Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Городское хозяйство

Об основных положениях Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» в жилищном фонде

31 Марта 2011
В конце прошлого года вступил в действие Федеральный закон от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (далее - Закон №261-ФЗ) регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, установив правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Главным нововведением Закона об энергосбережении, его основным посылом является переход на обязательный приборный учет всех потребляемых энергоресурсов, что означает обязательную установку приборов учета (как общедомовых, так и индивидуальных) на все виды коммунальных услуг и выполнение мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности. Таким образом, новые правила коснутся каждого собственника жилья в нашей стране.
1. Установка общедомовых и индивидуальных приборов учета.
 Отдельная ст. 13 Закона N 261-ФЗ посвящена обеспечению приборами учета энергетических ресурсов. Обязательному учету используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета подлежат производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы. Это требование распространяется на объекты, подключенные к централизованным электрическим сетям, системам теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
 Установлены конкретные сроки для установки приборов учета:
так, в частности, до 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления Закона N 261-ФЗ в силу, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии (п.5 ст. 13 Закона №261-ФЗ).
 Законодательством предусмотрена возможность получения собственниками помещений рассрочки на период до пяти лет. При этом потребитель также должен будет оплатить расходы организации, осуществляющей установку прибора учета, по привлечению денежных средств в размере суммы процентов, начисляемых в связи с предоставлением такой рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день их начисления. Таким образом, фактически организация, устанавливающая приборы учета, имеет возможность кредитовать собственников помещений (п. 9 ст. 13 Закона №261-ФЗ).
В случае если приборы учета не смонтированы и не введены в эксплуатацию в установленные сроки, а именно до 1 января 2012 г., Законом предусмотрена обязанность собственников помещений обеспечить допуск организаций, устанавливающих приборы учета, к местам их установки и оплатить расходы на установку данных приборов. При несоблюдении и этих требований установка счетчиков будет производиться в принудительном порядке через суд с возложением на собственника помещения расходов, возникших в связи с необходимостью принудительного взыскания стоимости монтажа (п. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ).
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
 В настоящее время на территории города, руководствуясь законодательством в области энергосбережения, Управляющими компаниями осуществляется работа по проведению общих собраний и принятию собственниками жилых помещений положительных решений в части установки общедомовых приборов учета.
 В соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731) Управляющие компаний обязаны размещать на своих сайтах или на сайте администрации города, стендах информацию о своей деятельности, в том числе в части реализации Закона.
 На сегодняшний день на сайте Администрации города размещена информация следующих управляющих компаний:
УК «Управдом»
ООО УК «Сервис-3»
СГМУП «Тепловик»
ООО УК «Сибпроектстройсервис»
ООО УК «Гравитон»
ООО УК «Западная»
ООО УК «ДЕЗ ВЖР»
ООО УК «ДЕЗ ЦЖР»
ООО УК «РЭУ-8»
 2. Повышение уровня энергосбережения и обеспечение энергетической эффективности в жилищном фонде.
 В соответствии с п.9 ст. 11 Закона №261-ФЗ Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
 В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
 На территории Ханты-Мансийского автономного округа Приказом Департамента энергетики, строительства и жилищно-коммунального комплекса автономного округа от 06.10.2010 № 24-П утвержден перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирном доме, включаемых в состав обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов (п.4 ст.12 Закона №261-ФЗ).
 Кроме этого данный Закон предусматривает обязанность ресурсоснабжающих и управляющих организаций разрабатывать и доводить до сведения собственников перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые можно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Руководствуясь п.7 ст. 12 Закона №261-ФЗ управляющие организации обязаны разработать предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
 Руководствуясь п.6 ст. 12 Закона №261-ФЗ управляющие организации обязаны довести до сведения собственников помещений в многоквартирном доме перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проводимых в доме, путем размещения информации на досках объявлений или входах в подъезды многоквартирного дома.
 В соответствии с п.8 ст. 12 Закона №261-ФЗ управляющие организации обязаны в отопительный сезон проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил, доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.
 Так же собственникам помещений многоквартирных домов рекомендуется заказать проведение энергетического обследования своих домов с разработкой по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
 Энергетическое обследование по жилым домам проводится в добровольном порядке. По результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт и передается собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.
 Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также физическими лицами осуществляется федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль), органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный контроль), уполномоченными на осуществление такого государственного контроля, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ. Согласно положению «О государственной жилищной инспекции функции» контроля за соблюдением норм законодательства возложены на государственную жилищную инспекцию
 Лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении, несут дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность согласно законодательству РФ.
 Управляющие компании обязаны информировать жителей о поступивших предложениях об оснащенности многоквартирных домов, помещений в них приборами учета.
 Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона требования по установке приборов учета не распространяются на:
- ветхие, аварийные объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года;
- объекты мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 кВт (в отношение организации учета электрической энергии);
-объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее чем 0,2 Гкал/час ( в отношении организации учета тепловой энергии).
 Администрацией города, с целью определения эффекта от мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов или оснащению многоквартирных домов автоматизированными узлами управления без выполнения капитального ремонта был проведен сравнительный анализ потребления тепловой энергии, который показал:
 при наличии в доме автоматизированного узла управления (АУУ) тепловой энергии снижение теплопотребления составляет ориентировочно 20 %.
 если в доме дополнительно выполнен капитальный ремонт с утеплением наружных конструкций и заменой оконных блоков снижение потребления тепловой энергии составляет ориентировочно 30 %.
 Следовательно, снижение платы за отопления многоквартирного дома составит также 20 -30 %.

Полезные ссылки