных средств (линии электропередачи, водопровод, газопровод, канализация, дороги), не являющихся амортизируемым имуществом, не учитывается при определении остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов в целях пп. 16 п. 3, п. 4 ст. 346.12, а также п. 4 ст. 346.13 Кодекса.

Специальная отчетность в органы статистики

Некоммерческие организации должны сдавать бухгалтерскую отчетность в органы статистики.

Также НКО представляет в органы статистики сведения по специализированным формам статистического наблюдения.

Говоря об особенностях отчетности некоммерческих организаций, следует отметить, что в отношении них установлена специальная форма статистического наблюдения - форма N 1-НКО "Сведения о деятельности некоммерческой организации".

В отношении некоммерческих организаций действует также форма N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций".

  1. Какие расходы может компенсировать Администрация города для дачных, садоводческих и гаражных некоммерческих организаций?

 

Отдельных специальных субсидий для дачных, садоводческих и гаражных некоммерческих организаций в бюджете города не предусмотрено.

Однако, гранты в форме субсидий предоставляются некоммерческим организациям на реализацию общественно значимых инициатив по направлениям согласно Постановление Администрации г. Сургута от 15 мая 2013 г. N 3129  "О порядке предоставления грантов в форме субсидий некоммерческим организациям в целях поддержки общественно значимых инициатив". Среди направлений субсидирования: участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев и др.

Ответственным за организацию сбора заявок на получение грантов в форме субсидий некоммерческих организаций и проведение заседаний экспертного совета определено  управление общественных связей. Контакты:

 

Антропова Наталья Ивановна, начальник отдела ул. Энгельса, 8 каб. 115  тел. 52-23-10 antropova_ni@admsurgut.ru,

Шепырева Татьяна Викторовна, главный специалист ул. Энгельса, 8 каб. 125  тел. 52-22-85 shepyreva_tv@admsurgut.ru, otdeloos@admsurgut.ru

  1. 2. Бланки для предоставления отчетности (заполнения налоговой декларации) в ИФНС очень часто меняются. Где можно их своевременно получать?

На сайте ИФНС: https://www.nalog.ru бесплатно скачиваются все формы налоговых деклараций.

  1. 3. Когда внутри кооператива распределяется электроэнергия, то кооператив признается исполнителем коммунальной услуги. И когда граждане компенсируют кооперативу расходы на электроэнергию, появляется налогооблагаемая база. При этом, кооператив находится на упрощенной системе налогообложения. Как нужно оформить отношения между кооперативом и его членами, а также получение компенсации за электроэнергию, чтобы не оплачивать дополнительный налог?

Ответ на данный вопрос содержится в следующих письмах МинФина.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 5 декабря 2013 г. N 03-11-06/2/53145

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам, связанным с налогообложением налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, садовых некоммерческих товариществ и практической реализацией разъяснений Минфина России в Письме от 13.08.2012 N 03-11-11/237, и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, садоводческое некоммерческое товарищество в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не учитывает взносы учредителей (участников, членов).

Что касается других платежей, поступающих садоводческому некоммерческому товариществу, то следует иметь в виду, что перечень доходов, не учитываемых при налогообложении в соответствии со ст. 251 Кодекса, является закрытым.

Учитывая, что суммы платежей членов садоводческого некоммерческого товарищества за электроэнергию, поступающие на счет товарищества, не поименованы в ст. 251 Кодекса, то указанные доходы подлежат налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в общеустановленном порядке.

Одновременно с этим следует иметь в виду, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям гл. 52 ГК РФ или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.

В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

В связи с этим в случае заключения садоводческим некоммерческим товариществом агентских договоров на поставку электроэнергии с членами данного садоводческого товарищества при соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами в составе доходов по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, будет учитываться только агентское вознаграждение.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

05.12.2013

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 февраля 2014 г. N 03-11-11/7276

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу, связанному с налогообложением налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, платежей, собираемых садоводческим некоммерческим товариществом со своих членов за потребленную ими электроэнергию и перечисляемых в сбытовую организацию, и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим некоммерческим товариществом в виде вступительных, членских взносов и целевых взносов, не подлежат включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Что касается других платежей, поступающих садоводческому некоммерческому товариществу, то следует иметь в виду, что перечень доходов, не учитываемых при налогообложении в соответствии со ст. 251 Кодекса, является закрытым.

Суммы платежей членов садоводческого некоммерческого товарищества за электроэнергию, поступающие на счет товарищества, не поименованы в ст. 251 Кодекса.

В связи с этим при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов суммы поступивших платежей от членов садоводческого некоммерческого товарищества за электроэнергию включаются в состав доходов.

При применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, суммы поступивших платежей от членов садоводческого некоммерческого товарищества за электроэнергию включаются в состав доходов, а суммы перечисленных садовым некоммерческим товариществом платежей энергоснабжающим организациям отражаются в составе расходов.

В аналогичном порядке отражаются в составе доходов и расходов суммы поступивших платежей от членов садоводческого некоммерческого товарищества за электроэнергию и суммы перечисленных садовым некоммерческим товариществом платежей энергоснабжающим организациям при применении общего режима налогообложения.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

 

  1. 4. Возможно ли, чтобы в кооперативе все работали на общественных началах, не получали заработную плату? Является ли это нарушением?

Возможно.  Лучше оформить это  решением органа управления кооператива.  В данном случае члены кооператива, которые выполняют работу на общественных началах,  т.е. без заключения трудового договора и соответственно без оплаты труда,  не будут являться работниками кооператива  и Трудовой Кодекс на них не распространяется.

  1. 5. Какую ответственность несет председатель кооператива, если работники кооперативе получают заработную плату, но официально не трудоустроены налоги не уплачивают.
  2. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
  3. Ответственность за неуплату налогов предусмотрена НК РФ (ст. 120, 122 - речь идет о штрафах в размере до 20 процентов от неуплаченной суммы налога или до 40 тыс. руб. в определённых случаях), ст. 46 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ответственность за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, также предусмотрен штраф не менее 1тыс.руб.).

Кроме того при уклонении от уплаты налогов в крупных суммах предусмотрена уголовная ответственность.

Также работник, который не получил официально заработную плату может обратиться в надзорные органы, в суд и взыскать задолженность.

 

Полезные ссылки