Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Решения Думы города

№ 255-II ГД от 10.04.2000 О Программе "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов города Сургута" на 2000 и последующие годы

10 Апреля 2000

В связи с изменившимися социально-экономическими условиями,                  
руководствуясь действующим природоохранным законодательством, в              
целях выработки более эффективного механизма, компенсирующего                
негативные последствия техногенного воздействия на природу на                
территории города Сургута , городская Дума РЕШИЛА:                           
1. Принять Программу <Охрана природы и рациональное                          
использование природных ресурсов города Сургута> на 2000 и                   
последующие годы.                                                            
2. Администрации города разработать и утвердить мероприятия по               
реализации Программы.                                                        
3. Контроль за выполнением настоящего решения городской Думы                 
возложить на депутата городской Думы Ясавеева Х.Н. и заместителя Мэра        
города, директора Департамента по землепользованию,                          
природопользованию и экологии Браташова В.А.                                 
4. Настоящее решение вступает в силу с момента официального                  
опубликования.                                                               
                                                                             
Мэр города                                         А.Л.Сидоров               
                                                                             
                                                                             
                                                                             
                                                                             
                                                                             
                                                                             
                                                                             
                                                                             
                                                                             
                                         Приложение                          
                                                                             
                                         к   решению городской Думы          
                                         от   10 апреля 2000г  №255-IIГД     
                            ПРОГРАММА                                        
          охраны природы и рационального  использования                      
    природных ресурсов города Сургута на 2000 и последующие годы             
                                                                             
                            ВВЕДЕНИЕ                                         
Состояние природной среды и сохранение здоровой среды обитания               
человека становится одним из ведущих показателей благосостояния              
общества и человека. Однако анализ природоохранной деятельности и            
состояния природной среды показывает, что необходимо дальнейшее              
обеспечение комплексного решения  проблем сбалансированного развития         
экономики и улучшения состояния окружающей среды.                            
С начала проведения  экономических реформ и спада производства               
природоохранные вопросы отошли на второй план. Решением YIII сессии          
городского Совета народных депутатов 18 февраля 1993 года утверждена         
первая редакция Программы <Охрана природы и рационального                    
использования природных ресурсов г. Сургута на 1993 и последующие            
годы>. В 1995 году была произведена ее корректировка. Программа имела        
долгосрочный характер и сроки ее выполнения, учитывая экономическое          
положение, определить было сложно. В выполнении мероприятий                  
Программы были задействованы все предприятия, организации и                  
учреждения, расположенные на территории города.                              
В ходе реализации Программы не удалось решить многие                         
организационные проблемы, так как система управления                         
природопользованием и охраной природы в целом несовершенна,                  
консолидировать усилия всех природоохранных ведомств и создать               
единую систему управления пока не удалось.                                   
Полученный опыт по реализации Программы и мероприятий по ее                  
выполнению сыграли  положительную роль. Важность и необходимость             
решения экологических проблем города позволили создать сначала               
небольшую  муниципальную  службу рационального природопользования            
и охраны природы, а в 1998 году в структуре администрации города -           
Департамент по землепользованию, природопользованию и экологии.              
Практика реализации Программы позволила определить реальные рубежи           
выполнения отдельных мероприятий и включить в нее новые положения.           
                                                                             
I. СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ                                
Наблюдение за  фоновым загрязнением атмосферного воздуха                     
показывает, что концентрации загрязнителей в последние  годы                 
снижаются.  Это вызвано в первую очередь спадом производства, а также        
принятыми мерами по переводу котельных на газовое топливо,                   
совершенствованием  технологии  сжигания газа на ГРЭС и котельных,           
развитием сети контрольно-регулировочных пунктов регулировки                 
двигателей, проведением контроля токсичности отработанных газов              
автомобилей, расширением контроля качества горюче-смазочных                  
материалов на автозаправочных станциях. Озеленение и уборка улиц             
города уменьшили количество пыли. Превышения предельно-допустимых            
концентраций загрязнителей  практически не бывает. Но снижения               
вредных выбросов пропорционального спаду производства не произошло.          
Основной проблемой остается транспорт. По-прежнему отсутствует               
постоянная система контроля за вредными  выбросами, не выработана            
система внедрения предприятиями города специального оборудования по          
снижению токсичности  отработанных газов автотранспорта.                     
                                                                             
Департаментом по землепользованию, природопользованию и                      
экологии начата работа по изучению технологий и оборудования по              
снижению токсичности отработанных газов автотранспорта с                     
последующей рекомендацией для внедрения  автотранспортными                   
предприятиями города.                                                        
Одним из самых  опасных  загрязнителей  остается бенз(а)пирен-3,4,           
его концентрации в среднем по городу 1,2-1,5 ПДК. Надежных показателей       
об  его  источниках  пока  нет. Федеральная природоохранная служба по-       
прежнему его не нормирует и не контролирует. Департаментом по                
землепользованию, природопользованию и экологии  в 1996 году начаты          
научно-исследовательские работы по этой проблеме. Решить ее пока не          
удалось.                                                                     
Проведенная геохимическая съемка показала наличие в  грунтах и в             
снегу до 1,5-5,0 ПДК по девяти элементам тяжелых металлов, нитратам,         
фенолу,  этилбензолу.  По результатам контроля за состоянием атмосферы,      
проведенного в 1992 - 1994 годах по этим металлам, концентрации              
превышали 10 ПДК. В результате озеленения и запрета использования в          
городе привозимых с Урала песков эти показатели начали снижаться.            
Несмотря на ввод в эксплуатацию полигона захоронения твердых                 
бытовых отходов и временного полигона захоронения промышленных               
отходов, некоторые территории  города продолжают захламляться                
мусором. В городе не создана пока единая система санитарной очистки.         
Мало положительного опыта и в других городах России. Тем не менее            
ситуация заметно улучшается. Существенно улучшилась работа                   
коммунальных служб города. Большинство улиц города закреплено за             
специализированными предприятиями. За городскими предприятиями               
закрепляются зоны и они несут  ответственность за их санитарное              
состояние. Начата работа по  очистке водоохранной зоны. Озеленение           
города стало его визитной карточкой, но все же территории жилой и            
особенно промышленной зоны еще не достаточно озеленены. Из-за                
непродуманного строительства инженерных сооружений отдельные                 
участки леса в границах города обводнены и усыхают.                          
Огромная территория и хорошая ее продуваемость пока                          
рассредоточивают вредные вещества, но имеющиеся загрязнения на               
состоянии здоровья людей сказываются отрицательно. Если не  принимать        
соответствующих мер, то суровые климатические условия, плюс загрязне-        
ния воды и воздуха могут сделать территорию опасной для жизни людей.         
                                                                             
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДНОЙ                                 
    СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ                                 
Стратегической целью является создание и поддерживание эколо-                
гически безопасной среды с целью обеспечения физического, психоло-           
гического и социального благополучия населения. Для этого необходимо:        
- обеспечение рационального природопользования;                              
- сохранение видового  и  ландшафтного  разнообразия  природы,               
ландшафтно-архитектурных особенностей местности;                             
- стабилизация и улучшение экологической обстановки.                         
На первом этапе  необходимо  остановить  ухудшение  качества                 
природной  среды,  а потом снизить до допустимых значений средние            
уровни содержания в атмосфере и воде наиболее  опасных  для  здоровья        
населения веществ, реализовать специальные программы восстановления          
нарушенных экосистем и  ликвидации  ущерба, нанесенного природной            
среде и отдельным ее элементам.                                              
В первую очередь финансовые и материальные ресурсы необходимо                
направить на неотложные меры по строительству природоохранных                
объектов, обновлению технологических процессов,  озеленение и                
санитарную  очистку  территорий. При этом необходимо задействовать все       
механизмы наведения порядка и технологической дисциплины.                    
Важнейшим условием является проведение единовременного учета (инвен-         
таризации) фактов загрязнений и паспортизация источников выбросов и          
сбросов.                                                                     
Для достижения  поставленных целей необходимо:                               
- довести до 100очистку хозбытовых стоков;                                 
- построить ливневые очистные сооружения;                                    
- построить комплекс сооружений по утилизации отходов (полигон               
по утилизации твердо-бытовых отходов, промышленных, токсичных                
отходов, установки по сбору и утилизации отдельных отходов ртути,            
отработанных масел, кислот и др.);                                           
- провести санитарную очистку захламленных территорий,                       
ликвидировать несанкционированные свалки;                                    
- разработать и реализовать непосредственные меры по учету                   
экологических требований во всех звеньях производства и  потребления;        
- создать единую систему муниципальных норм и правил хозяй-                  
ственной       деятельности, нагрузки на природную среду (на основе          
законов,   нормативов в пределах своей компетенции);                         
- обеспечить экологически обоснованное размещение промышлен-                 
ных и  жилых объектов с учетом критериев антропогенных нагрузок на           
природную среду;                                                             
- разработать и ввести в действие хозяйственный механизм  ра-                
ционального природопользования;                                              
- осуществить меры по предотвращению аварий на опасных в эколо-              
гическом отношении объектах;                                                 
- осуществить на предприятиях, транспорте и других объектах меры             
по уменьшению поступлений в природную среду газообразных, жидких             
и твердых вредных веществ до допустимых величин;                             
- продолжить работу по  озеленению и сохранению зеленых                      
насаждений в   городе;                                                       
- организовать проведение эффективной экологической экспертизы               
программ и проектов всех видов хозяйственной деятельности;                   
- создать единую автоматизированную систему экологического контроля;         
- продолжить работу по повышению уровня экологического                       
образования и   воспитания населения города, расширить массовую              
пропаганду   природоохранных   знаний.                                       
                                                                             
III.НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ                                          
    ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ  НА 2000 И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ                              
3.1 Обеспечение экологической безопасности:                                  
- установить критерии и выявить зоны и  объекты  повышенной                  
экологической опасности;                                                     
- закончить инвентаризацию и ранжирование объектов                           
хозяйствования  опасных для природной  среды  и человека в случае            
аварийного выброса (сброса), а также при обычной эксплуатации                
используемых, производимых или хранимых химических  и                        
радиоактивных веществ;                                                       
- разработать и осуществить всеми предприятиями и организациям               
на основании  проведенной инвентаризации систему  мер  по                    
максимальному снижению степени риска возникновения экологически              
опасных ситуаций на хранилищах химических веществ, складах ГСМ,              
транспорте, других объектах;                                                 
- провести оценку  загрязнения  природной  среды  в местах                   
расположения предприятий промышленными выбросами, которые                    
содержат канцерогенные, токсичные и другие опасные вещества, и на            
основе данных определить режим безопасного проживания населения;             
- продолжить создание единой системы ведения комплексного                    
территориального кадастра, позволяющего осуществлять в т.ч. и                
комплексное управление  природопользованием и охрану природы.                
3.2. Снижение загрязнения воздуха:                                           
- осуществить меры    по   реконструкции   устаревших   произ-               
водств, оснастить эффективным газоочистным и пылеулавливающим                
оборудованием предприятия, загрязняющие атмосферу в городе, внедрять         
более прогрессивные технологии;                                              
- разработать и  осуществить  комплекс мер по снижению токсич-               
ности выбросов на автотранспорте;                                            
- организовать работу передвижной лаборатории по контролю за                 
вредными  выбросами  на  автотранспорте;                                     
- разработать комплексную схему движения  всех видов городского              
пассажирского транспорта;                                                    
- продолжить работу по ликвидации малых котельных;                           
- продолжить и расширить контроль за качеством поступаемых  и                
отпускаемых ГСМ, состоянием запорной и дыхательной арматуры на               
складах ГСМ;                                                                 
- продолжить работу по переводу автотранспорта на газовое топливо.           
3.3 Снижение загрязнения водных объектов и обеспечение питьевой водой:       
- продолжить работу по реконструкции канализационных очистных                
сооружений (КОС);                                                            
- продолжить работу по проектированию и строительству очистных               
сооружений ливневой канализации (ЛОС);                                       
- продолжить строительство ливневых коллекторов. Промышленным                
предприятиям, где это необходимо,  ввести в эксплуатацию локальные           
очистные сооружения;                                                         
- провести комплекс мероприятий по  проектно-изыскательским  и               
строительным  работам,  направленным на предотвращение загрязнения           
водных объектов;                                                             
- организовать выполнение проекта благоустройства и очистки водо-            
- охранной зоны, при необходимости разработать программу выноса              
загрязняющих объектов и предприятий за пределы водоохранной зоны;            
- продолжить работу по улучшению качества питьевой воды;                     
- организовать работу по обустройству водохранилища на  реке Сайме.          
3.4 Санитарная очистка:                                                      
- продолжить работу по разработке системы  управления отходами;              
- приступить к строительству второй очереди  полигона  для                   
захоронения твердых бытовых отходов;                                         
- закончить проектирование и приступить к строительству  поли-               
гонов для утилизации промышленных нетоксичных и токсичных отходов;           
- разработать и реализовать программу по строительству в городе              
комплекса  предприятий  (установок)  по  переработке отдельных  отходов      
(ламп дневного света,  электролита, аккумуляторов, масел и др.);             
- продолжить работу по изучению различных методов и технологий               
утилизации отходов.                                                          
3.5.Благоустройство, озеленение и  охрана жилой, промышленной и              
зеленой зон:                                                                 
- продолжить работу по инвентаризации зеленых насаждений;                    
- продолжить работу по обустройству парков за рекой Саймой,                  
Кедровым Логом, скверов города;                                              
- закончить обустройство питомника древесно-кустарниковых пород;             
- продолжить озеленение территорий в  жилой  и промышленной                  
зонах, не используемых для промышленных целей;                               
- провести санитарную очистку и благоустройство лесных массивов              
в жилой и промышленной зонах и закрепить их территории за                    
организациями и службами города;                                             
- продолжить работу по содержанию и благоустройству зеленой                  
зоны города Сургута.                                                         
3.6. Обеспечение радиационной безопасности:                                  
- продолжить работу по изучению радиационной обстановки в городе;            
- создать систему  контроля  за радиационной обстановкой,                    
деятельностью предприятий, организаций и учреждений,                         
эксплуатирующих источники ионизирующего излучения;                           
- создать систему своевременного оповещения населения информацией об         
угрозе радиационной опасности,  уровнях радиоактивного загрязнения           
природной сферы и сельскохозяйственной продукции;                            
- запретить приемку в эксплуатацию установок и источников                    
- ионизирующего излучения без создания и ввода в действие                    
системы  контроля радиационной обстановки.                                   
3.7. Предотвращение  загрязнения природной среды опасными хи-                
мическими веществами.                                                        
Провести инвентаризацию производств, процессов, при которых в                
природную среду поступают канцерогенные и  токсичные  вещества,  и           
разработать  комплекс  технических, организационных  и правовых норм (в      
пределах компетенции) по предотвращению поступления их в природную среду.    
3.8.Защита населения от шума и электромагнитного излучения:                  
- осуществить паспортизацию основных магистральных улиц по                   
фактору шума. При необходимости разработать комплексную схему и              
программу защиты населения от шума;                                          
- продолжить работу по проведению санитарно-гигиенической                    
паспортизации  источников электромагнитного воздействия на человека и        
окружающую среду с созданием карты существующей и прогнозируемой             
электромагнитной обстановки;                                                 
- разработать и  внедрить  систему  организационных и инженерно-             
технических мероприятий по снижению электромагнитных излучений до            
нормативных уровней;                                                         
                                                                             
III. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ,  ОБРАЗОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ                        
4.1. Создать  систему экологической  пропаганды  и просвещения               
населения через средства массовой информации с использованием                
местного материала.                                                          
Для этого необходимо:                                                        
- готовить ежегодные доклады администрации города, используя                 
сведения всех  природоохранных  органов о состоянии природной среды          
города, для широкого информирования населения;                               
- организовать единую систему экологической информации,                      
пропаганды экологических знаний по радио, телевидению, в печати;             
- организовать выпуск экологических бюллетеней, содержащих                   
стандартные количественные данные о состоянии природной среды;               
- организовать изготовление фотостендов,  фотовитрин,  других                
средств наглядной информации по разделам природоохранной тематики и          
размещение их при проведении   культурно-массовых мероприятий.               
4.2 Создание системы всеобщего и непрерывного образования и                  
воспитания населения города в области охраны природы и рационального         
природопользования:                                                          
а) ввести в детских садах, школах специальные программы экологи-            
ческого воспитания и образования с использованием местного материала;        
б) проводить теоретическую и методическую подготовку учителей                
по  современным экологическим проблемам, для чего:                           
- проводить экскурсии для учителей  биологии, географии, химии,              
физики по ознакомлению с  экологическими проблемами региона;                 
- проводить встречи учителей со  специалистами  города Сургута с             
целью расширения и углубления экологических знаний;                          
в) подготовить необходимые наглядные средства обучения:                      
- фотоальбом редких и исчезающих видов флоры и фауны региона;                
- сборник статистических данных по изменению состояния природной среды       
в регионе;                                                                   
- бюллетени о состоянии природной среды;                                     
- ландшафтные карты и кадастры природных ресурсов;                           
- компьютерные программы по экологическому обучению и                        
моделированию;                                                               
- видеофильмы (экологические проблемы региона, антропогенные                 
формы рельефа, здоровье и среда, оптимизация природопользования).            
4.3. Изучение и  учет общественного мнения.                                  
Проводить изучение общественного мнения по  вопросам  охраны                 
природы и рационального природопользования.                                  
                                                                             
V. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ      
В целях реализации функций и полномочий, определенных                        
законодательством по охране природы и природопользованию (Закон              
РСФСР <Об охране окружающей природной среды>, < Земельный кодекс             
РСФСР>, Закон РФ <Об общих принципах организации местного                    
самоуправления в Российской Федерации> и другие):                            
а) продолжить работу по совершенствованию структуры                          
муниципальной службы управления природопользованием и охраны                 
природы, основными принципами которой являются:                              
- объединение ведомств, осуществляющих контроль и управление                 
компонентами природной среды;                                                
- использование современных методов управления и средств сбора,              
обработки, хранения и предоставления информации.                             
Для этого необходимо:                                                        
б) развивать  муниципальную систему управления природопользова-              
нием и охраны природы;                                                       
в) создать единую систему ведения комплексного территориального              
кадастра;                                                                    
г) совершенствовать систему ведения экологических паспортов                  
предприятий, отраслей, территорий;                                           
д) создать систему обеспечения безопасности при авариях и раз-               
рушениях от сильнодействующих ядовитых веществ;                              
е) разработать систему обмена научно-технической информацией по              
природопользованию и охране природы с региональными, республи-               
канскими и отраслевыми органами информации;                                  
ж) обеспечить органы управления, проектные, общественные                     
организации, население оперативной и достоверной информацией о               
состоянии природной среды.                                                   
                                                                             
VI.ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ И                            
РАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ                                             
6.1.Финансирование природоохранных мероприятий осуществляется                
из источников, предусмотренных законодательством:                            
- средств бюджета города;                                                    
- внебюджетных средств экологических фондов;                                 
- собственных  средств предприятий, учреждений, организаций.                 
6.2. Довести уровень финансирования природоохранных                          
мероприятий Программы <Охрана природы и рациональное использование           
природных ресурсов города Сургута> на 2000 и последующие годы до 5
от расходной части бюджета города.                                           
                                                                             
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                              
Анализ различных источников выделения средств на мероприятия                 
по охране природы показывает,  что уровень финансирования  зависит  от       
исторического  времени и особенностей конкретной страны. Cложилось           
устойчивое апробированное мнение, что на природоохранные мероприятия         
для получения положительного эффекта в каждой стране необходимо              
направлять не менее 5стоимости валового национального  продукта. В        
противном случае  не удается остановить и в достаточной мере                 
компенсировать разрушение природной среды. Для города Сургута                
представляется  целесообразным  на  данном  этапе  выделение на эти цели     
доли расходной части бюджета города в размере не менее 3с                  
последующим доведением ее в будущем до 5 Это позволит                      
стабилизировать экологическую обстановку и в перспективе улучшить,           
повысить комфортность и качество жизни в городе.                             

Полезные ссылки